КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды избирательных систем.
В научной литературе избирательные системы принято рассматривать в широком и узком смысле слова. Однако содержание понятий раскрывается по-разному. Одни авторы под избирательной системой в широком смысле понимают упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами, составляющие порядок выборов, которые в своей основе регулируются конституционным правом, но, кроме того, нормами общественных объединений, участвующих в выборах (прежде всего уставами и другими документами политических партий), обычаями и традициями, нормами политической Морали и этики. Другие - к избирательной системе относят также основные принципы избирательного права: всеобщность, свободное участие в выборах, обязательный вотум, равенство граждан при выборах, состязательность избирательного процесса, равные возможности претендентов, гласность при подготовке и проведении выборов. Представляется, что под избирательной системой в широком толковании следует понимать установленный в той или иной стране механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления с помощью выборов, который включает в себя несколько аспектов: закрепленную в законодательстве систему органов, на которые возложены полномочия по организации и проведению выборов; избирательный процесс как урегулированную законами и иными нормативными правовыми актами деятельность полномочных органов, других субъектов правоотношений (избирателей, политических партий кандидатов, средств массовой информации и т.д.) на различных стадиях или этапах выборов, а также способ установления результатов выборов и распределение депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц (при многостепенных выборах).
В Австралии, например, организацией выборов занимается Австралийская избирательная комиссия (АИК). Она учреждена актом парламента, который детально регламентирует избирательный процесс. По своему статусу Комиссия независима от Правительства, состоит из трех лиц: Председателя (обязательно действующий или же бывший член Федерального суда Австралии), члена Комиссии, не являющегося юристом (на практике это глава статистической службы Австралии), и члена Комиссии. Аппарат АИК состоит из 730 специалистов по проведению выборов, административных и технических сотрудников. В каждом избирательном округе есть небольшое представительство АИК - три сотрудника, в задачи которых входят постоянный контроль за списочным составом избирателей, систематическое уточнение избирательных списков путем посещения избирателей (для этого привлекаются дополнительные сотрудники), организация занятий, посвященных избирательной системе, поддержание связей с общественностью, подготовка и проведение голосования. Федеральным законом ФРГ о выборах в Бундестаг предусмотрены следующие избирательные органы: федеральный руководитель выборов и федеральная избирательная комиссия; земельный руководитель выборов и земельная избирательная комиссия (образуется в каждой земле ФРГ); окружной руководитель выборов и окружная избирательная комиссия (формируется в каждом избирательном округе); руководители и члены участковых избирательных комиссий. Федеральный руководитель выборов, являющийся одновременно руководителем федеральной избирательной комиссии, и его заместитель назначаются министром внутренних дел ФРГ на неопределенный срок. Руководителей всех остальных уровней и их заместителей назначают земельные правительства.
Земельные руководители выборов назначаются на неопределенный срок. Окружные руководители выборов выполняют свои обязанности в течение определенного периода. В таких крупных федеральных землях, как Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония, на посты земельного руководителя выборов традиционно назначаются заведующие отделами по вопросам конституционного права министерств внутренних дел указанных регионов ФРГ. В других землях, например в Бранденбурге, этот пост могут занимать руководители статистических ведомств. Окружными руководителями выборов в большинстве регионов ФРГ являются главы администраций соответствующих округов. Участковые избирательные комиссии формируются на период выборов при активном участии муниципалитетов. В узком смысле слова избирательную систему принято рассматривать исключительно как закрепленный в законодательстве той или иной страны способ установления результатов выборов или способ распределения депутатских мандатов в зависимости от итогов голосования. Существует несколько видов избирательных систем, наибольшее распространение получили мажоритарная система выборов и система пропорционального представительства политических партий (пропорциональная система). Мажоритарная система выборов - исторически первая избирательная система. При этой системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. В зависимости от того, какое это большинство, различают мажоритарную систему относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. При мажоритарной системе относительного большинства кандидату, чтобы он считался избранным по избирательному округу, достаточно получить наибольшее по сравнению с другими кандидатами число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При мажоритарной системе абсолютного большинства кандидат считается избранным, если он получил по округу более половины голосов избирателей (50% + 1), принявших участие в голосовании. Очень редко применяется мажоритарная система квалифицированного большинства, согласно которой кандидату для избрания необходимо получить предусмотренное законом квалифицированное число голосов (2/3, ¾), которое должно превышать абсолютное большинство.
Мажоритарная система может предусматривать обязательный минимум участия избирателей в выборах для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися. Более результативной является мажоритарная система относительного большинства. Если применяется мажоритарная система абсолютного (гораздо реже квалифицированного) большинства и никто из кандидатов не набрал положенных голосов, проводится второй тур голосования, обычно по двум кандидатам, получившим на общих выборах наибольшее число голосов. При этой системе возможно выдвижение кандидатов по одномандатным или многомандатным избирательным округам как непосредственно избирателями, так и политическими партиями. Наибольшую заинтересованность в ней проявляют известные и влиятельные политические силы, ибо основная задача мажоритарной системы на парламентских выборах заключается, как правило, в формировании парламентского большинства какой-либо одной политической партии или социальной силы, так как в парламент проходит кандидат от партии, получивший установленное большинство голосов, остальные кандидаты в парламентарии не попадают. Поэтому мажоритарная система не совсем справедлива по отношению к средним и мелким партиям. Рассмотрим это на примере. Предположим, применена мажоритарная система относительного большинства. В одномандатном избирательном округе баллотировались четыре кандидата, за которых проголосовали 60 тыс. избирателей: за кандидата А проголосовали 15 тыс. избирателей, кандидат Б получил 20 тыс. голосов, кандидат В - 7 тыс. голосов и кандидат Г - 18 тыс. голосов. Избранным будет считаться кандидат Б, который, набрал более других голосов избирателей, хотя и не получил абсолютной поддержки и доверия в округе. Голоса других избирателей, а их 40 тыс., поданных за кандидатов А, Г, В, но фактически одновременно и против кандидата Б, вообще не учитываются и пропадают. В масштабах страны это может привести к господству в парламенте одной или двух партий, которые на самом деле не пользуются абсолютной поддержкой населения, Мажоритарная система абсолютного большинства в определенной мере сглаживает этот недостаток, но она менее результативна, более трудоемка, так как зачастую требует перебаллотировки (второго тура).
По результатам выборов в рамках данной избирательной системы победившая партия (или коалиция) обычно формирует правительство. Так, в Австралии парламент состоит из Палаты представителей (148 членов) и Сената (76 сенаторов). Члены Палаты представителей избираются в одномандатных округах, сенаторы - в каждом из шести австралийских штатов и на двух территориях (в соответствии с административным делением). Партия, получившая большинство мест в Палате представителей, формирует Правительство, а ее лидер становится премьер-министром. Система пропорционального представительства политических партий (пропорциональная система) предполагает распределение депутатских мандатов между партиями в соответствии с числом голосов, поданных за каждую партию. Эта избирательная система в известной мере устраняет недостатки мажоритарной избирательной системы и обеспечивает представительство в парламенте для средних и мелких партий. Она может применяться только в многомандатных избирательных округах, и чем крупнее округ, тем полнее система отражает интересы избирателей, тем больше партий могут рассчитывать на завоевание депутатских мандатов. Наилучший результат достигается, если в стране или регионе, где проводятся выборы, образуется единый избирательный округ. Однако и пропорциональная система не лишена некоторых недостатков. Она не способствует образованию в представительном органе устойчивого большинства, создает сложные проблемы в его работе и затрудняет формирование правительства в странах с парламентской и полупарламентской формами правления. При этой системе избиратели голосуют за списки кандидатов от партий. В избирательный бюллетень обычно вносятся наименования и/или символы партий в алфавитном или ином порядке, а также фамилии нескольких лидеров из партийных списков, но отнюдь не полный список кандидатов. Поэтому избиратель голосует часто за лидеров партии, не зная всего партийного списка и не имея четкого представления о целях и задачах партии. Для распределения по результатам голосования депутатских мандатов между политическими партиями обычно используется метод избирательной квоты и метод делителей. Избирательная квота (избирательный метр, избирательное частное) - это минимальное число голосов избирателей, необходимое для получения одного депутатского мандата. Рассчитывается квота по определенному методу (формуле). Наиболее простой метод расчетов заключается в следующем. Сначала подсчитывается сумма голосов избирателей, поданных по избирательному округу за все партийные списки (у), затем эта сумма делится на число мандатов в округе (х). Полученное число г (у: х = г) и есть избирательная квота. Для определения числа депутатских мандатов для каждой партии число голосов, отданных за партийный список, делится на избирательную квоту (г). Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, завоеванных партией. Метод делителей заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым партийным списком, на определенный ряд чисел (серию делителей). Серией делителей могут быть последовательные целые числа (1, 2, 3, 4 и т.д.), нечетные целые числа (1, 3, 5, 7 и т.д.), первое дробное число (например: 1,5) и последующие целые нечетные числа (3, 5, 7 и т.д.), ряд целых чисел, в котором каждое последующее число увеличивается на 3 (1, 4, 7, 10 и т.д.) и другие серии. После проведения деления мандаты распределяются между партиями, получившими наибольшие частные. В Италии пропорциональная избирательная система применяется при выборах в нижнюю палату парламента - Палату депутатов, состоящую из 630 членов (верхняя палата - Сенат - состоит из 315 сенаторов). Депутаты избираются в 31 округе голосованием по спискам. Места распределяются для каждого избирательного округа пропорционально численности его населения путем деления численности населения страны (по последней переписи) на 630. С помощью полученного частного определяется число мест в парламенте для каждого округа. После подсчета голосов в округе определяется избирательная квота путем деления общего числа действительных голосов на число мест в Палату депутатов от округа, полученное число увеличивается на два. Затем число голосов, поданных за каждый партийный список, делится на избирательную квоту. Полученное частное равняется числу мест для данной партии. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы могут применяться в сочетании между собой, создавая смешанную избирательную систему. Например, в Германии, согласно Федеральному закону о выборах в Бундестаг (редакция 1994 г.), вся территория страны разделена на 328 избирательных округов, в которых относительным большинством голосов в один тур избирается половина депутатов. Вторая половина избирается по партийным спискам, составленным в каждой земле.
Вопрос 60.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |