КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физиология спинного мозга
Занятие № 11 ЦНС. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятие № 10. ТЕМА: ТОРМОЖЕНИЕ В ЦНС.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Студент должен знать: взаимодействие процессов возбуждения и торможения на центральных нейронах; механизм развития центрального торможения; нейрональные механизмы, обеспечивающие развитие сопряженного торможения в центрах - антагонистах; механизмы, обеспечивающие усиление и удлинение биологически значимых афферентных нервных сигналов; явление доминанты, ее физиологическое значение. Студент должен уметь: нарисовать схемы, объясняющие нейрональные механизмы развития: сопряженного торможения в центрах-антагонистах; возвратного торможения; пресинаптического торможения.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Что такое торможение? 2. Возникает ли торможение в любом отделе ЦНС? (да, нет). 3. Кем и в каком опыте было описано центральное торможение? 4. Объясните механизмы, обусловливающие возникновение центрального торможения. 5. Назовите известные вам тормозные медиаторы. 6. Что наблюдается на постсинаптической мембране при развитии вторичного постсинаптического торможения: а) деполяризация; б) гиперполяризация; в) реполяризация? 7. Дайте определение доминанты. 8. Перечислите основные свойства доминантного очага.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Торможение в ЦНС (И. М. Сеченов). 2. Современные представления о механизмах центрального торможения. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение. 3. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа координации рефлексов: принцип реципрокности, одновременная и последовательная индукция, принцип обратной связи, принцип общего конечного пути, союзные и антагонистические рефлексы. 4. Принцип доминанты (А.А. Ухтомский). Свойства доминантного очага в ЦНС.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Видеодемонстрация опытов: 1. Сеченовское торможение (наличие центрального торможения). 2. Доминанта (свойства доминантного очага на примере естественной и искусственно созданной доминанты).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: 1. Изменение процессов торможения в ЦНС в пожилом и старческом возрасте. 2. Изменение координации движений в пожилом и старческом возрасте.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Уменьшается ли время сгибательного рефлекса задней лапки лягушки при одновременном сильном механическом раздражении передней лапки? Почему? 2. Чем отличается иррадиация возбуждения в центральной нервной системе, возникающая при отравлении стрихнином от иррадиации при постепенном возрастании силы раздражителя, действующего на организм? 3. Почему чтение во время еды отрицательно сказывается на акте пищеварения? 4. Вы готовитесь к экзаменам. Тихо играет радио. Это не мешает вашей работе. Почему? Каков механизм этого? 5. Объясните, почему, когда у человека болит зуб, все посторонние слабые раздражители, действующие на организм, усиливают эту боль? 6. Почему трудно сконцентрировать внимание в монотонной обстановке?
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии». Раздел «Общая физиология». Задачи №180-189.
Тема: Физиология вегетативной нервной системы. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ Студент должен знать: структурно-функциональную организацию вегетативной нервной системы, ее симпатического и парасимпатического отделов; особенности вегетативной рефлекторной дуги; роль вегетативных ганглиев; медиаторы вегетативной нервной системы; основные эффекты симпатической и парасимпатической регуляции; уровни регуляции вегетативных функций; методы исследования вегетативной нервной системы; структуру и функции спинного мозга; принцип работы спинного мозга; центры спинного мозга; основные спинальные рефлексы; восходящие и нисходящие пути спинного мозга, их функциональное значение. Студент должен уметь: исследовать кожно-вегетативные рефлексы; исследовать вегетососудистые реакции; определять характер вегетативного рвновесия по уровню артериального давления и числу сердечных сокращений; объяснить причины, приводящие к спинальному шоку, его проявления и последствия в зависимости от уровня повреждения; объяснить спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений; исследовать простейшие спинальные рефлексы (коленный, ахиллов и др.)
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Назовите основные фунции вегетативной нервной системы? 2. Чем отличается рефлекторная дуга вегетативного рефлекса от соматической рефлекторной дуги? 3. Какие отделы имеет вегетативная нервная система? 4. Где расположены симпатические центры вегетативной нервной системы? 5. Где расположены парасимпатические центры вегетативной нервной системы? 6. Перечислите основные симпатические эффекты вегетативной нервной системы? 7. Перечислите основные парасимпатические эффекты вегетативной нервной системы? 8. Назовите основные виды вегетативных рефлексов? 9. Назовите функции спинного мозга. 10. Какие корешки спинного мозга являются афферентными? 11. Какие корешки спинного мозга являются эфферентными? 12. Какой тип нейронов преобладает в спинном мозге? 13. Назовите спиноцеребральные (восходящие) пути спинного мозга. 14. Назовите цереброспинальные (нисходящие) пути спинного мозга. 15. Перечислите основные виды рефлексов спинного мозга.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Структурно-функциональная организация вегетативной нервной системы. 2. Центры вегетативной нервной системы. 3. Вегетативная рефлекторная дуга и ее особенности. 4. Физиологическая роль вегетативных ганглиев. 5. Вегетативные синапсы и их свойства. Медиаторные механизмы передачи импульсов. 6. Вегетативная регуляция органов и тканей, основные эффекты. 7. Высшие центры вегетативной регуляции (гипоталамус, ретикулярная формация, мозжечок, лимбическая система) и их роль. 8. Роль коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций. 9. Общие и специфические функции центральной нервной системы. Центральная нервная интеграция функций, ее особенности. 10. Морфофункциональная организация спинного мозга. Сегментарный и межсегментарный принцип работы спинного мозга. 11. Центры спинного мозга. 12. Рефлекторная функция спинного мозга. 13. Спинальные рефлексы. Регуляция мышечного тонуса и фазных движений. 14. Проводниковая функция спинного мозга. Восходящие и нисходящие пути спинного мозга, их роль. 15. Спинальный шок, причины возникновения и последствия.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 75; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |