Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История государства и права зарубежных стран 1 страница




 

Практикум
для специальности «Правоохранительная деятельность»
и направления подготовки «Юриспруденция»

 

 

Вологда – 2016


История государства и права зарубежных стран: Практикум для специальности «Правоохранительная деятельность» и направления подготовки
«Юриспруденция». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. – 194 с.

 

Составители:

И.В. Брызгалова – преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, майор внутренней службы;

Н.В. Гилёва – старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат исторических наук, майор внутренней службы;

Ю.А. Перебинос – доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат исторических наук, доцент, подполковник внутренней службы;

С.А. Софронова – начальник юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы

 

 

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин 20.05.2016 г., протокол № 8

 

 

Практикум подготовлен в соответствии требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и ориентирован на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Пособие предназначено для организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, их подготовки к промежуточной аттестации по дисциплине. В издании содержатся основные и дополнительные практические задания по темам курса, задания для самопроверки.

 

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2016


ВВЕДЕНИЕ

История государства и права зарубежных стран является самостоятельной частью государственно-правовой истории и в то же время одной из фундаментальных правовых дисциплин. Изучение истории государства и права зарубежных стран в высших образовательных учреждениях ФСИН России преследует цель сформировать у обучающихся теоретические знания и научные представления об истории становления и развития государственно-правовых институтов в зарубежных странах.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов общекультурных и профессиональных компетенций. В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

– знать особенности формирования и эволюции национальных правовых систем и государственности у отдельных народов; закономерности, динамику и направленность их развития в рамках общечеловеческой цивилизации; содержание наиболее важных и распространенных политических и правовых доктрин прошлого и современности, основные исторические типы и формы государства и права; особенности государственного и правового развития государств; происхождение современной государственно-правовой картины мира во всей ее сложности, многообразии и противоречивости;

– уметь выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями; использовать метод сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом в изучении государственно-правовых явлений прошлого;

– владеть методикой историко-юридического анализа для изучения государства и основных отраслей и институтов права, системным подходом к изучению истории государства и права зарубежных стран, юридической терминологией, навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики.

Изучение дисциплины предполагает широкое использование метода сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом в изучении государственно-правовых явлений прошлого.

Основной фактический и понятийный материал представлен в рекомендуемых учебниках, учебных пособиях, периодической литературе и сборниках документов.

Формирование необходимых для профессиональной деятельности навыков работы с нормативными текстами, умений решать конкретные юридические задачи, аргументировать, обосновывать и защищать свою позицию по проблемным юридическим вопросам, вести диалог с оппонентом, осуществляется на семинарских
и практических занятиях, а также в рамках самостоятельной работы.

Изучение материала осуществляется на основе модульного подхода: курс делится на 4 модуля, в рамках каждого из которых предусмотрено выполнение различных обязательных и дополнительных практических заданий. Промежуточный контроль (зачет, экзамен) также предполагает выполнение практических заданий.

Данное учебно-методическое пособие включает обязательные и дополнительные практические задания по каждой теме изучаемого курса, а также задания для самопроверки. Обязательные практические задания необходимо выполнить либо на практических занятиях, либо во внеаудиторное время. Дополнительные задания (отмечены символом *) предполагают самостоятельную творческую работу обучающихся с источниками, учебной и научной литературой, Интернет-ресурсами. Задания повышенной сложности (отмечены символом **) ориентированы на эрудицию обучающихся, привлечение их интереса
к углубленному изучению государства и права зарубежных стран и нацелены на формирование творческой активности у курсантов и студентов.

Практические задания – обязательные и дополнительные – включают: юридические казусы (задачи); вопросы для анализа нормативных актов, других историко-правовых источников, материалов научной литературы; темы для разработки мультимедийных презентаций, выполнения конспектов, написания эссе и рефератов; задания по составлению и заполнению структурно-логических и хронологических схем, сравнительных таблиц; кроссвордов, проблемные вопросы, требующие изучения научной и учебной литературы, привлечения материалов Интернет-ресурсов, задания, связанные с анализом визуальных источников (произведений живописи, карикатур, художественных и документальных фильмов и т.п.).

При решении юридических казусов, выполнении заданий на анализ текстов законодательных актов и др. практических заданий необходимо использовать нормативные источники, которые опубликованы в хрестоматиях и сборниках законодательных актов:

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х томах. Т. 1 / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М.: Проспект, 2011, 2014, 2016.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х томах. Т. 2 / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М.: Проспект, 2011, 2014, 2016.

3. История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. Часть I. История государства и права древнего мира и средних веков / И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос, С.А. Софронова. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016.

4. История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. Часть II. История государства и права нового и новейшего времени / И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос, С.А. Софронова. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016.

Решение казусов (задач) представляет собой один из главных видов практических заданий. Как правило, решение казусов по каждой теме является обязательным. Казус – это юридическая задача, которая решается на основе применения норм права из соответствующих юридических источников. При выполнении данного задания необходимо придерживаться следующего алгоритма действий: 1) ознакомиться с содержанием задачи; 2) выявить и сформулировать существенные условия задачи; 3) найти соответствующий нормативных акт
и (или) подобрать правовые нормы из указанного источника; 4) проанализировать выбранные правовые нормы применительно к конкретной ситуации;
5) сформулировать окончательное решение задачи в соответствии с поставленным в задаче вопросом, оформить его письменно. Только тот ответ будет считаться полностью правильным, в котором указан соответствующий нормативный акт, дана ссылка на его статью и представлены все необходимые разъяснения по применению использованной при решении задачи нормы. При решении казусов следует иметь в виду, что они не всегда решаются однозначно, может оказаться несколько допустимых и правильных решений. В случае возникновения каких-либо затруднений по поводу решения предложенных казусов
Вы всегда можете обратиться за консультацией к преподавателю. Каждый правильно решенный казус оценивается в 1 балл.

Для выполнения заданий, связанных с написанием конспектов, эссе, рефератов, разработкой мультимедийных презентаций, составлением и заполнение схем и таблиц, кроссвордов (сканвордов) необходимо привлекать основную и дополнительную учебную и научную литературу, материалы Интернет-ресурсов.

Конспект предполагает краткую, логичную и четкую запись прочитанного материала при ответах на поставленные в заданиях вопросы или по указанной теме в целом. Переписанный полностью текст не является конспектом. Конспект сочетает выписки, цитаты, тезисы, может быть оформлен в виде развернутого плана. При выполнении конспекта необходимо указать источники, литературу, материалы Интернет-ресурсов, которые были использованы при его составлении. Конспект оценивается от 1 до 3 баллов.

Эссе (сочинение-рассуждение) является заданием творческого характера, исключает прямое списывание с готовых текстов книг. Сочинение-рассуждение должно представлять собой размышление над поставленным проблемным вопросом. Следует прочитать и проанализировать необходимую литературу, провести сравнительный анализ различных точек зрения, взглядов ученых и на основании этого сделать соответствующий вывод по данной проблеме. По объему сочинение-рассуждение должно быть не более 1-2 страниц машинописного или 2-3 страниц рукописного текста. Эссе оценивается до 3 баллов.

Написание реферата предполагает подробное изучение выбранной темы,
с привлечением широкого круга источников. Реферат должен иметь титульный лист, план, список использованных источников и литературы. Объем реферата – до 25 машинописных страниц. Реферат оценивается до 5 баллов.

Разработка мультимедийной презентации подразумевает схематичное, конспективное составление проекта в электронной форме по заданной тематике. Главное требование к такого рода работам – максимальная наглядность, четкость и краткость текстовых формулировок, разнообразный визуальный ряд, использование схем, диаграмм и др. Объем презентации – до 10-15 слайдов. Презентация оценивается до 5 баллов.

Составление сложных, развернутых схем предполагает графическое отражение того и или иного явления, события, процесса, государственно-правового института. Сложная схема должна учитывать не только ключевые характеристики её элементов, но и взаимосвязи, характер взаимодействия между ними, пояснения, краткие определения использованных в схеме терминов. Схема оценивается до 3 баллов.

При составлении сравнительных таблиц прежде всего необходимо определиться с критериями для сравнения, они должны быть оформлены в виде отдельных слов или кратких, простых словосочетаний. При заполнении таблицы следует использовать конспективные, краткие записи, ключевые для раскрытия темы термины, допускается сокращение слов. Таблица оценивается до 3 баллов.

Составление кроссвордов также имеет определенные правила. Сначала необходимо составить вопросы и правильно их сформулировать. Формулировки вопросов должны быть в виде простых, не сложносочиненных предложений
и должны предполагать ответ в виде одного слова без наличия в нём дефиса
и других знаков, в именительном падеже в единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа. Стиль вопросов должен быть научным, не следует применять жаргонные слова, обыденные выражения, применяемые
в просторечии. Далее составленные вопросы нужно разделить на горизонтальные и вертикальные. Сетка кроссворда (внешний вид) может быть как симметричная, так и несимметричная. Желательно таким образом составить кроссворд, чтобы он выглядел эстетично, количество ответов по горизонтали и вертикали было примерно одинаковым. Кроссворд может быть оформлен как вручную
на бумажном носителе, так и с помощью программ Microsoft Word и Microsoft Excel в электронном виде. Выполненное задание данного типа должно содержать перечень разграниченных на горизонтальные и вертикальные вопросов
с указанными в скобках ответами и сетку кроссворда (допускается незаполненная ответами сетка, если ответы указаны в скобках после вопросов). Кроссворд оценивается до 5 баллов.

Задания повышенной сложности, требующие от обучающих продемонстрировать повышенный уровень формируемых компетенций, оцениваются
от минимум 2 до максимум 7 баллов (в зависимости от задания и качества ответа на него).

Задания для самопроверки направлены на закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины. Они включают тестовые упражнения различного характера: открытые, закрытые, с одним и несколькими правильными ответами, задания на соответствие и выстраивание логической
и хронологической последовательности. Тест по каждой теме оценивается
до 3 баллов.

При подготовке данного практикума были использованы собственные
методические наработки авторов, апробированные в ходе учебного процесса,
а также некоторые материалы следующих учебно-методических изданий:

1. Кодинцев А.Я. Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»: для студентов заочного обучения. Сургутский государственный университет, 2003.

2. Князев П. А. История государства и права зарубежных стран: практикум. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2011.

3. Кучма В. В., Фалалеева И. Н. Практикум по истории государства и права зарубежных стран: для студентов I курса юридического факультета ВолГУ. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006.

4. Скиндерев Р.В. История государства и права зарубежных стран. Методические рекомендации к семинарским занятиям и задания к контрольным работам для студентов очной и заочной форм обучения историко-правоведческого факультета. Курганский государственный университет, 2003.


ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Дополнительные задания

1*. Выполните следующие задания:

1.1. начертите схему юридических дисциплин, указав место истории государства и права зарубежных стран в ее системе; определите общее и особенное истории государства и права зарубежных стран с всеобщей историей, историей государства и права России, теорией государства и права.

1.2. определите значение истории государства и права зарубежных стран для общеобразовательной и профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, напишите эссе;

1.3. назовите актуальные проблемы в изучении истории государства и права зарубежных стран.

2*. Заполните таблицу по теме: «Предмет истории государства и права зарубежных стран».

История государства и права зарубежных стран является дисциплиной
исторической, т.к. рассматривает ….. правовой, т.к. изучает …
   

 

3*. Заполните таблицу по теме «Методология истории государства и права зарубежных стран».

Группа методов Примеры методов
Философские методы исследования  
Общенаучные методы исследования  
Специально-научные методы  

 

4*. Заполните таблицу по теме: «Периодизация истории государства и права зарубежных стран»

Период Хронологические рамки Существенные признаки Примеры государств
       

 

5*. Подготовьте конспект по теме «Методология истории государства
и права зарубежных стран», «Историография истории государства и права зарубежных стран» или сложную схему «Методы истории государства и права зарубежных стран».

6*. Подготовьте эссе по одной из предложенных тем:

1. Предмет истории государства и права зарубежных стран, предмет истории государства и права России и предмет теории государства и права: общее
и различия.

2. Методы истории государства и права зарубежных стран.

3. Особенности периодизации истории государства и права зарубежных стран.

7*. Выявите этапы становления и развития истории государства и права зарубежных стран как науки и заполните таблицу по теме «Историография истории государства и права зарубежных стран».

Периоды истории Представители Содержание
Конец XVII века    
XVIII век    
XIX век    
Первая половина XX века    
Вторая половина XX века    

Примерный список учебников, учебных пособий:

1. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов. 3-е изд. доп. М.: НОРМА, 2008, 2010.

2. История государства и права зарубежных стран / Под ред. К.И. Батыра. М.: Проспект, 2010.

3. История государства и права зарубежных стран. В 2 т.Т. 1. Древний мир и Средние века: Учебник / Н.А. Крашенинникова и др. 3-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. URL: http://znanium.com/catalog.
php?bookinfo=492719

4. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие /
А.Ю. Саломатин. М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2016. URL: http://znanium.
com/catalog.php?bookinfo=517387

5. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: Учеб. в 2-х т. Т. 1. 4-е изд., исправ. и доп. М.: Эксмо, 2005.

 

Задания для самопроверки

1. История государства и права зарубежных стран изучает: а) общие
закономерности возникновения, развития и функционирования государства
и права; б) является возникновение, оформление и функционирование государственных и правовых явлений, их последующие изменения у разных народов мира в отдельные периоды от древности до современности; в) политические
и правовые теории и учения, возникающие и развивающиеся в ходе исторического процесса.

2. История государства и права зарубежных стран является: а) историко-юридической наукой; б) исторической наукой; в) юридической наукой.

3. Принцип историзма при изучении истории государства и права зарубежных стран – это: а) последовательное проникновение в прошлое с целью выяснения причин и развития явлений или событий; б) изучение явлений или событий в хронологической последовательности с выделением главных особенностей и характеристик; в) изучение явлений или событий в развитии, в связи со всеми другими и строго в контексте исторического времени.

4. Соотнесите периоды истории государства и права зарубежных стран и их хронологические рамки:

1) Древний мир а) XVII-XVIII – конец XIX в.

2) Средние века б) V в. XVII-XVIII вв. н.э.

3) Новое время в) IV тыс. до н.э –V в. н.э.

4) Новейшее время г) XX-XXI вв.

5. Соотнесите периоды истории государства и права зарубежных стран и их отдельные характеристики:

1) Древний мир а) господство феодального типа государства

2) Средние века б) формирование буржуазного типа государства

3) Новое время в) возникновение социалистического типа

государства

4) Новейшее время г) развитие рабовладельческого государства

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Дополнительные задания

1*. Заполните хронологическую таблицу: «Периодизация истории
государства Древнего Египта»

Период Временные рамки Краткая характеристика государственного строя
I. Раннее царство    
II Древнее царство    
III. Среднее царство    
IV. Новое царство    
V. Позднее царство    

2*. Составьте схему «Государственный строй Древнего Египта».

3*. Назовите самых известных фараонов, управлявших Древним Египтом, опишите их жизнь и государственную деятельность (внешний вид, процесс коронации, атрибуты власти фараонов, особенности внутренней политики и т.д.). Используйте учебную литературу, материалы Интернет-ресурсов.

4*. Заполните сравнительную таблицу «Эволюция системы государственного управления Древнего Египта»

Фараоны Период правления Особенности государственного управления
Нармер    
Менес    
Хор Аха    
Тутанхомон    
Рамсес I    
Клеопатра    

5*. Ответьте на вопросы:

Почему древнеегипетские фараоны имели сразу несколько гробниц?

– Существует ли связь между этим обстоятельством и обычаем первобытных людей убивать своего одряхлевшего вождя?

– Через сколько лет фараон как бы рождался заново?

– Назовите известные гробницы фараонов.

6*. Выполните задание: Существует мнение, что в Египте «монарх царствовал, но не управлял, джати управлял, но не царствовал». Как Вы понимаете данное утверждение? Согласны ли Вы с данной точкой зрения?

7*. Ответьте на следующие вопросы, ознакомившись с предложенным текстом «О служебных обязанностях везира» (относится к периоду правления фараонов XVIII династии, XVI-XV вв. до н.э.):

а) Определите обязанности и полномочия, которыми был наделен верховный сановник.

б) Кому подчинялся и перед кем отчитывался верховный сановник?

в) Что можно сказать об отраслевой специализации управления в Древнем Египте на основе данного документа?

«О служебных обязанностях везира»

(порядок служебного приема у верховного сановника)

Предписание о том, как должен будет заседать градоначальник и верховный сановник Фив и резиденции в палате верховного сановника.

Что касается всего. Что будет делать этот сановник, когда верховный сановник будет слушать в палате верховного сановника, то он будет восседать на седалище со спинкой,
на полу будет циновка … перед ним будет разложено 40 кожаных свитков (с законами),
по обе стороны перед ним будут находиться вельможи, принадлежащие к числу верхнеегипетских, направо от него будет начальник приемного чертога … рядом с ним писцы верховного сановника.

(Доклады к верховному сановнику)

Ему будут докладывать о закрытии запоров в урочное время и открытии их в урочное время. Ему будут докладывать о состоянии крепостей на севере и на юге.

Когда будет выходить все, что имеет право на выход из дворца, ему будет доложено
(о том), когда будет входить все, что имеет доступ во дворец, ему будет доложено (о том). Что же касается всего, что имеет доступ во дворец, и всего, что имеет право на выход, на территорию резиденции, когда они будут входить и будут выходить, это его доверенный будет впускать и выпускать их. Ему будут докладывать начальники сотен (чиновники) и начальники … о своих делах.

(Посещение верховным сановником фараона)

Затем он войдет приветствовать владыку, который да будет жив, здоров и невредим. (Он) будет докладывать ему о состоянии обеих египетских стран в его доме ежедневно.
Он войдет во дворец одновременно с начальником казны. Тот остановится у северного столба для флажков. Затем верховный сановник выйдет из двери дворца. Тогда начальник казны встретит его и доложит следующее: «Все твои дела в полном порядке; все должностные лица доложили мне следующее: «Все твои дела в полном порядке, дворец цел и невредим». Тогда верховный сановник доложит начальнику казны следующее: «Все твои дела в полном порядке, все учреждения резиденции целы и невредимы. Мне было доложено о закрытии запоров
в урочное время и открытии их в урочное время всеми должностными лицами». После ж того, как эти два сановника доложат друг другу, верховный сановник пошлет открыть все двери дворца, чтобы впустить всех, кто имеет доступ, и выпустить всех, кто имеет право на выход. Это его доверенный будет заботиться, чтобы все было записано.

(Исключительные судебные права верховного сановника)

Пусть ни один сановник не присваивает себе права приговора в его палате. Если возникнет жалоба на одного из сановников, присутствующих в палате, то он велит привести его в судебное присутствие. Это верховный сановник накажет его соответственно его проступку. Пусть ни один сановник не присваивает себе права телесного наказания в его палате. Ему будут докладывать о каждом деле, касающемся его палаты, с тем, чтобы он передал в нее.

(Служебные обязанности верховного сановника)

Что же касается всякого, кто обратиться к верховному сановнику по поводу пахотных земель, то он потребует его к себе, помимо допроса заведующего пашнями и … присутствия. Он предоставит ему отсрочку на 2 месяца для его пашен в Верхнем и Нижнем Египте. Но что касается его пашен, расположенных по соседству с Фивами и резиденцией, то он предоставит ему отсрочку на 3 дня согласно тому, что стоит в законе. Он будет выслушивать каждого просителя согласно этому закону, что у него в руке.

Далее, это он будет вызывать окружных чиновников, и это он будет посылать их, чтобы они докладывали ему дела своих округов. Ему будут доставлять все завещания; это он будет запечатывать их. Это он будет отводить наделы на всех земельных участках.

Что же касается всякого просителя, который скажет: «Наша граница была передвинута», то посмотрят, что оно (снабжено) печатью соответствующего сановника, и тогда он взыщет в пользу присутствия, передвинувшего его. Что же касается каждого … и всего, что случится с нею во время рассмотрения чего-либо в нем (?), то будут записывать заявление каждого просителя, не допуская его обращаться к судье.

Ему будут докладывать о каждом просителе, обращающемся к владыке, после того как он доложит (свою просьбу) письменно. Это он будет отправлять всех доверенных дворца, посланных к местным князьям и градоправителям. Это он будет отправлять всех путешественников и все экспедиции дворца.

Это он будет назначать исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта, южной части верхнего Египта и Тинитской области. Они будут докладывать ему обо всем случившемся у них каждые четыре месяца. Они будут доставлять ему записи о том
от себя и своих присутствий. Это он будет устанавливать общее количество войска, которое будет двигаться следом за владыкой при путешествии с севера на юг. Это он будет устанавливать недоимки(?), имеющиеся в Фивах и резиденции, согласно сказанному во дворце.
К нему будут приводить надзирателя государевой … и войсковое присутствие для дачи им воинского предписания. Пусть далее все должностные лица, от первого до последнего, являются в палату верховного сановника приветствовать его.

Это он будет посылать рубить смоковницы, согласно сказанному во дворце. Это он будет посылать окружных чиновников проводить обнесенные плотинами каналы по всей стране. Это он будет посылать князей и градоправителей по поводу урожая (?) летом (?). Это он будет назначать начальников (чиновников) шенту в палате дворца. Это он будет слушать местных князей и градоправителей, отбывших его именем (?) из Верхнего и Нижнего Египта. Ему будут докладывать все дела. Ему будут докладывать о состоянии крепости юга и каждый арест лица, которое будет грабить … Это он будет делать … для каждой области, и это он будет слушать о нем. Это он будет посылать воинов и писцов … выполнять распоряжения владыки. Документ области будет находиться в его палате, чтобы можно было слушать дела о любых пашнях. Это он будет устанавливать границы каждой области, каждого пастбища, каждого храмового хозяйства, каждого владения (?).

… Это он будет выслушивать жалобу, когда кто-либо пойдет говорить со своим товарищем. Это он будет назначать всех подлежащих назначению в судебное присутствие. К нему будут поступать из дворца все дела… Это он будет слушать каждый приказ. Это он будет допрашивать
о недостачах каждого храмового хозяйства. Это он будет налагать все подати доставкой продовольствия (?). Это он будет взимать подати в пользу … управлений. Ему будет докладывать главное судебное присутствие о всех податях. Это он будет слушать … все, доставляемое судебному присутствию, и все, подносимое в дар судебному присутствию, это он будет слушать о нем.
Это он будет открывать сокровищницу вместе с начальником казны[1].

8*. В.А. Томсинов характеризует принцип организации государственной службы в Древнем Египте следующим образом: «Служебная карьера древнеегипетского должностного лица представляла собой накопление должностей, их нанизывание одна на другую. Он собирал должности для себя, как собирают материальное богатство, копил титулы и звания как копят имущество»[2]. В качестве подтверждения своего утверждения он приводит надпись из гробницы джати по имени Мерефнебеф (начало правления шестой династии), которая
содержала перечень его титулов и должностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.