Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная власть РФ




КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА

Органы государственной власти делятся также на различные виды по принципу разделения властей. Это наиболее рациональный, важный принцип организации и деятельности органов власти, отражающий де­мократизм государства.

В своем классическом виде принцип разделения властей сводится к тому, что задачи единой государственной власти должны осуществляться различны­ми органами, независимо друг от друга. В Конституции РФ указывается, что государственная власть осуществляется на основе разделения властей на зако­нодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть в Российс­кой Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации. Распределение законодательствования, исполнения законов и осуществления правосудия между тремя разными видами органов вла­сти - не только естественная предпосылка разделения властей. Это и механизм обеспечения демократии, исключения чрезмерной концентрации, монополи­зации власти одним человеком, одним органом государства.

Принцип разделения властей реализован в той или иной форме, с разной последовательностью, во многих государствах. Так в США этот принцип осуществлен довольно последовательно и успешно. В США ме­ханизм государственной власти представлен Парламентом, Президентом и судебными органами.

Имеет свои особенности разделение властей и в Российской Феде­рации. Специфика нынешней российской системы разделения властей проявляется в особенности положения Президента РФ в системе органов власти, смешанной (президентско-парламентской) форме правления.

В субъектах РФ также существует разделение властей.

Разделение властей представляет собой гораздо больше, чем про­сто обеспечение разделения государственных органов. Оно не сводится к механическому разделению труда, функций и полномочий между различ­ными органами государственной власти. Разделение властей должно со­провождаться системой сдержек и противовесов. Каждому органу власти (законодательному, исполнительному, судебному) предоставлено законом право контролировать работу других. Так, по Конституции РФ, исполни­тельная власть может воздействовать на сферу законодательных полномо­чий Парламента. Парламент, утверждая бюджет, контролирует деятельность исполнительных органов, может обратиться в Конституционный суд с просьбой рассмотреть правовые акты исполнительной власти на предмет их соответствия Конституции. Президент имеет право не подписать зако­ны, принятые Государственной Думой (наложить вето).

Конституция РФ не только закрепляет принцип разделения властей, и предоставляет самостоятельность каждой из ветвей власти. В нормах Кон­ституции предусмотрены также и гарантии единства системы государственной власти. К их числу относятся:

1. Верховенство Конституции на территории России.

2. Отнесение к ведению РФ полномочий по закреплению общих принципов организации и деятельности органов власти в государстве.

3. Образование в Российском государстве единой системы испол­нительных и судебных органов.

4.Наличие в нормах Конституции согласительных процедур, с по­мощью которых разрешаются разногласия между органами власти Феде­рации и её субъектов.

Итак, разделение властей выражается в разграничении компетен­ции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям властью. Раз­деление властей является способом организации и деятельности правово­го государства и реализации правовых законов. Это означает, что в меха­низме государства отсутствует орган, в котором бы концентрировалась вся полнота государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть - это представительная власть, представ­ленная, как правило, выборными коллегиальными органами, основная функция которых - принятие законов. Но это не означает, что законода­тельные органы кроме приятия закона не осуществляют никаких других полномочий. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая функция. Ежегодно представительные органы утвер­ждают государственный бюджет страны, контролируют работу исполни­тельной власти, участвуют во внешнеполитическом процессе, решают вопросы обороны, осуществляют определенные судебные функции (мо­гут привлекать Президента, членов Правительства к ответственности).

Исполнительная власть. В отличие от законодательной власти ис­полнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть.

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, и направлены на организацию исполнения закона. Отсюда их название - исполнительные органы. Одним из существенных признаков исполнительной власти является то, что исполнительная власть, её органы действуют непрерывно на всей территории государства. Этим они отлича­ются от законодательных и судебных органов.

Другой признак состоите том, что исполнительная власть опирает­ся на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует чиновников, административно-вооруженные формирования - армию, милицию, органы безопасности. "Силовой" характер исполнительной вла­сти составляет объективную основу для возможной узурпации всей пол­ноты государственной власти исполнительными органами. Поэтому не­обходим действенный контроль за деятельностью исполнительных орга­нов со стороны законодательной и судебной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через Правитель­ство (Президента) и его органы на местах. Правительство призвано обес­печить охрану существующего общественного порядка, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления.

