Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины и механизмы воздействия




Согласно Конституции РФ международное право является частью национальной правовой системы России, а его положения имеют преимущественную силу в случае расхождения с национальным законодательством. Система международного права и система внутригосударственного права не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право влияет на национальное законодательство. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. Субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдывания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться. Косвенным образом через международное право осуществляется взаимодействие внутренних правовых систем различных государств. Принципы такого взаимодействия: 1)равенство правовых систем; 2)единство целеполагания; 3)согласованное действие международного и внутригосударственного права России; 4)соблюдение предписаний и международного и внутригосударственного права.

Выделяют два типа правовых систем — м/н право и внутреннее право государств (существуют независимо друг от друга).

Общие черты:

обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно;

обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.

Отличительные черты:

1) предмет регулирования. Предметом национального права являются отношения между субъектами национального права отдельных государств, которые ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.

М/н право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов м/н права, к которым относятся государства, народы, борющиеся за свою независимость, м/н организации, государствоподобные формирования;

2) Способ создания правовых норм. Как правило, нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы м/н права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников м/н общения;

3) Источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д., в то время как международно-правовые нормы выражаются в форме м/н договоров, м/н обычаев, актов м/н конференций и совещаний, в документах м/н организаций;

4) Субъекты права. Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д. К субъектам м/н права относятся адресаты международно-правовых норм и их создатели.

М/н право можно определить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами м/н права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, м/н организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Русские ученые отмечали несомненную связь и взаимное влияние м/н и внутригосударственного права, как основную черту их соотношения.

Исторически два направления по вопросу соотношения м/н и внутригосударственного права:

монистическое — распадается на теории примата м/н права и примата внутригосударственного права. Монистические концепции, пропагандирующие примат национального права, исторически были первыми в теоретическом осмыслении вопроса о том, образует ли м/н права автономный правопорядок наряду с национальным правом. В противовес дуалистам монисты исходят из идеи соединения м/н права и внутригосударственного права в одну правовую систему. Лишь в зависимости от того, какая часть преобладает — различается примат (верховенство) внутреннего права государства или права м/н.

дуалистическое — концепции основывались наразграничении м/н и национального права и ихнеподчинении одного другому. Составила необходимую основу для современной доктрины соотношения м/н и внутригосударственного права.

Современный дуализм не только предполагает существование двух равнозначных и самостоятельных систем права — м/н и национального, но и характеризуется состоянием диалектического взаимодействия между ними, со свойственным его содержанию разнообразием элементов, последовательностью и их сочетанием друг с другом.

Взаимодействие систем м/н и внутригосударственного права складывается из исторической объективности первичного влияния внутригосударственного права на м/н в процессе формирования его норм и последующего влияния уже существующих норм МП на дальнейшее развитие национального законодательства и в целом н состояние права в конкретной стране. Такое взаимодействие происходит на уровне и в форме взаимного влияния друг на друга источников права каждой из систем.

Воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм (преимущественно конституционных) на МП в процессе образования международно-правовых норм выступает наиболее яркой и типичной формой влияния.

Не менее значимым является и такое направления влияния, как изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.

Существенным итогом влияния внутригосударственного права на прогрессивное развитие МП закономерно считается устранение из МП под воздействием внутригосударственных политических и правовых средств, отживших, не соответствующих современному назначению МП принципов, институтов, норм. Так была отменена статья 35 Устава ООН, содержавшая «колониальную оговорку», дававшая возможность ряду государств допускать дискриминацию колониальных народов в области их трудовых права и не применять к ним конвенции МОТ.

Необходимо также упомянуть о рецепции и активном использовании МП основных правовых формул (юридических максим — shpora.su) — особых юридических принципов, пришедших из внутригосударственного права:

последующий закон отменяет предыдущий;

общий закон отменяется специальным;

договоры должны соблюдаться; договоры не вредят и не приносят выгоды третьим лицам;

никто не может предоставить другому больше, чем имеет сам;

равный над равным власти не имеет;

никто не может быть судьей в собственном деле и другие.

Механизм согласования, увязки МП и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение м/н договора всеми находящимися в его распоряжении властными предписаниями.

Согласование м/н и внутригосударственного права может быть обеспечено несколькими способами (юридические нормы согласования):

трансформация (прямая и опосредованная) — обеспечение государством выполнения м/н обязательств посредством своих властных полномочий;

инкорпорация — в случае если формулировки закона совпадают с положениями м/н договора;

рецепция — внутригосударственный акт отражает содержание и формулировки международно-правовых документов;

отсылка;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.