КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебная власть РФ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА Органы государственной власти делятся также на различные виды по принципу разделения властей. Это наиболее рациональный, важный принцип организации и деятельности органов власти, отражающий демократизм государства. В своем классическом виде принцип разделения властей сводится к тому, что задачи единой государственной власти должны осуществляться различными органами, независимо друг от друга. В Конституции РФ указывается, что государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации. Распределение законодательствования, исполнения законов и осуществления правосудия между тремя разными видами органов власти - не только естественная предпосылка разделения властей. Это и механизм обеспечения демократии, исключения чрезмерной концентрации, монополизации власти одним человеком, одним органом государства. Принцип разделения властей реализован в той или иной форме, с разной последовательностью, во многих государствах. Так в США этот принцип осуществлен довольно последовательно и успешно. В США механизм государственной власти представлен Парламентом, Президентом и судебными органами. Имеет свои особенности разделение властей и в Российской Федерации. Специфика нынешней российской системы разделения властей проявляется в особенности положения Президента РФ в системе органов власти, смешанной (президентско-парламентской) форме правления.
В субъектах РФ также существует разделение властей. Разделение властей представляет собой гораздо больше, чем просто обеспечение разделения государственных органов. Оно не сводится к механическому разделению труда, функций и полномочий между различными органами государственной власти. Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек и противовесов. Каждому органу власти (законодательному, исполнительному, судебному) предоставлено законом право контролировать работу других. Так, по Конституции РФ, исполнительная власть может воздействовать на сферу законодательных полномочий Парламента. Парламент, утверждая бюджет, контролирует деятельность исполнительных органов, может обратиться в Конституционный суд с просьбой рассмотреть правовые акты исполнительной власти на предмет их соответствия Конституции. Президент имеет право не подписать законы, принятые Государственной Думой (наложить вето). Конституция РФ не только закрепляет принцип разделения властей, и предоставляет самостоятельность каждой из ветвей власти. В нормах Конституции предусмотрены также и гарантии единства системы государственной власти. К их числу относятся: 1. Верховенство Конституции на территории России. 2. Отнесение к ведению РФ полномочий по закреплению общих принципов организации и деятельности органов власти в государстве. 3. Образование в Российском государстве единой системы исполнительных и судебных органов. 4.Наличие в нормах Конституции согласительных процедур, с помощью которых разрешаются разногласия между органами власти Федерации и её субъектов. Итак, разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям властью. Разделение властей является способом организации и деятельности правового государства и реализации правовых законов. Это означает, что в механизме государства отсутствует орган, в котором бы концентрировалась вся полнота государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная.
Законодательная власть - это представительная власть, представленная, как правило, выборными коллегиальными органами, основная функция которых - принятие законов. Но это не означает, что законодательные органы кроме приятия закона не осуществляют никаких других полномочий. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая функция. Ежегодно представительные органы утверждают государственный бюджет страны, контролируют работу исполнительной власти, участвуют во внешнеполитическом процессе, решают вопросы обороны, осуществляют определенные судебные функции (могут привлекать Президента, членов Правительства к ответственности). Исполнительная власть. В отличие от законодательной власти исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, и направлены на организацию исполнения закона. Отсюда их название - исполнительные органы. Одним из существенных признаков исполнительной власти является то, что исполнительная власть, её органы действуют непрерывно на всей территории государства. Этим они отличаются от законодательных и судебных органов. Другой признак состоите том, что исполнительная власть опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует чиновников, административно-вооруженные формирования - армию, милицию, органы безопасности. "Силовой" характер исполнительной власти составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти исполнительными органами. Поэтому необходим действенный контроль за деятельностью исполнительных органов со стороны законодательной и судебной власти.
