КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Автономия в зарубежных странах.
Данная категория происходит от греч. autos - сам и nomos -закон, в буквальном значении - собственная закономерность. В правоведении и политологии она обозначает широкое внутреннее самоуправление региона (территории) государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам). Основными видами автономии являются: - территориальная; - национально-культурная (персональная). Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Ее суть — во внутреннем самоуправлении определенного региона (территории), отличающегося существенными социокультурными, бытовыми, историческими, лингвистическими, реже - национальными особенностями. Территориальная автономия существует и закреплена в законодательстве таких государств, как Великобритания, Италия, Испания, Финляндия. Типичный пример — автономные сообщества в Испании (Страна Басков, Каталония, Андалусия и др.), Корсика во Франции, Аландские острова в Финляндии. Автономные регионы обладают большой самостоятельностью в решении вопросов образования, культуры, социальной сферы, местного хозяйства. Высоким уровнем самоуправления характеризуется статус Гренландии, Фарерских островов, находящихся под суверенитетом Датского Королевства. Практикуются льготы в налогообложении, государственные субсидии местным хозяйствующим субъектам. Представительные органы государственной власти имеют, как правило, ограниченные полномочия. Принимаемые ими акты должны соответствовать общенациональному законодательству. Исполнительные органы власти автономии контролируются в той или иной степени центральным правительством. Территориальная форма автономии в последние десятилетия утвердилась и в некоторых афро-азиатских государствах (Индия, Китай, Филиппины, Шри-Ланка). Национально-культурная автономия - это предоставление особых (дополнительных) прав национальным меньшинствам, проживающим разрозненно (дисперсно), для развития и сохранения языка, национальной культуры, традиций, обычаев. Широко, хотя и непоследовательно, применяется в Западной Европе с 20-х гг. XX в., а после Второй мировой войны - во многих государствах современного мира. Например, проживающие в государствах Запада армяне, курды, турки активно используют эту форму автономии для удовлетворения своих этнокультурных потребностей. Формы национально-культурной автономии - создание и деятельность разнообразных национальных обществ, ассоциаций, фондов, клубов, библиотек, воскресных школ и др.
Вопрос 53. Понятие и виды политического режима. Политический режим – совокупность средств и методов реализации политической власти. Политический режим выражает характер взаимосвязи государства и индивида и складывается из политического курса; политической деятельности для его осуществления. В зависимости от того, как формируются органы государственной власти, все режимы подразделяются на: демократические (если выборы) и недемократические. Демократический режим. Понятие "демократия" означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства. Основными характеристиками демократического режима являются следующие: провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; предполагается существование правового государства и гражданского общества; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; доминируют методы убеждения, компромисса; политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции; гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы. Тоталитарный режим. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации. Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический. Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений Основные характеристики авторитарного политического режима: в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; игнорируется принцип разделения властей; сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима. Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально либо во главе государства находится один из высших военных чинов.
Вопрос 54 Демократические политические режимы: понятие и признаки. Демократический режим. Понятие "демократия" означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства. Основными характеристиками демократического режима являются следующие: провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; предполагается существование правового государства и гражданского общества; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; доминируют методы убеждения, компромисса; политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции; гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Вопрос 55. Недемократические политические режимы: понятие и признаки. . К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы. Тоталитарный режим. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации. Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический. Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений Основные характеристики авторитарного политического режима: в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; игнорируется принцип разделения властей; сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима. Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально либо во главе государства находится один из высших военных чинов.
Вопрос 56. Избирательное право в зарубежных странах. Избирательное право демократически развитых государств как правовая категория - это институт конституционного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права), регулирующих общественные отношения, деятельность субъектов, устанавливающих их права и обязанности в сфере осуществления народовластия - выборов в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Современное избирательное право должно соответствовать определенным международно-правовым стандартам, выработанным в основном после Второй мировой войны, когда интенсивно начало переосмысливаться значение основных политических и гражданских прав и свобод человека. Эти права и свободы привлекли пристальное внимание международных организаций и вскоре не только стали внутренним делом государств, но и приобрели межгосударственное значение, Важнейшие из них получили закрепление в международных правовых актах. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобъемлющем и равном избирательно праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» (ст. 21). С ней перекликается Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., провозгласивший для каждого гражданина право «принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей»; «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей» (ст. 25). Для уяснения содержания избирательного права и механизма его применения необходимо, прежде всего, отметить, что выборы представляют собой растянутую по времени избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных действии и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами. Содержание избирательного права — это облаченные государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения со стороны граждан, политических партий, избирательных комиссий, других органов, наделенных полномочиями по подготовке и проведению выборов, иных субъектов правоотношений на различных этапах избирательной кампании. На основе опыта развития представительной демократии и международных документов в нормативных правовых актах многих государств закреплен ряд общих принципов избирательного права, составляющих его содержание: всеобщее равное и прямое избирательное право, периодичность выборов, свободное волеизъявление избирателей при тайном голосовании, гласность и открытость выборов, независимость органов, осуществляющих подготовку и проведение избирательных кампаний, от органов государственной власти, предоставление равных возможностей кандидатам для ведения предвыборной агитации, состязательность претендентов, других субъектов правоотношений, возможность обжалования действий и решений участников, а также результатов выборов в суд и некоторые другие принципы. Содержанием избирательного права являются также положения, регламентирующие этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избирательных действий и принятия компетентными органами решений: по регистрации или учету избирателей, составлению списков избирателей, образованию избирательных округов, избирательных участков, выдвижению и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, проведению голосования и подведению его итогов и другим вопросам. Наконец, содержание избирательного права составляют положения, предусматривающие ответственность лиц, нарушивших нормы избирательного права и восстановление субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов (кандидатов, политических партий, избирателей и др.). Следует заметить, что общественные отношения в связи с выборами возникают, изменяются и прекращаются при наступлении юридических фактов, т.е. определенных обстоятельств, ситуаций, событий, условий и временных периодов, с которыми законодательство связывает эти отношения. Признание тех или иных обстоятельств или условий юридическими фактами осуществляется органами государства или иными управомоченными органами в зависимости от уровня выборов, а также этапов выборов и избирательных процедур. К примеру, в соответствии с Законом Республики Польша «О выборах в Сейм» Президент Республики Польша назначает выборы не позднее, чем за четыре месяца до окончания работы Сейма. Выборы проводятся в первый нерабочий день в течение последнего месяца до окончания срока полномочий Сейма. В случае появления указа Президента о роспуске Сейма не позднее, чем через семь дней со дня издания указа должен быть объявлен день выборов в новый Сейм. По Закону Чешской Республики «О выборах в Чешский Национальный Совет» избирательные участки и помещения для избирательных участков для каждого избирательного округа определяет совет местного, городского либо районного национального комитета не позднее, чем за 30 дней перед днем выборов. Избирательное право принято также рассматривать, как гарантированное государством право граждан участвовать в выборах. Различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право - прямое или косвенное право граждан обладать, при достижении установленного законом возраста, решающим голосом в избрании органов государственной власти (депутатов парламентов, глав государств), органов местного самоуправления (муниципалитетов, мэрии и др.) или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах или во время кампании по отзыву избранного лица. Пассивное избирательное право - право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права, оно реализуется, прежде всего, самим кандидатом при поддержке гораздо меньшего числа граждан, но и по более сложной процедуре и может заканчиваться избранием кандидата. Для этого требуется провести в определенной законом последовательности целый ряд действий как самим гражданином, так и другими участниками избирательного процесса, начиная с выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата до проведения предвыборной агитации, подсчета голосов и установления результатов выборов. Реализация гражданином пассивного избирательного права зависит не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной кампании. Избрание выдвинутого в качестве кандидата гражданина возможно лишь при непосредственной и достаточной поддержке его со стороны политических партий и избирателей на различных этапах избирательной кампании, в том числе необходимо, чтобы за него проголосовало не менее установленного в законе числа избирателей. Свои субъективные избирательные права граждане приобретают по достижении определенного возраста. При этом законодательными актами могут устанавливаться различные основания для приобретения активного и пассивного избирательного права. В большинстве стран мира право избирать (активное избирательное право) предоставляется гражданам по достижении ими совершеннолетия (обычно с 18 лет) вне зависимости от того, в какой орган проводятся выборы (несколько десятилетий назад в США, Великобритании и Канаде активное избирательное право предоставлялось гражданам с 21 года). Иногда, главным образом на выборах в органы местного самоуправления, правом избирать граждане наделяются и в более юном возрасте. В ФРГ на коммунальных выборах в Нижней Саксонии молодежь имеет право голосовать с 16 лет. Однако при достижении совершеннолетия автоматически вовсе не следует, что у гражданина одновременно появляется и пассивное избирательное право. Для его приобретения многими государствами устанавливаются дополнительные возрастные цензы в зависимости от характера выборов. Депутатами парламентов в Италии и Греции могут быть граждане, которым ко времени выборов исполнилось 25 лет, в Португалии правом быть избранными президентом пользуются граждане, достигшие 35 лет, в Польше избранными в Сейм могут стать лица по достижении 21 года, такой же возраст установлен для граждан Литвы в случае выдвижения их в качестве кандидатов в депутаты литовского Сейма. В Румынии возрастной ценз для избрания в Собрание депутатов (нижняя палата парламента) или местные советы составляет 23 года, для избрания в Сенат (верхняя палата парламента) и на должность Президента - 35 лет. Смысл возрастного ценза в том, чтобы предоставить возможность управлять страной гражданам, обладающим житейскими навыками, жизненным кругозором и достаточными знаниями об окружающей действительности, способным на основе своего собственного накопленного опыта принимать адекватные складывающейся обстановке решения. Рассмотрим основные, признаваемые мировым сообществом, принципы субъективного избирательного права — условия, соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными. Серьезные отступления этих принципов или их нарушения приводят к подрыву доверия выборам и результатам голосования. Принцип всеобщности (или отсутствие какой-либо дискриминации) означает, что граждане могут избирать и быть избранными по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и убеждений, а также независимо от имущественного и должностного положения. Этому принципу не противоречит установление в законодательстве запретов на участие в выборах для психически нездоровых лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако всеобщее избирательное право, в особенности пассивное, ограничено рядом дополнительных условий или цензов, связанных не только с возрастом, но и с гражданством, рождением, проживанием и другими факторами. Право участвовать в выборах предоставляется исключительно гражданам страны, но не лицам без гражданства, имеющим вид на жительство (ценз гражданства). В некоторых случаях пассивным избирательным правом обладают только граждане по рождению (ценз происхождения). Независимо от характера выборов для реализации права быть избранным часто требуется проживание в местности, где проводятся выборы, не менее определенного времени (ценз оседлости). Эти цензы могут сочетаться в различных комбинациях и использоваться также при избрании высших должностных лиц государства парламентом. В соответствии с Конституцией США Палата представителей Конгресса состоит из членов, избираемых раз в два года народом каждого из штатов. Не может быть представителем тот, кто не достиг 25 лет, не состоит в течение семи лет гражданином США и не является в момент избрания жителем того штата, где он избирается. По Конституции Греции выборы Президента республики проводятся Палатой депутатов открытым и поименным голосованием. Президентом может быть избрано любое лицо, имеющее греческое гражданство по меньшей мере в течение пяти лет, отца - грека, 40 полных лет и обладающее правом голоса. В Великобритании право быть избранным в Палату общин получает любой гражданин Великобритании, стран Британского Содружества и Республики Ирландия по достижении им 21 года, за исключением тех, кто в судебном порядке признан банкротом; приговорен более чем к одному году тюремного заключения; является служителем англиканской церкви, церквей Шотландии и Ирландии, а также римско-католической церкви; является членом Палаты лордов; состоит на государственной службе в качестве чиновника или юриста. В большинстве стран применяется принцип свободных выборов, который означает, что граждане участвуют в выборах добровольно, без государственного принуждения. Им предоставляется возможность самостоятельно принимать решения об использовании или не использовании на выборах своего активного или пассивного избирательного права. При этом в случае, если в выборах приняло участие небольшое число граждан, возникают сомнения, стала ли основой власти действительно воля народа, можно ли признавать выборы состоявшимися, а сформированные органы власти вполне легитимными. В законодательстве каждой страны эти вопросы решаются по-разному, в зависимости от сложившихся традиций и характера избирательных кампаний: выборы могут признаваться состоявшимися вне зависимости от числа граждан, принявших в них участие, или только тогда, когда в них принял участие оговоренный в законе минимум избирателей. В последнем случае при недостижении предусмотренного минимума или уровня участия избирателей назначаются повторные выборы. Неучастие избирателей в выборах принято называть абсентеизмом. Причин для него несколько. Различают политический, экономический, социальный, аполитичный и прочие виды абсентеизма. При политическом абсентеизме избиратель, уклоняясь от участия в выборах, выражает тем самым протест политическим программам и платформам кандидатов, считает, что ни одна из них не отвечает в достаточной степени его взглядам и представлениям, а иногда считает, что данные выборы ничего не меняют или в сложившейся ситуации не могут быть честными. При экономическом и социальном видах абсентеизма избиратель протестует против окружающей его жизненной реальности и неустроенности общества (чрезмерное расслоение общества на богатых и бедных, безработица, недостаточная социальная защищенность и т.д.) и не верит в то, что баллотирующиеся кандидаты в состоянии принять реальные меры к преодолению этих негативных явлений. В отличие от перечисленных выше видов абсентеизма, где избиратель свое неучастие в выборах использует в качестве политической демонстрации, аполитичный абсентеизм заключается в безразличном отношении, отсутствии всякого интереса избирателя к политике и выборам. В ряде стран (Австралия, Бельгия, Греция, Италия, Турция) при Доведении выборов для преодоления абсентеизма и придания сформированным органам власти большей полновесности используется обязательный вотум, согласно которому участие в выборах для граждан является обязательным. За неучастие в голосовании в одних случаях наступает моральная ответственность, в других - может быть на ложен штраф, фамилия уклоняющегося от голосования вносится к специальный список, вывешиваемый на здании коммунальной администрации, иногда (в Греции и Турции) предусматривается лишение свободы. Выборы при обязательном вотуме тоже не лишены недостатков, как и выборы при свободном (добровольном) участии в них граждан. Обязательный вотум придает избранным органам власти черты искусственности. Избиратель ставится в положение, когда он обязан голосовать, иногда вопреки своей воле или, не обладая достаточными убеждениями. В этих условиях он может проголосовать «безразлично за кого» или «как и все». То и другое не может способствовать укреплению авторитета избранной власти. Принцип равного избирательного права, т.е. равенство граждан на выборах, достигается с помощью норм-гарантий, как правило, двумя способами. Во-первых, путем наделения каждого избирателя обычно только одним голосом (применение принципа «один человек — один голос»), хотя возможно предоставление одному избирателю двух или даже трех голосов. Важно лишь, чтобы число голосов у всех избирателей было одинаково. Во-вторых, равное избирательное право во многих случаях обеспечивается образованием на выборах избирательных округов, примерно равных по численности избирателей, либо образование многомандатных избирательных округов, разных по численности, но обеспечивающих равное представительство депутатами, иными выборными лицами избирателей (еще одна трактовка: равное число избирателей на один депутатский мандат). Таким образом достигаются равный вес голосов избирателей и равная норма представительства. Прямое избирательное право - право граждан непосредственно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления - в настоящее время применяется в большинстве стран с демократическими режимами при выборах нижних палат парламентов, реже при выборах верхних палат парламентов и президентов и практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления. В отличие от прямого косвенное избирательное право предполагает многостепенные выборы (состоящие из двух и более ступеней), при которых граждане сначала избирают промежуточные органы (коллегии, муниципальные и иные образования; иногда они являются нижестоящими по отношению к избираемому), а затем эти органы избирают уже выборный орган. Используется и некий конгломерат прямого и косвенного избирательного права в сочетании с системой кооптации. Весьма показательна в этом отношении Бельгия, парламент которой состоит из двух палат - Палаты представителей и Сената. Палата представителей включает 150 членов, избираемых путем прямых и всеобщих выборов сроком на четыре года. Сенат состоит из 71 члена (избираются сроком на четыре года). Голосование при выборах может быть открытым или тайным. В демократических избирательных системах, применяемых для формирования органов государственной власти, голосование является тайным. Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора. Достигается это рядом организационных гарантий и правил, устанавливаемых законодательством о выборах. Обычно избирательные бюллетени не нумеруются[1], для заполнения бюллетеней избирателям предоставляются специально оборудованные кабины или комнаты, в которых не допускается присутствие посторонних лиц. После заполнения бюллетени опускаются в ящики, исключающие возможность доступа к бюллетеням до окончания времени голосования и начала подсчета голосов.
Вопрос 57.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |