Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тестовый контроль итогового уровня знаний




Занятие № 32

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. В плазме 220 мг % глюкозы. Соответствует ли это физио­логической норме? Как называется это состояние?

2. Общее количество белков плазмы крови: 9,5%; 7,2%; 6,5%; 5,5%. Какой из этих показателей соответствует физиологи­ческой норме?

3. Фибриноген плазмы – 0,1%. На какой функции крови отра­зится это изменение? Каким образом?

4. Глобулин плазмы крови – 4,8%. О чем это говорит? Какую функцию плазмы обеспечивают глобулины?

5. Почему ослабленным детям вводят гамма-глобулин?

6. Какие механизмы могут участвовать в изменении констан­ты осмотического давления крови: а) мочеотделение; б) потоотделение; в) выделительная функция легких и желудочно-кишечного тракта; г) депонирование крови; д) изменение концентрации воды в тканях.

7. Чему равно в норме онкотическое давление крови? От чего зависит эта величина?

8. Одному из подопытных животных ввели в кровь казеин, а другому физиологический раствор. Как это отразится на лимфообразовании и почему?

9. Лимфа взята из лимфатических сосудов кишечника через несколько часов после приема пищи. Она не прозрачна. Имеет молочно-белый цвет. В связи с чем изменен цвет? Какие физиологические условия могли привести к этому?

10. Удельный вес, электропроводность, теплопроводность, теплоемкость плазмы и спо собы определения.

11. Плазмакинины и их роль в организме?

 

Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Физиология крови». Задачи № 144-218.

 

 

ТЕМА: ГРУППОВЫЕ СВОЙСТВА КРОВИ, РЕЗУС-ФАКТОР

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

Студент должен знать: классификацию групп крови по Янскому и Ландштейнеру; резус-фактор и дополнительные агглютиногены;

схему переливания крови; правила переливания крови;

функции перелитой крови; основные кровезаменители и цели их применение;

Студент должен уметь: определять группу крови; определять резус-принадлежность.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Что такое агглютинация?

2. Кого называют донором, кого реципиентом?

3. Что такое агглютиногены, где они содержатся?

4. Что такое агглютинины, где они содержатся?

5. Какими символами принять обозначать агглютиногены и агглютинины?

6. Сколько групп крови существует?

7. Что такое резус фактор?

8. Какие дополнительные агглютиногены Вы знаете?

9. Каковы функции перелитой крови?

10. Назовите основные кровезаменители.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

 

1. Классификация групп по Янскому и Ландштейнеру.

2. Резус-фактор и дополнительные агглютиногены.

3. Схема переливания крови.

4. Проба на индивидуальную и биологическую совместимость.

5. Кровезаменители и их применение.

6. Правила переливания крови.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

 

1. Определение группы крови. Цель опыта: Научиться определятьгруппы крови.

Ход работы. Чашку Петри помещают на белую бумагу и наносят по капле стандартных сывороток I, II, III групп. Па­лец обрабатывают и прокалывают скарификатором. Стеклянной палочкой переносят небольшое количество крови, полученной из пальца, в каплю сыворотки I группы, затем вторым, чистым концом палочки такое же количество крови переносят в сыво­ротку II группы, третью каплю переносят в сыворотку III группы промытым и насухо вытертым концом палочки (можно поль­зоваться четырьмя углами предметного стекла). Каждый раз тщательно размешивают кровь в капле сыворотки, пока смесь не примет равномерно розового цвета. Реакция агглютинации на­ступает через 1–5 минут. При наличии агглютинации капля становится прозрачной, а эритроциты склеиваются в виде комоч­ков. Группа крови устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия агглютинации.

1. Отсутствие агглютинации говорит об отсутствии агглютиногенов в исследуемой крови, что является свойством эритроцитов I группы.

2. Если агглютинация произошла с сывороткой I и III групп, содержащей соответственно агглютинины a,b и a, то эритро­циты исследуемой крови содержат А агглютиноген – II группа.

3. Если агглютинация произошла с сывороткой I и II групп, содержащей агглютинины a,b и b, это говорит о наличии В агглютиногена в эритроцитах – III группа исследуемой крови.

4. При наличии агглютинации с сыворотками II, III групп эритроциты содержат А и В агглютиногены, что указывает на принадлежность исследуемой крови к IV группе.

2. Определение резус-фактора крови экспресс-мето­дом. Цель опыта: Научиться определять резус-принадлеж­ность.

Ход работы: На тарелку наносят по одной капле конт­рольной сыворотки и стандартной антирезус сыворотки (спра­ва – К, слева – Rh). Рядом с каждой сывороткой помещают по одной капле ис­следуемой крови (размер капли крови должен быть вдвое мень­ше, чем капля сыворотки). Последующие манипуляции должны начинатьсяс контроль­ной сыворотки. Стеклянной палочкой перемешивают каплю кро­ви с каплей контрольной сыворотки, образуя общую каплю, размером с пятикопеечную монету. Затем перемешивают кровь с антирезусной сывороткой. Покачивая тарелку, наблюдают за реакцией. Для лучшего выявления наличия пли отсутствия агглютинации можно добавить в обе пробы по капле физиологического раствора. Если исследуемая кровь резус-положительна, то в пробе со стандартной антирезус-сывороткой будет агглютинация эритроцитов (в контроле ее не должно быть). Если кровь резус-отрицательна, агглютинация отсутствует в обеих пробах

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Наследование групп крови.

2. Тканевые антигены. Понятие об иммунологической совместимости и проблема пересадки тканей и органов. Иммунологическое тестирование

3. Переливание трупной крови.

4. Кровезаменители сложного состава.

5. Резус-несовместимость и беременность.

 

1. Резус-фактор, его значение в акушерской практике и при пере­ливании крови-

2. Сроки формирования резус-антигенов у плода.

3. Девочке перелита кровь без учета резус-фактора. Может ли это отразиться впоследствии на ее детородной функции? При каких условиях? Почему?

4. Больному с резус-отрицательной кровью произведено первич­ное переливание резус-положительной крови, а через 2 года повторно перелито большое количество резус-положительной крови. Какая разница в реакции крови реципиента при первич­ном и повторном переливании крови? Почему?

5. При определении группы крови реакции агглютинации нет ни в одной из сывороток. Почему? Какая группа крови?

6. Реакция агглютинации произошла с I, II, III группами. По­чему? Какая группа крови?

7. Больному, укушенному ядовитой змеей, было произведено обменное переливание крови. Для чего? Перелитая кровь была той же группы и резус-принадлежности, что и у больного, одна­ко возникли явления гемотрансфузионной несовместимости. В чем причина?

8. Почему при браке резус-положительного мужчины с резус-отрицательной женщиной чаще всего первый ребенок рождается нормальным, а при последующих беременностях возрастает уг­роза резус-конфликта между матерью и плодом?

9. Совершено убийство. Как доказать, что пятна, обнаружен­ные на месте преступления, – кровь?

10. Идет суд на определение возможности отцовства. Данные экспертизы: в крови ребенка агглютиногенов не обнаружено (группа О), в крови потенциального отца содержится агглютиноген В. Какое решение примет суд? Почему?

Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Физиология крови». Задачи № 219-262.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛУ

  1. Прокоп О., Геллер В. Группы крови человека. –1991.
  2. Фермилен Ж., Ферстрате М. Гемостаз –1984.
  3. Рябов С.И., Шостка Г.Д. Эритрон и почка. –1985.
  4. Павлов А.Д., Морщакова Е.В. Регуляция эритропоэза. –1987.
  5. Лимфоциты. Под ред. Д.Клауса. –1990.
  6. Начала физиологии. Под ред. Ноздрачева А. –2001.
  7. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах. –1996.
  8. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах / Учебное пособие для самоподготовки. ч.1. –1996.
  9. Физиологические механизмы основных нервных процессов. Под ред. Мовчана Н.П. –1985.
  10. Адаптация и ультраструктура нейрона. Под ред. Громова Е.А. –1985.
  11. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Ткаченко Б.И. –2001.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.