Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Орган государства




Жизнедеятельность общества всегда связана с наличием прочной государственной власти. Власть, во-первых, организует (регулирует) со­вместную деятельность людей. Во-вторых, власть вправе принуждать граж­дан следовать воле государства.

Для того, чтобы власть проявила себя, обеспечивала выполнение своих задач (функций), требуется формирование специальной структур­ной организации - механизма (аппарата) государства. Механизм государ­ства олицетворяет материальную силу государственной власти. Структур­ными (составными) элементами механизма государства являются органы государства. Для образования государственного органа необходима пра­вовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обыч­но система государственных органов (механизм государства) устанавли­вается Конституцией государства (см.: ст.ст. 11 и 12 Конституции Российс­кой Федерации).

Орган государства является первичной ячейкой, клеточкой госу­дарственного механизма. Каждый орган государства входит в механизм государства, составляет часть государственного аппарата.

Независимо от многообразия форм органов государства, различных форм их деятельности, все они обладают определенными признаками (свой­ствами). Во-первых, все государственные органы обладают государствен­но-властными полномочиями, их действия носят властный характер (их ве­ления обязательны для исполнения). Государственно-властные полномочия - обязательная принадлежность каждого органа государства независимо от того, какое место он занимает в системе государственного аппарата и в каких формах осуществляет свою деятельность. Правовые акты, принятые органами государства, обязательны для исполнения, в необходимых случа­ях обеспечиваются защитой в форме государственного принуждения. При­менение государственного принуждения возложено на специально образо­ванные органы, действующие в рамках закона. К числу таких органов отно­сится, прежде всего, суд, а в случаях, предусмотренных законом - и органы милиции, следственные органы, некоторые ведомственные инспекции и др.

Что касается иных государственных органов, то принудительные меры, осуществляемые ими, не выходят, как правило, за рамки дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное наказание распространяется лишь на круг работников данного органа и подчиненных ему государственных организа­ций.

Вторым важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции. Слово «компетенция» латинского происхожде­ния и имеет два значения:

а) Круг вопросов, в которых данное лицо или лица обладают позна­ниями («ведают что-то»).

б) Круг полномочий, состоящих из прав и обязанностей («ведать чем-то»).

Устанавливая компетенцию каждого органа, государство тем самым производит «разделение труда» между ними. Путем установления компе­тенции государство регулирует отношения:

а) между государством и его органом;

б) между органами власти и иными лицами; они определяются ре­альными жизненными обстоятельствами, фактами (интересами личнос­ти, интересами экономики, политики охраны прав граждан и др.);

в) отношениями между различными органами государства (Рос­сийской Федерацией и её субъектами, законодательными и исполнитель­ ными органами государства, судебными и следственными органами и т.д.).

Компетенция органов государства устанавливается Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Федерации, подзаконными актами (указами Президента, постановлениями Правительства, актами исполнительных органов субъектов Федерации).

Поскольку компетенция устанавливается государством, орган го­сударства не должен уклоняться от реализации своей компетенции, но и не может выходить за ее пределы. Акты, изданные с нарушением компетен­ции, признаются юридически недействительными. Органы государства не вправе передавать свою компетенцию другому органу, кроме случаев, указанных в законе. Вышестоящий орган не должен подменять нижестоя­щие, поскольку это нарушает и его, и их компетенцию. Органы государ­ства и должностные лица несут юридическую ответственность перед госу­дарством и гражданами за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей входящих в компетенцию.

Третий признак органа государства выражается в том, что каж­дый орган государства действует в установленном государством поряд­ке. Так, например, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 114) порядок деятельности Правительства Российской Федерации определя­ется Федеральным конституционным законом. Федеральными конститу­ционными законами в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 128) устанавливается порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Феде­рации.

Четвертый признак (свойство) органа государства состоит в нали­чии определенной организационной структуры и определенного числа работников. Каждый работник исполняет определенную задачу, находится в определенных взаимоотношениях, имеет определенные полномочия. Структура государственного органа отражает рациональное разделение труда между частями органа в процессе его деятельности.

На основании вышеизложенного можно дать следующее опреде­ление органа государства. Орган государства - это коллектив людей, опре­деленным образом организованный, наделенный государственно-власт­ными полномочиями для выполнения возложенных на него задач.

Объединение таких ячеек и образует государственный аппарат. Механизм государственной власти требует всестороннего, системного исследования. Необходимо его составные части рассматривать не только в статике (совокупность органов), но и в динамике (процессе деятельности этих органов, во взаимоотношениях и взаимосвязях между ними).

Ячейки механизма государственной власти (органы власти) можно делить на виды по различным основаниям:

По порядку образования они могут подразделяться на первичные органы (выборные) и производные (от выборного).

По объему полномочий:

а) органы общей компетенции (правительство);

б) органы специальной компетенции (отраслевые).
По способу принятия решения:

а) коллегиальные;

б) единоначальные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 38; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.