Исполнительная власть на местах осуществляется назначаемыми центром местными органами исполнительной власти (местной админист­рации), либо выборными органами и должностными лицами местного самоуправления.

Органами исполнительной власти РФ является Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федераль­ные службы, государственные комитеты РФ, федеральные агентства и т.п.). В субъектах РФ органами исполнительной власти могут выступать Прави­тельства, администрации и министерства. В местном самоуправлении ис­полнительными органами являются - администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т.д.

Судебная власть - это власть, призванная от имени государства осу­ществлять правосудие. Она представляет собой единую общегосударствен­ную систему судебных органов. Правосудие - это такой вид (форма) госу­дарственной деятельности, которая осуществляется только судебными орга­нами. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в споре о праве, отвечает на вопрос - нарушен или нет закон. В решении судебного органа может устанавливаться факт нарушения каким-либо действием закона, за что правонарушитель несет ответственность перед государством. В дру­гом случае суд может отменить юридический акт, который принят в нару­шение действующего законодательства.

Существенная особенность судебной власти состоит в особой про­цедуре ее осуществления. Ее суть выражается, образно говоря, в том, что­бы держать весы, равные для обеих сторон, для того, чтобы взвесить (оценить) права и обязанности каждой и вынести справедливое решение.

Отсюда такие признаки судебной власти, как состязательность, глас­ность, независимость, коллегиальность.

Важным принципом деятельности судов являются законность и не­зависимость судей, и подчинение их только российской Конституции и законам. Это является главным условием существования самостоятель­ной судебной власти, способной защитить права и свободы человека. Не­зависимость судей обеспечивается предусмотренной законом процеду­рой осуществления правосудия, запретом на вмешательство в осуществ­ление правосудия, установленным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судов и судей.

Согласно Конституции РФ, судьи несменяемы. Это означает стабиль­ное сохранение судьей занимаемой должности. С несменяемостью тесно связана неприкосновенность судей. Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в порядке, установленном законом. Неприкос­новенность судей - одна из существенных гарантий их независимости.

Важной гарантией независимости судей является финансирование их только из федерального бюджета.

Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое (гласное, публичное) разбирательство - важный принцип судопроизвод­ства. Закрытое слушание дел допускается в случаях, установленных зако­ном. При этом судопроизводство осуществляется на основе состязатель­ности и равноправия сторон. Это значит, что все равны перед законом и судом, независимо от пола, расы, национального происхождения, вероис­поведания, имущественного и должностного положения.

ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учреждение института президентской власти в Российской Федера­ции произошло в 1991 году в результате всенародного голосования - рефе­рендума. Причиной этому послужили сильное ослабление исполнитель­ной власти, углубление экономического и политического кризиса в обще­стве и государстве. 12 июня 1991 года состоялись прямые выборы первого Президента России.

Президентская власть была призвана наладить действенное госу­дарственное управление, укрепить исполнительскую дисциплину, обес­печить правопорядок в стране. С этой целью она была в значительной степени обособлена от иных органов власти и наделена соответствующи­ми полномочиями.

Конституция Российской Федерация 1993 года внесла существен­ные изменения, затронувшие статус Президента, порядок его избрания, полномочия и взаимодействие с другими органами власти.

Согласно положениям 4 главы Конституции Российской Федера­ции, Президент России является главой государства. Этим определяется его роль и место в системе государственной власти. Он занимает особое место в этой системе и не входит непосредственно, напрямую ни в одну из ветвей государственной власти. Президент наделен самостоятельными полномочиями, что делает его юридически независимым, но он обязан взаимодействовать со всеми органами власти на основе Конституции. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установ­ленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверените­та Российской Федерации, её независимости и государственной целостно­сти, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

Свой конституционный статус Президент обязан реализовать толь­ко в пределах своих полномочий, установленных Конституцией.

Президент Российской Федерации как глава государства представ­ляет нашу страну во внутренних и международных отношениях. Он на основе ив соответствии с Конституцией и федеральными законами опре­деляет основные направления внутренней и внешней политики государ­ства. Они формулируются в ежегодных посланиях Президента России Фе­деральному Собранию - Парламенту.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего рав­ного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Прези­дентом может быть избран только гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. При этом одно и то же лицо не может занимать должность Президента Россий­ской Федерации более двух сроков подряд (ст.81).

Порядок избрания Президента Российской Федерации определяет­ся федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 года. В соответствии с этим законом право выдвигать кандидата на должность Президента вправе политическая партия, избира­тельный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициатив­ную группу в количестве не менее 500 человек. Они обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее двух миллионов подписей избира­телей. При этом на один субъект Российской Федерации должно прихо­диться не более пятидесяти тысяч голосов избирателей. Сбор подписей не требуется, если кандидат выдвигается политической партией или избира­тельным блоком, допущенными к распределению депутатских мандатов.

Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не избран, то через 21 день назначается повторное голосование (второй тур) по двум зарегистрированным канди­датам, получившим в первом туре наибольшее число голосов избирате­лей, при наличии их письменного согласия на участие в повторном голо­совании. Если до повторного голосования один из этих кандидатов снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, то его место за­нимает следующий по количеству набранных голосов кандидат. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента Российс­кой Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата. При этом необходимо, чтобы число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, было больше числа го­лосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Повторное голосо­вание может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после вы­бытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистри­рованный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента Российской Федерации, если он по­лучил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Вновь избранный Президент Российской Федерации вступает в дол­жность по истечении 4-х летнего срока со дня в должность предыдущего главы государства. В случае досрочных выборов вступление в должность происходит на 30-ый день со дня официального опубликования общих ре­зультатов выборов. Вступление Президента РФ в должность происходит в торжественной обстановке в присутствии представителей органов госу­дарственной власти и почетных гостей. При вступлении в должность глава государства приносит народу присягу, в которой принимает на себя обя­зательства по охране Конституции и защите прав и свобод граждан.

Президент Российской Федерации обладает широкими полномо­чиями в соответствии со своим статусом главы государства. Он реализует их как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими органами вла­сти.

Президент Российской Федерации имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти. В отно­шении формирования исполнительной власти он:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Прави­тельства Российской Федерации;

- по предложению Председателя Правительства Российской Феде­рации назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

- утверждает по предложению Председателя Правительства Россий­ской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти;

- принимает решение об отставке Правительства Российской Феде­рации;

- имеет право возглавлять заседания Правительства;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федера­ции;

- формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

- назначает и освобождает полномочных представителей Президен­та Российской Федерации (в федеральных округах, Государственной Думе, Совете Федерации и тд.).

В сфере обороноспособности и безопасности страны:

- утверждает военную доктрину и концепцию национальной безо­пасности России;

- является Верховным Главнокомандующим;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

- вводит на территории России или на отдельных ее местностях во­енное положение;

- вводит на территории России или на отдельных ее местностях чрез­вычайное положение.

В сфере международных отношений:

- осуществляет руководство внешней политикой России;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры;

- подписывает ратификационные грамоты;

- назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;

- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

На Президента возложены полномочия, связанные с деятельнос­тью Государственной Думы. Он:

 

- назначает выборы Государственной Думы;

- распускает Государственную Думу на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

- назначает референдум;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует законы, обладает правом отлагательно­го вето (т. е. правом отклонить принятый Государственной Думой закон).

 

В отношении органов судебной власти:

 

- предлагает Совету Федерации кандидатуры для на назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Ар­битражного Суда;

- назначает судей других федеральных судов;

- вносит в Совет Федерации предложения о назначении на долж­ность и освобождении от должности Генерального Прокурора России.

 

В социальной сфере:

 

- решает вопросы гражданства;

- решает вопросы предоставления политического убежища;

- награждает государственными наградами, присваивает почетные звания Российской Федерации;

- присваивает высшие воинские и высшие специальные звания;

- осуществляет помилование.

Президент России наделен правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии федеральной Кон­ституции нормативных актов, а также о толковании Конституции Российс­кой Федерации. В случае нарушения Конституции РФ и федеральных зако­нов Президент обладает правом внесения предупреждения и отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Акты главы государства не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным Законам.

Президент РФ прекращает свои полномочия по истечении 4-х лет­него срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным главой государства. Прекращение его полномочий возможно также досрочно в следующих случаях, установленных Конституцией: доб­ровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осу­ществлять свои полномочия, отрешения от должности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент может быть отрешен от должности на основании обвинения, выдвинутого Государственной Думой. Обвинение должно быть подтверждено заклю­чением Верховного Суда. Конституционный суд дает заключение о соблю­дении установленного порядка выдвижения обвинения. Отрешает Прези­дента от должности Совет Федерации. В обеих палатах вопрос об отреше­нии от должности решается большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов (членов). По Конституции отрешение возможно только на осно­вании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжко­го преступления.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства России. Но он не может распустить Государственную Думу назначить референ­дум, внести предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ.


Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание Российской Фе­дерации - является представительным и законодательным органом госу­дарственной власти. Как представительный орган, Федеральное Собрание формируется путем выражения воли народа, т.е. путем выборов. Общее собирательное название представительных законодательных органов в мире - парламент.

Оно представляет многонациональный народ России и субъекты федерации. Признание же его законодательным органом означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть принят, если он не рас­смотрен и не одобрен парламентом. Как законодательный орган Феде­ральное Собрание осуществляет контроль за исполнительной властью, т.е. за Правительством. Федеральное Собрание является постоянно действую­щим органом.

Федеральное Собрание состоит из двух равноправных палат - Госу­дарственной Думы и Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Совместные заседания палат парламента проводятся для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания палат парламента проходят открыто (гласно). В отдель­ных случаях, при рассмотрении вопросов, связанных с государственной тайной, обороноспособностью и безопасностью государства, палаты мо­гут проводить закрытые заседания.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъек­та Российской Федерации: по одному от представительного и исполни­тельного органов государственной власти. 5 августа 2000 года вступил в силу федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии с этим законом законодательный (представительный) орган власти субъекта фе­дерации избирает своего представителя в Совет Федерации по предложе­нию председателя этого органа или группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов. Он избирается на срок полномочий избравшего его законодательного органа власти субъекта РФ. Представитель же от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается в Совет Федерации высшим должностным ли­цом субъекта Федерации на срок его полномочий. Данный порядок фор­мирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2002года. До поступления этого срока в состав Совета Федерации входили по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.

Согласно Конституции Российской Федерации, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами России, утверждение указов главы государства о введении чрезвычайного и военного положения, решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за её пределами, назначение выборов Прези­дента Российской Федерации, отрешение Президента России от должнос­ти, назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации, назначение на должность и освобожде­ние от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесен­ным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принима­ются большинством голосов от общего числа членов палаты.

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, которые изби­раются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют только граждане России, достигшие на день выборов восемнадцатилетнего возраста. Депутаты Го­сударственной Думы избираются сроком на 4 года. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен федеральным законом от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Этим законом устанавливается мажоритарно-пропорциональная (смешан­ная) избирательная система. Это означает, что половина (225 депутатов) состава Государственной Думы избирается по одномандатным округам, то есть от каждого избирательного округа избирается один депутат. Дру­гая половина избирается по общефедеральным спискам кандидатов в де­путаты, выдвинутых избирательными объединениями (партиями) и изби­рательными блоками. Мандаты при этом распределяются пропорциональ­но количеству набранных голосов между избирательными объединения­ми (партиями), набравшими не менее 5% голосов избирателей.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть членами Совета Федерации, депутатами других представительных органов, занимать иные оплачиваемые должности на государственной службе. За свою работу в парламенте народные избран­ники получают заработную плату. В период осуществления своих полно­мочий депутаты обладают неприкосновенностью.


К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Прези­денту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Рос­сийской Федерации, назначение на должность и освобождение от должно­сти Председателя Центрального банка Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Прези­дента Российской Федерации для отрешения его от должности. По вопро­сам, отнесенным к её ведению, Государственная Дума принимает поста­новления большинством голосов от общего числа депутатов.

Кроме того, с целью осуществления контроля за деятельностью Пра­вительства России и исполнением бюджета обе палаты парламента обра­зуют Счетную палату. При этом каждая палата назначает половину соста­ва ее аудиторов. При этом Государственная Дума назначает и освобожда­ет от должности Председателя счетной палаты, а Совет Федерации - его заместителя.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Рос­сийской Федерации в следующих случаях:

- после трехкратного отклонения представленных Президентом кан­дидатур Председателя Правительства Российской Федерации;

- в случае повторного в течении трех месяцев выражения недове­рия Правительству Российской Федерации;

- при отказе в доверии Правительству России, если глава Правитель­ства сам поставил вопрос о доверии Правительству.

Причем в последних двух случаях глава государства может либо распустить Государственную Думу, либо объявить об отставке Правитель­ства.

Особое место в компетенции Федерального Собрания занимают законодательные полномочия. Это вытекает из его конституционного ста­туса как законодательного органа. Парламент может принимать законы, которые охватывают наиболее важные вопросы в различных сферах госу­дарственной и общественной жизни.

Федеральное Собрание может принимать законы только в пределах предмета ведения Российской Федерации и совместного ведения России и её субъектов. В предметы ведения субъектов Российской Федерации зако­нодательный орган вторгаться не имеет конституционного права. Феде­ральное Собрание принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Конституция Российской Федерации регулирует порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов, т.е. весь законодательный процесс.

Законопроекты вносятся только в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федера­ции, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен­ной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные орга­ны субъектов Российской Федерации.

Право законодательной инициативы также принадлежит Конститу­ционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, но только по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой боль­шинством голосов от общего числа её депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней переда­ются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более по­ловины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четыр­надцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае откло­нения Федерального закона Советом Федерации палаты могут создать со­гласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государ­ственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решени­ем Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему на подпись федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в порядке, установлен­ном Конституцией Российской Федерации, вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одоб­рен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности:

1) Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституци­ей Российской Федерации.

2)Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы.

3) Принятый федеральный конституционный закон в течение че­тырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Феде­рации и обнародованию. При этом Президент не имеет права вето в отно­шении этих законов.

Порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов дол­жен обеспечивать демократизм формирования выраженной в законах го­сударственной воли народа, отражение его мнения и интересов.

§ 3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно Конституции Российской Федерации, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство - это высший коллегиальный орган, осуществ­ляющий государственное управление. Как высший орган исполнительной власти, Правительство Российской Федерации возглавляет единую систе­му исполнительной власти в Российской Федерации. Оно обеспечивает функционирование всей системы исполнительной власти на всей терри­тории государства, направляет деятельность министерств и иных органов федеральной исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Кандидатура Председа­теля Правительства вносится на рассмотрение Государственной Думы в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Пре­зидента Российской Федерации или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Правительства Российской Федерации Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность Президентом по предложению главы Прави­тельства. Члены Правительства не могут занимать иную должность на го­сударственной службе, в коммерческих, общественных органах и полити­ческих партиях. Они не имеют права на предпринимательскую деятель­ность, а также любую другую работу, кроме преподавательской и научно-творческой деятельности. Они не могут быть также депутатами и членами палат Парламента.

Правительство может подать в отставку по своей инициативе. Пре­зидент имеет право её принять или отклонить. В то же время Президент имеет право отправить в отставку Правительство.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. В этом случае глава государства вправе объявить об отставке Правитель­ства или не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит не­доверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Прави­тельству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Рос­сийской Федерации по поручению Президента России продолжает дей­ствовать до сформирования нового Правительства.

Как федеральный исполнительный орган власти Правительство Рос­сии наделено широким кругом конституционных полномочий.

Оно организует реализацию внутренней и внешней политики госу­дарства, осуществляет государственное управление и регулирование во всей сферах социально-экономической жизни, обеспечивает исполнение Конституции и федеральных законов. Правительство федеральной консти­туцией наделено правом законодательной инициативы.

В области управления экономикой Правительство:

-обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране;

-создает условия для свободного развития предпринимательства;

-обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредит­ной и денежной политики;

-осуществляет управление федеральной собственностью;

-разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

 

В области социальной политики Правительство:

-разрабатывает программы социального развития; реализует еди­ную политику в области здравоохранения, науки, образования и культуры;

-обеспечивает проведение единой государственной политики, реа­лизацию прав граждан в области социального обеспечения и социальной защиты;

- принимает меры по реализации прав граждан на получение пенсий и пособий; способствует развитию физической культуры, спорта и туризма.

 

В области обеспечения законности, прав и свобод граждан:

- принимают меры по охране общественного правопорядка, борь­бе с преступностью;

- разрабатывает и реализует единую политику в области обеспече­ния безопасности личности, защиты прав и свобод человека и гражданина;

-разрабатывает и реализует программу борьбы с преступностью.


В области обороны и безопасности страны Правительство России осуществляет меры по обеспечению её обороны:

 

- принимает меры к обеспечению государственной безопасности;

- принимает меры по охране государственной границы;

- руководит гражданской обороной

.

В области внешней политики Правительство России заключает меж­дународные договоры и представляет интересы Российской Федерации в международных организациях.

Правительство на основании и во исполнение Конституции, феде­ральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

В демократическом правовом государстве, как правило, имеет ме­сто выделение государственных органов, представляющих законодатель­ную, исполнительную и судебную власть. Каждая из названных ветвей вла­сти имеет свое назначение, задачи и полномочия. Власти не должны под­менять одна другую. Судебная власть - одна из трех ветвей государствен­ной власти, самостоятельная и независимая от законодательной и испол­нительной властей. Осуществляется судебная власть специально создан­ными специфическими органами - судами. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в уста­новленном законом порядке к осуществлению правосудия представите­лей народа (народных, присяжных и арбитражных заседателей). Правовую основу ее организации и реализации составляют Конституция РФ, феде­ральные конституционные законы, в частности, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», процессуальные кодексы, например, гражданс­кий процессуальный кодекс и другие нормативно-правовые акты.

Правосудие - это осуществляемая судом деятельность по рассмот­рению и разрешению правовых споров в установленной законом процессуальной форме, направленная на защиту законных прав и интересов граж­дан, юридических лиц и государства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) судебная власть осуще­ствляется посредством конституционного, гражданского, административ­ного и уголовного судопроизводства. На основе арбитражного процессу­ального кодекса в России деятельность арбитражных судов оформилась в арбитражное судопроизводство.

Право реализовывать судебную власть предоставлено судьям. Су­дьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридичес­кой профессии не менее пяти лет, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Для на­значения на должность судьи областного и равного ему суда требуется возраст 30 лет, судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, а судьи Конституционного Суда РФ соответственно 40 лет и не менее 15 лет стажа.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Остальные федеральные судьи назначаются на должность Президентом РФ на основе положитель­ного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (ста­тья 6 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Срок полномо­чий впервые назначенных федеральных судей установлен в 3 года, судей Конституционного Суда РФ -15 лет. Повторно судьи назначаются на долж­ность без ограничения срока их полномочий. Мировые судьи впервые назначаются на должность на срок не более 5 лет. При невыполнении уста­новленных для судей обязанностей, совершении ими преступлений, иных проступков, а также и в других, установленных в законе случаях, полномо­чия судьи могут быть приостановлены или прекращены.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и Федеральному закону. В законодательстве РФ установлены гарантии независимости судей.

Судьи неприкосновенны (ст. 122 Конституции РФ). В этом прежде всего и заключается правовая гарантия независимости судей. Неприкос­новенность судьи распространяется не только на его личность, но и на его жилище и служебное помещение, используемый им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и докумен­ты. Судья не может быть привлечен к административной ответственности. Привлечение судьи к уголовной ответственности, арест, могут быть осуществлены только с согласия соответствующей квалификационной колле­гии судей и по инициативе Генерального прокурора РФ. Уголовное дело в отношении судьи пк его просьбе рассматривает Верховный Суд РФ. Закон предусматривает и другие материальные и социальные гарантии незави­симости судей.

Судебную власть в РФ осуществляют входящие в единую судебную систему РФ федеральные суды и суды субъектов федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Ар­битражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды ок­ругов, арбитражные суды субъектов Федерации) и суды общей юрисдик­ции.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституци­онные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые су­дьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Российской Феде­рации.

Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители предсе­дателя конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федера-i щи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей и является судебным органом конституционного контроля. К его компетенции относится:

1. Разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федера­ции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Феде­рации, Государственной Думы, Правительства РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ; договоров между федеральными органа­ми власти и органами власти субъектов федерации, между органами вла­сти разных субъектов федерации.

2. Разрешение споров о компетенции между федеральными орга­нами государственной власти; федеральными органами власти и органа­ми власти субъектов федерации; между высшими органами власти субъек­тов федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по за] [росам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдви­жения обвинения Президенту Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ».

Арбитражные суды осуществляют судебную власть при разреше­нии споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности и вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо административных правоотношений.

В систему судов общей юрисдикции входят гражданские и военные федеральные суды. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции соответствующих субъектов РФ, и входят в систему судов общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные дела обо всех преступлениях; семейные, трудовые, жилищные и другие граж­данские дела; дела об административных правонарушениях. Военные суды в основном рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершен­ных военнослужащими. На долю судов общей юрисдикции приходится наибольшее количество рассматриваемых судами дел.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 37; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.341 сек.