Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма правления.




ДРУГИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наряду с судами и органами прокуратуры правоохранительную деятельность осуществляют и другие государственные органы. К их числу ОТНОСЯТСЯ: органы предварительного расследования; МВД и его органы; Федеральная служба безопасности РФ и иные федеральные органы. Объе­диняет все правоохранительные органы то, что деятельность каждого из них направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юридичес­ких лиц и государства в целом.

Внутреннюю безопасность в РФ обеспечивают органы Министерства внутренних дел.

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внут­ренних дел РФ. К следующему звену органов внутренних дел относятся: Главные управления МВД в Федеральных округах, МВД республик в составе РФ, УВД краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, авто­номных областей, автономных округов.

Министерствам и УВД подчиняются районные и городские ОВД. В свою очередь в крупных городах, имеющих районное деление, может образовываться ГОВД (его начальник подчиняется начальнику УВД), в под­чинении которого находятся РОВД районов города. Значительное место в системе органов МВД занимает милиция: криминальная милиция и мили­ции общественной безопасности (местная милиция), а также следствен­ные подразделения при РОВД (ГОВД, УВД).

Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия; организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения сто­ящих перед ней задач.

Основными задачами милиции общественной безопасности явля­ется охрана общественного порядка и общественной безопасности, пре­дупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, рас­следование несложных дел.

В состав милиции общественной безопасности (местной милиции) входят: дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, ГИБДД - ГАИ, охраны объектов по договорам, участковые уполномочен­ные милиции, изоляторы временного содержания подозреваемых и обви­няемых, паспортно-визовые службы, отделы по предупреждению право­нарушений несовершеннолетних.

В органах МВД имеется следственный аппарат, а также и иные службы. Внешнюю, а также отчасти и внутреннюю безопасность Россий­ской Федерации, обеспечивают Федеральные органы государственной безопасности РФ. Эти органы строго централизованы, действуют незави­симо от органов власти субъектов федерации, руководство их деятельнос­тью осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Важнейшее место в системе федеральных органов государствен­ной безопасности РФ занимают органы федеральной службы безопасно­сти. Их деятельность регулируется Законом "Об органах федеральной служ­бы безопасности в Российской Федерации".

В систему органов Федеральной службы безопасности входят: Фе­деральная служба безопасности Российской Федерации; управления (от­делы) Федеральной службы безопасности РФ по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопаснос­ти); управления (отделы) Федеральной службы безопасности в Вооружен­ных Силах РФ, в войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Федеральную служ­бу безопасности возглавляет Директор, назначаемый на должность Прези­дентом РФ. Основными направлениями деятельности органов Федераль­ной службы безопасности являются разведывательная и контрразведыва­тельная деятельность, а также борьба с преступностью. Органам Феде­ральной службы безопасности предоставлено право производить дозна­ние и предварительное следствие по делам, отнесенным к их компетенции.

Кроме ФСБ к числу федеральных органов государственной безо­пасности РФ относятся: Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и реорганизуемые в настоящее время Федеральное агентство пра­вительственной связи и информации и Федеральная пограничная служба.

Все эти органы подчиняются непосредственно Президенту РФ. Их руководители назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.

К числу правоохранительных органов относятся также органы Фе­деральной службы налоговой полиции, которые в настоящее время находится в стадии реформирования и реорганизации, и таможенные органы РФ, Таможенные органы представляют стройную систему, состоящую из
государственного таможенного комитета, региональных таможенных уп­равлений, таможен и таможенных постов. Центральным органом, осуще­ствляющим непосредственное руководство таможенным делом, является государственный таможенный комитет. Во главе ГТК РФ стоит ПредседательГосударственного таможенного комитета, который назначается Президентом РФ. Руководство местными таможенными органами и коорди­нацию их деятельности осуществляют региональные таможенные управ­ления. Число таможенных регионов (округов) совпадает с числом феде­ральных округов (например, Западно-Сибирский таможенный регион включает в себя территории Новосибирской, Томской, Омской, Тюменс­кой, Кемеровской областей, Алтайского края и Республики Алтай). Основными органами, осуществляющими контроль и оформление перемещаемых через границу товаров, борьбу с нарушениями таможенных правил, являются таможни. Таможенные органы производят также дознание по таким преступлениям, как, например, контрабанда.

ГЛАВА 4. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

После того как определено назначение государства, выделены его глав­ные признаки, даны основные характеристики механизма государства - воз­никает потребность рассмотреть вопрос о том, как устроено государство, в каких конкретных формах государство существует, каким образом может осу­ществляться организация, распределение и реализация власти в государстве. Но как лучше это сделать? Как изучать форму государства?

Традиционно в любом государстве выделяется три основных взаи­мосвязанных блока (части): форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит (осу­ществляет государственную власть), как организованы и действуют верховныеи центральные органы государства.

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществ­ляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяются монархические и республиканские формы правления.

а) Монархия. В переводе с греческого языка данный термин означа­ет единовластие. Во главе государства находится монарх, который пользу­ется своей властью по наследству. В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, Монарх выступает источни­ком всякого права (закона), он находится во главе исполнительной власти. Он имени монарха творится правосудие, ему принадлежит право помило­вания. На международной арене, в отношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Монарх пользуется титулом короля, царя, императора, получает содержание из государствен­ной казны, имеет право на особую охрану.

В зависимости от полномочий монарха различаются несколько раз­новидностей монархической формы правления.

Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для феодаль­ного строя. При абсолютной монархии в руках монарха сосредоточивает­ся вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может на­значать правительство, вершит высший суд. Подданные (население) изна­чально юридически бесправны. Монарх не наделял их какими-то правами.

В современных условиях абсолютная монархия - чрезвычайная ред­кость. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Монархи в Саудовской Аравии и Омане считаются также высшими духов­ными лицами, что еще больше увеличивает их власть.

Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ограничен­ной, или конституционной монархии. Здесь наблюдается уже возникшее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае отделе­ние законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит, в принципе, парламенту. Исполнительная власть принадле­жит монарху, который может осуществлять её непосредственно или через назначение монархом правительства. Исполнительная власть может быть и более или менее независимой, самостоятельной.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом утверждения закона или его отклонения (вето - запрещено). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, может сменить правительство, если таковое есть. За свою деятель­ность Правительство несет ответственность лишь перед монархом, но не перед парламентом.

Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между Шествующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью. однако преимущественно власть принадлежит монарху и его окружению.

Парламентская монархия. Эта форма правления существует обыч­но в высокоразвитых государствах (Великобритания, Швеция, Япония, Ка­нада и др.). В парламентской монархии признается принцип верховенства и парламента над исполнительной властью. Верховенство парламента выра­жается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента.

Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом "вето" в отношении законов, принятых парламентом, он не наде­нем. Даже когда оно ему принадлежит, на практике монарх им не пользует­ся, либо монарх осуществляет это право по указанию правительства. Как Правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно. Все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скреп­ляются подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего они не имеют юридической силы. Тем самым глава правитель­ства или министр принимают на себя ответственность за данный акт мо­нарха.

Главный отличительный признак парламентской монархии - ответственность правительства перед парламентом за свою работу. Если парла­мент выразит правительству недоверие - правительство должно подать в отставку, либо уволено в отставку монархом. За монархом сохранены представительские функции (представление государства за пределами его гра­ниц)-

б) Республика. В республике высшие органы власти избираются населением на определенной срок. Республиканская форма правления также стара, как и монархическая. Древние Афины и Древний Рим, Гос­подин Великий Новгород и Венеция знали республиканскую форму прав­ления в различные периоды своей истории. Первой республикой нового времени были Соединенные Штаты Америки, утвердившие республикан­ский строй после обретения страной независимости. Во Франции 1-ая рес­публика была провозглашена в 1792 году. Сегодня французы живут в Пя­ти республике. В России республика была провозглашена Декретом Вре­менного Правительства 1 сентября 1917 года. Она просуществовала co­in ем немного, так как в результате Октябрьской Революции были учреж­дена Республика Советов. Новая Российская Конституция учреждает тре-11,ю республику в России.

Известны две формы республик - парламентская и президентская республики. В республике законодательным органом власти является избираемый населением представительный орган власти - парламент. Он может состоять из одной палаты или двух. В свою очередь в двухпалатном парламенте палаты либо равны, либо подразделяются на нижнюю и верх­нюю. Последняя играет роль контрольного органа, утверждающего зако­ны, принятые нижней палатой. Верхняя палата в ряде стран называется Сенатом (в США, Франции, Италии), в России- Федеральное Собрание.

В парламентской республике правительство формируется парла­ментом. Главой правительства, как правило, становится лидер победив­шей на выборах в парламент партии. За свою деятельность правительство несет ответственность перед парламентом (Италия, ФРГ).

В парламентских республиках также может существовать институт Президента. Но Президент избирается на должность Парламентом и вы­полняет примерно те же функции, что и монарх в конституционной мо­нархии.

Президентская республика. В президентской республике население избирает два верховных органа государственной власти: Парламент - выс­ший законодательный и контрольный орган, и Президента - Главу государ­ства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятель­ностью. Президент осуществляет полномочия Главы государства и, одно­временно, главы исполнительной власти, парламент - законодательного орга­на, а Правительство - органа исполнительной власти. Тем самым наиболее полно осуществляется разделение законодательной и исполнительной влас­ти: и Парламент и Президент обладают равным объемом доверия народа и независимы друг от друга. Но вместе с тем, оба эти органа сохраняют взаим­ный контроль: Президент может наложить вето (запрет) на принятый парла­ментом закон и вернуть его на новое рассмотрение; парламент, в свою оче­редь, утверждает назначенных Президентом министров и других высших чинов исполнительной власти. Президент может также быть привлечен к ответственности и отстранен от власти посредством процедуры импичмен­та (отрешение от должности). Но это возможно лишь в случаях совершения Президентом тяжкого преступления. При такой форме правления Прези­дент как правило избирается непосредственно народом.

Кроме парламентской и президентской республики существует еще одна форма - смешанная (полупрезидентская или полупарламентская) республика. От президентской она отличается тем, что Правительство фор­мируется Президентом по согласованию с парламентом. По представле­нию премьер-министра Президент назначает других министров. В тоже время парламент может при определенных условиях выразить правитель­ству недоверие, и оно должно уйти в отставку.

Полупрезидентской является Французская Республика (пятая). Однако фактически прерогативы Президента столь широки, что не уступают полномомочиям американского президента, а кое в чем превосходит их: Французский Президент может распустить Парламент и назначить новые выбо­ры, чего не может американский президент. Не случайно пятую республику некоторые французские государствоведы называют "Республиканс­кой монархией".

Институт Президентской власти в России имеет сравнительно ко­роткую историю. По Конституции Российской Федерации Президент занимает особое место в системе органов государственной власти. Прези­дент не входит напрямую непосредственно ни в одну из её ветвей. Между Президентом, законодательной и исполнительной властями нет отноше­нии подчиненности. Но нет оснований трактовать Президентскую власть как стоящую над другими, зависящими от Президента. Каждая из ветвей ВЛАСТИ осуществляет закрепленные за ними полномочия, взаимодействуют друг с другом. Президент реализует свои полномочия в рамках Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 35; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.