Исполнительная власть реализуется государством через Правительство (Президента) и его органы на местах. Правительство призвано обеспечить охрану существующего общественного порядка, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Исполнительная власть на местах осуществляется назначаемыми центром местными органами исполнительной власти (местной администрации), либо выборными органами и должностными лицами местного самоуправления. Органами исполнительной власти РФ является Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, государственные комитеты РФ, федеральные агентства и т.п.). В субъектах РФ органами исполнительной власти могут выступать Правительства, администрации и министерства. В местном самоуправлении исполнительными органами являются - администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т.д. Судебная власть - это власть, призванная от имени государства осуществлять правосудие. Она представляет собой единую общегосударственную систему судебных органов. Правосудие - это такой вид (форма) государственной деятельности, которая осуществляется только судебными органами. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в споре о праве, отвечает на вопрос - нарушен или нет закон. В решении судебного органа может устанавливаться факт нарушения каким-либо действием закона, за что правонарушитель несет ответственность перед государством. В другом случае суд может отменить юридический акт, который принят в нарушение действующего законодательства. Существенная особенность судебной власти состоит в особой процедуре ее осуществления. Ее суть выражается, образно говоря, в том, чтобы держать весы, равные для обеих сторон, для того, чтобы взвесить (оценить) права и обязанности каждой и вынести справедливое решение.
Отсюда такие признаки судебной власти, как состязательность, гласность, независимость, коллегиальность. Важным принципом деятельности судов являются законность и независимость судей, и подчинение их только российской Конституции и законам. Это является главным условием существования самостоятельной судебной власти, способной защитить права и свободы человека. Независимость судей обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, запретом на вмешательство в осуществление правосудия, установленным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судов и судей. Согласно Конституции РФ, судьи несменяемы. Это означает стабильное сохранение судьей занимаемой должности. С несменяемостью тесно связана неприкосновенность судей. Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в порядке, установленном законом. Неприкосновенность судей - одна из существенных гарантий их независимости. Важной гарантией независимости судей является финансирование их только из федерального бюджета. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое (гласное, публичное) разбирательство - важный принцип судопроизводства. Закрытое слушание дел допускается в случаях, установленных законом. При этом судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Это значит, что все равны перед законом и судом, независимо от пола, расы, национального происхождения, вероисповедания, имущественного и должностного положения. ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учреждение института президентской власти в Российской Федерации произошло в 1991 году в результате всенародного голосования - референдума. Причиной этому послужили сильное ослабление исполнительной власти, углубление экономического и политического кризиса в обществе и государстве. 12 июня 1991 года состоялись прямые выборы первого Президента России. Президентская власть была призвана наладить действенное государственное управление, укрепить исполнительскую дисциплину, обеспечить правопорядок в стране. С этой целью она была в значительной степени обособлена от иных органов власти и наделена соответствующими полномочиями. Конституция Российской Федерация 1993 года внесла существенные изменения, затронувшие статус Президента, порядок его избрания, полномочия и взаимодействие с другими органами власти. Согласно положениям 4 главы Конституции Российской Федерации, Президент России является главой государства. Этим определяется его роль и место в системе государственной власти. Он занимает особое место в этой системе и не входит непосредственно, напрямую ни в одну из ветвей государственной власти. Президент наделен самостоятельными полномочиями, что делает его юридически независимым, но он обязан взаимодействовать со всеми органами власти на основе Конституции. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации. Свой конституционный статус Президент обязан реализовать только в пределах своих полномочий, установленных Конституцией. Президент Российской Федерации как глава государства представляет нашу страну во внутренних и международных отношениях. Он на основе ив соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Они формулируются в ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию - Парламенту. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран только гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. При этом одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд (ст.81). Порядок избрания Президента Российской Федерации определяется федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 года. В соответствии с этим законом право выдвигать кандидата на должность Президента вправе политическая партия, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 500 человек. Они обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более пятидесяти тысяч голосов избирателей. Сбор подписей не требуется, если кандидат выдвигается политической партией или избирательным блоком, допущенными к распределению депутатских мандатов. Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, то через 21 день назначается повторное голосование (второй тур) по двум зарегистрированным кандидатам, получившим в первом туре наибольшее число голосов избирателей, при наличии их письменного согласия на участие в повторном голосовании. Если до повторного голосования один из этих кандидатов снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, то его место занимает следующий по количеству набранных голосов кандидат. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата. При этом необходимо, чтобы число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, было больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента Российской Федерации, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Вновь избранный Президент Российской Федерации вступает в должность по истечении 4-х летнего срока со дня в должность предыдущего главы государства. В случае досрочных выборов вступление в должность происходит на 30-ый день со дня официального опубликования общих результатов выборов. Вступление Президента РФ в должность происходит в торжественной обстановке в присутствии представителей органов государственной власти и почетных гостей. При вступлении в должность глава государства приносит народу присягу, в которой принимает на себя обязательства по охране Конституции и защите прав и свобод граждан. Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в соответствии со своим статусом главы государства. Он реализует их как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими органами власти. Президент Российской Федерации имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти. В отношении формирования исполнительной власти он: - назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; - по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров; - утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти; - принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; - имеет право возглавлять заседания Правительства; - формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; - формирует Администрацию Президента Российской Федерации; - назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации (в федеральных округах, Государственной Думе, Совете Федерации и тд.). В сфере обороноспособности и безопасности страны: - утверждает военную доктрину и концепцию национальной безопасности России; - является Верховным Главнокомандующим; - назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; - вводит на территории России или на отдельных ее местностях военное положение; - вводит на территории России или на отдельных ее местностях чрезвычайное положение. В сфере международных отношений: - осуществляет руководство внешней политикой России; - ведет переговоры и подписывает международные договоры; - подписывает ратификационные грамоты; - назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; - принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей. На Президента возложены полномочия, связанные с деятельностью Государственной Думы. Он:
- назначает выборы Государственной Думы; - распускает Государственную Думу на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации; - назначает референдум; - вносит законопроекты в Государственную Думу; - подписывает и обнародует законы, обладает правом отлагательного вето (т. е. правом отклонить принятый Государственной Думой закон).
В отношении органов судебной власти:
- предлагает Совету Федерации кандидатуры для на назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; - назначает судей других федеральных судов; - вносит в Совет Федерации предложения о назначении на должность и освобождении от должности Генерального Прокурора России.
В социальной сфере:
- решает вопросы гражданства; - решает вопросы предоставления политического убежища; - награждает государственными наградами, присваивает почетные звания Российской Федерации; - присваивает высшие воинские и высшие специальные звания; - осуществляет помилование. Президент России наделен правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии федеральной Конституции нормативных актов, а также о толковании Конституции Российской Федерации. В случае нарушения Конституции РФ и федеральных законов Президент обладает правом внесения предупреждения и отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Акты главы государства не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным Законам. Президент РФ прекращает свои полномочия по истечении 4-х летнего срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным главой государства. Прекращение его полномочий возможно также досрочно в следующих случаях, установленных Конституцией: добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, отрешения от должности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент может быть отрешен от должности на основании обвинения, выдвинутого Государственной Думой. Обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Отрешает Президента от должности Совет Федерации. В обеих палатах вопрос об отрешении от должности решается большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов (членов). По Конституции отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства России. Но он не может распустить Государственную Думу назначить референдум, внести предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ. Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание Российской Федерации - является представительным и законодательным органом государственной власти. Как представительный орган, Федеральное Собрание формируется путем выражения воли народа, т.е. путем выборов. Общее собирательное название представительных законодательных органов в мире - парламент. Оно представляет многонациональный народ России и субъекты федерации. Признание же его законодательным органом означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом. Как законодательный орган Федеральное Собрание осуществляет контроль за исполнительной властью, т.е. за Правительством. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Федеральное Собрание состоит из двух равноправных палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Совместные заседания палат парламента проводятся для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Заседания палат парламента проходят открыто (гласно). В отдельных случаях, при рассмотрении вопросов, связанных с государственной тайной, обороноспособностью и безопасностью государства, палаты могут проводить закрытые заседания. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. 5 августа 2000 года вступил в силу федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии с этим законом законодательный (представительный) орган власти субъекта федерации избирает своего представителя в Совет Федерации по предложению председателя этого органа или группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов. Он избирается на срок полномочий избравшего его законодательного органа власти субъекта РФ. Представитель же от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается в Совет Федерации высшим должностным лицом субъекта Федерации на срок его полномочий. Данный порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2002года. До поступления этого срока в состав Совета Федерации входили по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. Согласно Конституции Российской Федерации, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами России, утверждение указов главы государства о введении чрезвычайного и военного положения, решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за её пределами, назначение выборов Президента Российской Федерации, отрешение Президента России от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принимаются большинством голосов от общего числа членов палаты. Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, которые избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют только граждане России, достигшие на день выборов восемнадцатилетнего возраста. Депутаты Государственной Думы избираются сроком на 4 года. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен федеральным законом от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Этим законом устанавливается мажоритарно-пропорциональная (смешанная) избирательная система. Это означает, что половина (225 депутатов) состава Государственной Думы избирается по одномандатным округам, то есть от каждого избирательного округа избирается один депутат. Другая половина избирается по общефедеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями (партиями) и избирательными блоками. Мандаты при этом распределяются пропорционально количеству набранных голосов между избирательными объединениями (партиями), набравшими не менее 5% голосов избирателей. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть членами Совета Федерации, депутатами других представительных органов, занимать иные оплачиваемые должности на государственной службе. За свою работу в парламенте народные избранники получают заработную плату. В период осуществления своих полномочий депутаты обладают неприкосновенностью. К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. По вопросам, отнесенным к её ведению, Государственная Дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов. Кроме того, с целью осуществления контроля за деятельностью Правительства России и исполнением бюджета обе палаты парламента образуют Счетную палату. При этом каждая палата назначает половину состава ее аудиторов. При этом Государственная Дума назначает и освобождает от должности Председателя счетной палаты, а Совет Федерации - его заместителя. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в следующих случаях: - после трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации; - в случае повторного в течении трех месяцев выражения недоверия Правительству Российской Федерации; - при отказе в доверии Правительству России, если глава Правительства сам поставил вопрос о доверии Правительству. Причем в последних двух случаях глава государства может либо распустить Государственную Думу, либо объявить об отставке Правительства. Особое место в компетенции Федерального Собрания занимают законодательные полномочия. Это вытекает из его конституционного статуса как законодательного органа. Парламент может принимать законы, которые охватывают наиболее важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни. Федеральное Собрание может принимать законы только в пределах предмета ведения Российской Федерации и совместного ведения России и её субъектов. В предметы ведения субъектов Российской Федерации законодательный орган вторгаться не имеет конституционного права. Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Конституция Российской Федерации регулирует порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов, т.е. весь законодательный процесс. Законопроекты вносятся только в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы также принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, но только по вопросам их ведения. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему на подпись федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности: 1) Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. 2)Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 3) Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. При этом Президент не имеет права вето в отношении этих законов. Порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов должен обеспечивать демократизм формирования выраженной в законах государственной воли народа, отражение его мнения и интересов. § 3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Согласно Конституции Российской Федерации, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство - это высший коллегиальный орган, осуществляющий государственное управление. Как высший орган исполнительной власти, Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Оно обеспечивает функционирование всей системы исполнительной власти на всей территории государства, направляет деятельность министерств и иных органов федеральной исполнительной власти. Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Кандидатура Председателя Правительства вносится на рассмотрение Государственной Думы в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Правительства Российской Федерации Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность Президентом по предложению главы Правительства. Члены Правительства не могут занимать иную должность на государственной службе, в коммерческих, общественных органах и политических партиях. Они не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую другую работу, кроме преподавательской и научно-творческой деятельности. Они не могут быть также депутатами и членами палат Парламента. Правительство может подать в отставку по своей инициативе. Президент имеет право её принять или отклонить. В то же время Президент имеет право отправить в отставку Правительство. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. В этом случае глава государства вправе объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента России продолжает действовать до сформирования нового Правительства. Как федеральный исполнительный орган власти Правительство России наделено широким кругом конституционных полномочий. Оно организует реализацию внутренней и внешней политики государства, осуществляет государственное управление и регулирование во всей сферах социально-экономической жизни, обеспечивает исполнение Конституции и федеральных законов. Правительство федеральной конституцией наделено правом законодательной инициативы. В области управления экономикой Правительство: -обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране; -создает условия для свободного развития предпринимательства; -обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; -осуществляет управление федеральной собственностью; -разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
В области социальной политики Правительство: -разрабатывает программы социального развития; реализует единую политику в области здравоохранения, науки, образования и культуры; -обеспечивает проведение единой государственной политики, реализацию прав граждан в области социального обеспечения и социальной защиты; - принимает меры по реализации прав граждан на получение пенсий и пособий; способствует развитию физической культуры, спорта и туризма.
В области обеспечения законности, прав и свобод граждан: - принимают меры по охране общественного правопорядка, борьбе с преступностью; - разрабатывает и реализует единую политику в области обеспечения безопасности личности, защиты прав и свобод человека и гражданина; -разрабатывает и реализует программу борьбы с преступностью.
- принимает меры к обеспечению государственной безопасности; - принимает меры по охране государственной границы; - руководит гражданской обороной . В области внешней политики Правительство России заключает международные договоры и представляет интересы Российской Федерации в международных организациях. Правительство на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. В демократическом правовом государстве, как правило, имеет место выделение государственных органов, представляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Каждая из названных ветвей власти имеет свое назначение, задачи и полномочия. Власти не должны подменять одна другую. Судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, самостоятельная и независимая от законодательной и исполнительной властей. Осуществляется судебная власть специально созданными специфическими органами - судами. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа (народных, присяжных и арбитражных заседателей). Правовую основу ее организации и реализации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, в частности, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», процессуальные кодексы, например, гражданский процессуальный кодекс и другие нормативно-правовые акты. Правосудие - это осуществляемая судом деятельность по рассмотрению и разрешению правовых споров в установленной законом процессуальной форме, направленная на защиту законных прав и интересов граждан, юридических лиц и государства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. На основе арбитражного процессуального кодекса в России деятельность арбитражных судов оформилась в арбитражное судопроизводство. Право реализовывать судебную власть предоставлено судьям. Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Для назначения на должность судьи областного и равного ему суда требуется возраст 30 лет, судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, а судьи Конституционного Суда РФ соответственно 40 лет и не менее 15 лет стажа. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Остальные федеральные судьи назначаются на должность Президентом РФ на основе положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (статья 6 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Срок полномочий впервые назначенных федеральных судей установлен в 3 года, судей Конституционного Суда РФ -15 лет. Повторно судьи назначаются на должность без ограничения срока их полномочий. Мировые судьи впервые назначаются на должность на срок не более 5 лет. При невыполнении установленных для судей обязанностей, совершении ими преступлений, иных проступков, а также и в других, установленных в законе случаях, полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и Федеральному закону. В законодательстве РФ установлены гарантии независимости судей. Судьи неприкосновенны (ст. 122 Конституции РФ). В этом прежде всего и заключается правовая гарантия независимости судей. Неприкосновенность судьи распространяется не только на его личность, но и на его жилище и служебное помещение, используемый им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы. Судья не может быть привлечен к административной ответственности. Привлечение судьи к уголовной ответственности, арест, могут быть осуществлены только с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей и по инициативе Генерального прокурора РФ. Уголовное дело в отношении судьи пк его просьбе рассматривает Верховный Суд РФ. Закон предусматривает и другие материальные и социальные гарантии независимости судей. Судебную власть в РФ осуществляют входящие в единую судебную систему РФ федеральные суды и суды субъектов федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации) и суды общей юрисдикции. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателя конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федера-i щи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей и является судебным органом конституционного контроля. К его компетенции относится: 1. Разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ; договоров между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, между органами власти разных субъектов федерации. 2. Разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации; между высшими органами власти субъектов федерации. 3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по за] [росам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. 4. Дает толкование Конституции Российской Федерации. 5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ». Арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности и вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо административных правоотношений. В систему судов общей юрисдикции входят гражданские и военные федеральные суды. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции соответствующих субъектов РФ, и входят в систему судов общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные дела обо всех преступлениях; семейные, трудовые, жилищные и другие гражданские дела; дела об административных правонарушениях. Военные суды в основном рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими. На долю судов общей юрисдикции приходится наибольшее количество рассматриваемых судами дел.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 37; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |