Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и основные этапы развития международного права 2 страница




2. На рубеже средневековья и Нового времени происходит возникновение практики и доктрины международного права. Этому способствовали изменившиеся исторические условия: реформация церкви и некоторая утрата ею былых позиций на внешней арене; централизация власти, ликвидация иммунитетного сепаратизма и возникновение национальных государств; развитие философии, политических учений, обращение к античному интеллектуальному наследию, в том числе к системе римского права. Упрочение национальной независимости европейских государств привело к первой общеевропейской войны между крупными группировками государств - Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.), завершившейся подписанием Вестфальского трактата о мире 24 октября 1648 г. Он состоял из двух мирных договоров Оснабрюкский (между императором Священной Римской империи и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками - с другой) и Мюнстерский (между императором и Францией с союзниками). Формально постановления трактатов касались трех основных вопросов: территориальных изменений в Европе; вероисповедных отношений в Священной Римской империи; политического устройства. Однако на деле Вестфальский мир сформулировал ряд принципов и институтов международного права:
* принцип политического равновесия и стабильности границ;
* институт международно-правового признания (была признана независимость Швейцарии и Нидерландов);
* институт равноправия государств на внешней арене независимо от преобладающего в нем вероисповедания;
* институт международно-правовых гарантий (в трактате говорилось, “что заключенный мир должен оставаться в силе и что обе стороны обязаны отстаивать и защищать каждую статью мирного договора против каждого, независимо от религии”1). Важную роль имел Вестфальский мир и для России, поскольку именно в нем Московская Русь впервые фигурировала “в качестве общепризнанного участника международного общения”.2 Вестфальский мир стал юридической основой для всех международных договоров на полтораста лет, вплоть до Великой Французской революции. XVIII в. принес существенные черты в становление дипломатического права (в частности, более четко был оформлен и более последовательно выполнялся принцип дипломатического иммунитета), морского права (к середине столетия утвердился принцип свободы судоходства, была признана большинством государств 3-мильная ширина территориального моря (прибрежных вод), разрабатывался принцип свободы судоходства по рекам и т.д.). Вместе с тем несмотря на некоторые изменения в правилах ведения войны, они по-прежнему оставались достаточно жесткими. В отношении территорий продолжали действовать старые традиции перехода земель от одного государства к другому (например, обмен территориями по Утрехтскому 1713 г. и Раштадскому (1714) г. мирным договорам). В целом в период XVII-XVIII вв. произошло становление норм обычного международного права. Доктринальная конструкция международного права была впервые выдвинута более чем за двадцать лет до Вестфальского трактата голландцем Гуго Гроцием (1583-1645 гг.), которого справедливо называют “отцом” науки международного права. В своем сочинении “О праве войны и мира” (1625 г.) на основе сочетания идей естественного права и изучения действующего позитивного права сформулированы три основных принципа: суверенности, международного сотрудничества и гуманизма. Гроций считал, что источниками естественного права являются соглашения государств посредством договоров или молчаливо выраженные (обычаи), а также природа и Бог. Он подчеркивал существование особого рода “права народов”, происхождение которых имеет согласительный характер: “...Известные права могут возникать в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их. И оказывается даже, что подобного рода права возникли в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ. Это и есть право, которое называется правом народов, поскольку это название мы отличаем от естественного права”1 На протяжении почти двух последующих веков в доктрине международного права господствовало естественное направление, которое использовало практический материал только для обоснования уже существующих концепций. Самыми значительными представителями этого направления были Христиан Вольф (1679-1754 гг.), считавший, что основу международного общения составляет обязанность всех людей стремиться к совместному совершенствованию, что влечет за собой образование “союза” народов, который регулируется международным правом; Э.Ваттель (1714-1767 гг.), убежденный в том, что существует три общих закона международного отношений, основанных на естественном праве - каждая нация должна содействовать счастью и совершенству остальных, каждая нация должна иметь возможность мирно пользоваться той свободой, которую имеет от природы и то, что дозволено одной нации (государству), дозволено и другой. Среди других представителей естественно-правового учения выделялись П.Бурламаки, Х. Томазий, Ж.Барбейрак. Второй направление в науке международного права - позитивное - склонялось к идее, что предмет и задача правовой науки заключается не в критике действующего права, а в собирании, анализе и комментировании его действующих норм. Именно в среде позитивистов и родился термин международное право. Наиболее видными представителями данного направления были Рихард Зеч (1590-1660 гг.), Вольфганг Текстор (1638-1701 гг.), Иоганн Якоб Мозер (1701-1785 гг.) и Г.Ф.Мартенс (1756-1821 гг.) - создатель знаменитого собрания трактатов, выходившего в свет на протяжении почти полутора веков, пока ему на смену не пришло собрание Лиги Наций. К XVIII в. относится возникновение первых отечественных концепций международного права, которые либо принимают и перерабатывают постулаты западной естественно-правовой теории (Золотницкий В.Т. (1711-?), Козельский Я.П. (1735-?), либо критикуют их с точки зрения “историзма” позитивного направления (Десницкий С.Я. (?-1789 гг.). Значительным мыслителем в области международного права был В.Ф.Малиновский (1765-1814 гг.), автор знаменитого трактата “Рассуждения о войне и мире” (1803 г.), который в качестве гарантии мира провозглашал такое положение дел, “когда бы все правительства имели единый предмет - благоденствие повинующихся” ибо “права народные нераздельны с правами гражданскими...”.1
3. Большое влияние на развитие международного права оказала Великая Французская революция, которая не только документально закрепила либерально-демократические принципы, но и провозгласила их всеобщий характер. Среди многочисленных актов революции выделялись “Предложение”, внесенное депутатом Вольнеем на заседании Национального собрания 18 мая 1790 г. (оно стало затем декретом от 22-27 мая 1790 г. и частично гл.VI Конституции от 3 сентября 1791 г.) и, особенно, непринятый проект Декларации международного права, представленный Конвенту аббатом Грегуаром 23 апреля 1795 г. В Декларации Грегуара, в частности, содержались положения о том, что - “народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль” (ст. 1); - “народы взаимно независимы и суверенны...” (ст.6); - “народ должен действовать в отношении других так, как он хочет, чтобы другие действовали в отношении него...” (ст.3); - “народы должны в состоянии мира делать друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны - как можно меньше зла” (ст.4 - цитата из Монтескье); - “народ не имеет права вмешиваться в дела других (народов)” (ст.7) и др.2 Документы ВФР (вышеупомянутые декларации, Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1791 г.) закрепили принцип народного суверенитета. Французская революция провозглашала “неотъемлемое право каждой нации - жить изолированно, если ей это нравится, или соединиться с другими нациями, если они того желают для общего блага. Мы французы, не знаем иных суверенитетов, кроме своих народов”.3 Неоспоримым был вклад ВФР в обоснование таких институтов международного права, как права человека (через 150 лет ряд положений французской Декларации прав человека и гражданина был включен во Всеобщую декларацию прав человека, утвержденную ГА ООН 10 декабря 1948 г.), принципа ведения войны исключительно в оборонительных целях и т.д. Кроме того, в Конституции 1795 г. содержалась формула “Договоры должны соблюдаться”, что являлось свидетельством рассмотрения международных договоров как актов юридических. Несмотря на то, что наполеоновский период во многом свела нет благородные принципы революции, они оказали большое идейное влияние на последующее развитие общего международного права. XIX в. принес новые формы юридической практики в международных отношениях, которые осуществлялись прежде всего на Венском (1814-1815 гг.), Парижском (1856 г.), Берлинском (1878 г.), а также Гаагских мирных конференциях. Венский конгресс, отбросив принципы самоопределения, равноправия, невмешательства, во главу угла поставил принцип легитимизма, согласно которому лишь законная династия была вправе занимать престол. Победившие Наполеона державы (Россия, Австрия и Пруссия) провозгласили свое право во имя соблюдения этого принципа на вмешательство во внутренние дела других европейских государств, образовав Священный союз. Тем не менее на Венском конгрессе возникли некоторые институту международного права, которые затем просуществовали многие годы: значительное внимание было уделено вопросам образования новых государств, “вольных городов” (Краков), статусу постоянного нейтралитета; 8 февраля 1815 г. была принята Декларация о прекращении торговли неграми; было принято постановление о свободном судоходстве по международным рекам; было одобрено положение относительно дипломатических агентов, которое более-менее четко определяло их полномочия и ранги. Парижский конгресс 1856 г. в заключительной декларации сформулировал важные положения относительно начал морского международного права (отмену каперства, запрещение захвата нейтрального груза под неприятельским флагом и т.д.). Кроме того был конкретизирован режим свободного судоходства по международным рекам: Рейн, Дунай, Эльба - в Европе; Миссисипи и Св.Лаврентия - в Америке, Конго и Нигер - в Африке. Берлинский конгресс 1878 г., который сыграл более важное значение во внешнеполитической и дипломатической области, чем в области международного права, тем не менее принес новое подтверждение практики коллективного признания независимости (Сербии, Черногории, Румынии). Во второй половине XIX в. появляются первые международные организации в нынешнем понимании - Всемирный почтовый союз (1874 г.), Телеграфный союз (1875 г.), многосторонняя железнодорожная конвенция (1890 г.). Важное значение для становления принципа мирного разрешения споров и международного гуманитарного права имели две Гаагские мирные конференции 1899 г. и 1906-1907 гг. На них были приняты 13 конвенций, которые касались следующих групп вопросов - правового регулирования мирного разрешения споров, порядка открытия военных действий, правового регулирования сухопутной войны и правила ведения войны на море. В конвенциях учреждалась Постоянная палата третейского суда; утверждалось, что вооруженная сила не может использоваться для истребования договорных долгов, военные действия не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения; проводилось разграничение комбатантов и некомбатантов; определялось право население на вооруженное сопротивление во время войны; запрещалось использование ядов, оружия и веществ, способных причинить излишние страдания; запрещение во время оккупации конфисковывать частную собственность. Существенным был вклад Гаагских конференций в развитие международного морского права (8 конвенций). Впоследствии их решения были развиты в заключениях Лондонской морской конференции 1908-1909 гг. Классический период в развитии международного права стал периодом накопления нормативного материала, закладыванием основ международно-правового сознания, однако правовое регулирование медленно выделялось в самостоятельный вид регулирования международных отношений, по-прежнему уступая пальму первенства политическим, религиозным, моральным средствам. Механизм действия международного права находился в зачаточном состоянии. Более того, тогдашнее международное право трудно назвать общим, поскольку оно регулировало в основном отношения между развитыми колониальными державами. В начале XX в. британский юрист Г.Дженкинс писал: “Общепризнанно, что нормы международного права применяются только к христианским странам в Европе и Америке”. Если же некоторые из них “вообще применимы к нехристианским государствам, то применяются со значительной модификацией”.1 В классический период международное право переживает значительное развитие. Идеи естественного права отходят на второй план и к 30-м годам XIX в. практически полностью утрачивают свои былые позиции. В период “междуцарствия”, когда позитивизм не победил еще окончательно, а естественное право еще окончательно не сошло на нет наука международного права подверглось сильному влиянию философии Гегеля, для которого международное право представляло лишь внешнее государственное право. Одним из первых юристов-последователей гегельянства был немецкий ученый А.-В.Гефтер, труд которого “Европейское международное право” выдержал на протяжении полувека восемь изданий. Гефтер согласился с Гегелем в том, что международное право имеет своим источником человеческую волю и свободу “которая сама устанавливает право или индивидуально, или в социальном общении”.2 По его убеждению общественное мнение есть “единственный регулятор” международного права, а его высший судья - “история, которая своим безапелляционным приговором утверждает право и, подобно Немезиде, карает его нарушение”.3 Несмотря на эклектизм позитивистского направления, вытекающий из отсутствия у него серьезной философской основы, именно в его рамках реальная юридическая действительность была подвергнута всестороннему анализу и по международному праву были изданы множество учебников и курсов, монографий по отдельным проблемам, многотомные сборники документов. В позитивизме выделялось два направления - англо-американское и континентальное западноевропейское. Классическим представителем первого и его основателем был Д.Кент, труд которого “Комментарии на американское право” увидел свет в 1836 г. Он и его американские последователи (Ч.Хайд, Г.Уитон, Т.Д.Вулси, Г.В.Халлек, Г.Г.Вильсон) рассматривали международное право как процесс его практического применения одним или рядом государств. В Англии это направление возглавил в середине века Р.Филимор подготовивший четыре тома “Комментариев по международному праву” (1854-1861 гг.), а развивали его В.Э.Холл, Т.Д.Лауренс, Л.Оппенгейм. Большинство англо-американских юристов-международников оказались под прямым или косвенным влиянием аналитической юриспруденции Джона Остина, для которого характерным было рассмотрение права как данного реального факта, не нуждающегося ни в оправдании и даже обосновании, ни в оценке. Право, по Остину, - это только то, что признано или издано государством. Европейски позитивизм был представлен преимущественно учеными-немцами. Его исходные теоретические положения были обоснованы в трудах К.Бергбома, П.Лабанда и А.Эсмена. У них на первый план выступали влияние рецепции римского права и свойственное ему деление юридических институтов на “лица”, “вещи” и “действия”. Одним из самых ортодоксальных позитивистов в Германии был Э. фон Ульман, утверждавший: “право в собственном смысле может быть только позитивным правом”,1 а естественное право есть не что иное как “умственная спекуляция”. Иногда позитивизм дополнялся некоторыми политическими или моральными соображениями. Примером этого могут служить труды И.К.Блюнчли “Современное международное право цивилизованных государств, изложенное в виде кодекса” (1868 г.) и Ф. фон Листа “Международное право в систематическом изложении”. Первый исходил из того, что “международное право есть признанный порядок, связывающий различные государства в одно общечеловеческое юридическое существо и обеспечивающий за подданными этих государств равную защиту их прав - общечеловеческих и частных”.2 Второй полагал, что пределы международного права “ограничиваются общим правовым убеждением, которое покоится на общности культуры и интересов”, так как межгосударственное общение есть прежде всего “общение культурное”.3 Своеобразным завершением европейского позитивизма стал четырехтомный курс международного права, написанный коллективом под руководством Ф. фон Гольцендорфа - “Руководство по международному праву”. В середине XIX в. в Италии возникла “национальная школа”, наиболее ярким представителем которой был П.С.Манчини, считавший, что каждая нация имеет право на самостоятельное государственное существование. Для него был характерен повышенный интерес к правам отдельной личности, вскоре приведший его к мысли о том, что человек непосредственно является субъектом международного права. В конце века возникло негативистское направление, которое по существу отрицало международное право как таковое на основе произвольно толкуемого учения Гегеля о внешнем государственном праве. Видными представителями его были А.Лассон, братья Филипп и Альберт Цорн. В своей книге “Принципы и будущее международного права” (1872 г.)Лассон пишет, что государства не могут быть подчинены единому “правовому закону”, так как это противоречит их жизненному принципу и свободе. Как суверенные личности государства существуют только для самих себя и ради себя, “что государство может делать или должно делать, знает только оно само”.1 В соответствии с этим, война - высший судья, “она приходит, как гроза, которая успокаивает напряжение стихии, очищает воздух, оплодотворяет землю”(“Система философии права”).2 Братья Цорн были уверены в том, что международное право - вообще не право, а мораль. В XIX в. международное право достаточно плодотворно развивалось и в России. Среди представителей теории естественного прав следует отметить Л.А Камаровского, перу которого принадлежит обоснование утопичности идеи “вечного мира”: “Не вечный мир, о кортом мечтают идеалисты, но мир юридически организованный и охраняемый есть реальная и вместе с тем совершенно необходимая задача человечества”.3 Другим видным представителем естественно-правового направления был М.Н.Капустин. По его мнению, “международные отношения во всех своих видах могут получить характер определенности и, следовательно, творческое значение лишь под условием права и нравственности. Юридическая стороны этих отношений составляет предмет естественного права.”4 Среди русских позитивистом следует назвать прежде всего Т.Ф.Степанова, Д.И.Каченовского, В.А.Незабитовского, однако наибольшей глубиной и многогранностью отличались идеи Ф.Ф.Мартенса, написавшего двухтомный курс международного права и издавшего 15-томное “Собрание трактатов, заключенных Россией с иностранными государствами”. Основу его позитивизма составляла мысль о том, что “...в основании международного права лежат фактические, реальные жизненные отношения, в которых народы в данное время состоят между собой, и с этой точки зрения каждый международный закон имеет настолько разумное основание и право на существование, насколько соответствует действительным, разумным жизненным отношениям между народами”.5 Вывод Мартенса о сущности международного права был таков: “Международное общение есть свободный союз государств для достижения общими действиями полного развития своих сил и удовлетворения разумных потребностей. Совокупность юридических норм, определяющих осуществление идеи международного общения, составляет право международного общения; это и есть международное право”.6 Доктринальная разработка международного права сыграла большую роль в подготовке к его переходу на качественно новый уровень - к современному международному праву.

4. Бурное второе десятилетие XX века принесло колоссальные изменения в практику международного общения, а вместе с ними - и совершенствование международного права. Изменилось соотношение сил в мире, рухнули крупнейшие империи, а первая в истории человечества мировая война унесла 10 млн. человек. Необходим был новый мировой правопорядок, котором присутствовали бы новые механизмы недопущения общечеловеческих катастроф. В российском послеоктябрьском Декрете о мире 1917 г. были сформулированы общедемократические справедливые принципы международных отношений и международного права. Грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества, выдвигалось требование ликвидации колониальных отношений, провозглашалось право наций на самоопределение, как противоправное деяние рассматривалась аннексия, или захват чужих земель, отвергались основные аргументы, при помощи которых обосновывалась законность колониальных захватов (давность владения, уровень развития страны и т.д.), объявлялись безусловно и немедленно отмененным содержание ранее заключенных международных договоров в той мере, в какой они нарушали права и законные интересы других государств. Декрет о мире был революцией в понимании международного правопорядка в той мере в какой были ею события породившие этот документ. Декларативно отвергая старый мир, он тем не менее умалчивал о том видении мира нового, которое сформулировали большевики еще до прихода к власти. Он ничего не говорил идее мировой революции, экспорте революции, который по существу был бы ничем иным как ликвидацией тех международно-правовых принципов, которые постепенно формировались в международных отношениях столетиями. Другой реакцией на изменившиеся условия в мире были 14 пунктов Президента США В.Вильсона 1919 г. Их содержание сводилось к следующему: свобода международной торговли, сокращение вооружений, передел колоний и территориальные проблемы Европы, создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств. Послевоенный мировой порядок нашел свое отражение в Версальской системе договоров 1919 г. Антанты с побежденной Германией и ее союзниками и дополненный впоследствии Вашингтонской системой договоров по морскому праву. В целом возобладал старый подход к регулированию международных вопросов: приоритетным стал принцип удовлетворения внешнеполитических амбиций победителей, максимального ослабления Германии, передел колониальных владений и попытка перелицовки отношений метрополии с колонии под прикрытием санкционированной Лигой Наций мандатной системы. Это означало, что право войны, право сильного оставалось по-прежнему не изжитым, а сама Версальско-Вашингтонская система таила в себе зерна нового мирового военного конфликта. Тем более, что из этой системы было исключено первое социалистическое государство, изоляция которого в условиях существовавших теорий мировой революции, только провоцировало его, как и униженную Германию, либо на эфемерные декларации, либо на активную деструктивную внешнюю политику. Реализацией послевоенных стремлений народов к созданию справедливого, основанного на праве мирового порядка стало учреждение первой всеобщей политической организации - Лиги Наций. В преамбуле ее Статута говорилось: “...для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые Договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов...”1 В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия - первый постоянный международный суд. Статут Лиги Наций предусматривал также несколько гарантии соблюдения установленных международных правил: “Если Член Лиги прибегает к войне в противность обязательствам, принятым в ст. 12, 13 или 15, то он ipso facto рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения... В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого Члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги” (ст.16 Статута). 2 Период между двумя мировыми войнами изобиловал интенсивными международными официальными контактами как в двусторонней, так и в многосторонней формах. Многочисленные конференции, переговоры, конвенции, пакты и т.п., заключавшиеся в изобилии в то время, несмотря на преобладавший пацифизм и выработку основных принципов-идей международного права современности, так и не привели к созданию четкого обязательного характера международно-правовых норм. Продолжала вестись политика двойных стандартов. Западные державы, провозгласившие приверженность принципам международного права, на деле проводили курс на умиротворение возродившегося агрессора - нацистской Германии, надеясь на то, что он повернет штыки против казавшегося более опасным “коммунистического” Советского Союза. СССР, выступавший за всеобщее и полное разоружение, за четкое определение агрессии, сам вскоре после нападения на Польшу и Финляндию стал агрессором, а его призывы к открытой справедливой политике на международной арене были дезавуированы подписанием секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении и Договора о дружбе и границах с гитлеровским рейхом. Важное значение имел Парижский пакт об отказе от войны как орудия национальной политики 1928 г. (пакт Бриана - Келлога), в котором война допустима лишь в качестве инструмента реализации общей цели государств, запрещалась агрессия и т.д. Однако в тогдашних условиях его правовые последствия были незначительны и он остался декларацией. Характерной чертой тридцатых годов стало нарушение международно-правового принципа “Договоры должны выполняться”. Причем в этом смысле последователен был не только агрессор Германия, но и другие государства. Как результат - потребовалась еще одна мировая война, унесшая уже 50 млн. человеческих жизней, чтобы мировое сообщество смогло понять, что в его интересах является не только декларация международно-правовых принципов и правил поведения, но и их неуклонное и обязательное исполнение. Тенденция к осознанию ошибок началось с началом войны, о чем свидетельствовали союзнические конференции 1942-1945 гг. Итогом поисков выхода из создавшегося положения стало решение о создании Организации Объединенных Наций, Устав которой был принят в июне 1945 г. на конференции в Сан-Франциско. С этого момента берет начало современное международное право. В XX в. на позиции позитивизма в доктрине международного права стали наступать новые или обновленные теории. Позитивизм продолжали развивать сторонники так называемой теории “слияния воль” - Ч.Ч.Хайд, К.Штрупп,Ш.Руссо и,особенно, С.Сефериадес, заявивший: “По нашему мнения, международное право целиком имеет своим основанием не индивидуальную суверенную волю государств...а воли государств как совпадающие воли, которые, будучи объединены, не могут быть разъединены... Это объединение воль создает высшую волю...”1 В первой половине века на международное право начал оказывать серьезное влияние нормативизм, основателем которого в данной правовой дисциплине справедливо считают Г.Кельзена. Он пришел к выводу, что “основой обязательности норм может быть только норма”2, а не “слияние воль”. Такой нормой для него применительно к международному праву как и для других сторонников данного направления (Д.Анцилотти, П.Гуггенгейм) стал принцип обязательности соблюдения договоров. В середине века произошло возрождение естественно-правовой доктрины в его религиозной интерпретации (Л.Лефюр, Р.Лаун, Г.Коинг, А.Фердросс). Советская наука международного права в рассматриваемый период отличалась, подобно другим наукам в СССР, крайней или умеренной революционностью и довольно жестким следованием идеологическим требованиям марксизма-ленинизма (а впоследствии - и сталинизма). Достаточно привести цитату из наиболее популярных книг по этой правовой отрасли, написанной Е.А.Коровиным: “...относительная ценность международного права переходной эпохи двояка: мост между буржуазной и социалистической половинами человечества не может не рухнуть в тот самый час, когда распадуться последние устои первой. Разросшееся до размеров всемирного “междусоветское право” - таково имя его прижизненного преемника”3 Советскую доктрину международного права в противопоставлении с “буржуазным” правом разрабатывали в 20-30-е гг. В.Э.Грабарь, Ю.В.Ключников, С.Б.Крылов, А.М.Ладыженский, А.В.Сабанин. Общим для всех них являлась приверженность к теоретическому монизму. Определенным итогом развития науки международного права в СССР к середине 30-х гг. стали “Очерки по международному праву” (1935 г.), принадлежавшие перу Е.Пашуканиса, одной из основополагающих мыслей которой было: “...Международное право в эпоху общего кризиса капитализма становится одной из форм, в которой протекает борьба двух систем.”4 Такова история международного права. Развитие современного права - проблема, которая раскрывается при анализе отдельных институтов данной правовой системы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 93; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.