Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решите казусы, используя текст Кутюмов Бовези. Ответ подтвердите соответствующими статьями.




1. На рассмотрение бальи графства Клермон поступило дело о споре двух шевалье. Шевалье Рауль со своими слугами захватил стадо из 10 коров, которых пасли крестьяне шевалье Анри. Через день шевалье Анри, вооружив своих слуг и крестьян, напал на поместье шевалье Рауля, отбил захваченный скот и
в качестве компенсации вывез два воза сена, пять коробов ржи и девять овец. Квалифицируйте действия сторон. Какое решение примет бальи?

2. В судебной курии одного из графств возник спор между двумя баронами, но оказалось, что других баронов в этой курии нет. Правомочны ли другие дворяне, заседающие в этой курии рассматривать данный спор? Если нет,
то как можно разрешить данную проблему?

3. На территории фьефа одного из рыцарей было совершено разбойное нападение. Одного из преступников удалось схватить, и шевалье, обладавший правом низшей инстанции, приказал казнить разбойника. Правомерны действия шевалье? Каким образом необходимо было действовать?

4. Во владениях одного из баронов был арестован человек по обвинению
в совершении убийства. Возник вопрос: может барон сам осуществить суд
над ним или должен передать бальи? От каких условий зависит решение этого вопроса?

5. В день судебного разбирательства одна из сторон не смогла прибыть
в суд по причине болезни, о чем уведомила надлежащим образом. Тем не менее судья решил проводить слушание в отсутствие одной из сторон. Поскольку доказательства, представленные присутствующей стороной показались суду убедительными, решение было вынесено против отсутствующего лица. Правомерно ли поступил судья, разрешив дело в отсутствии одной из сторон по причине болезни? Через какое время решение суда может вступить в силу?

2*. Заполните сравнительную таблицу по теме «Форма правления в феодальной Франции»

Вид монархии Хронологические рамки Понятие Признаки
Сеньориальная монархия      
Сословно-представительная монархия      
Абсолютная монархия      

3*. Выполните задание: Общественные отношения в средневековой Франции складывались в рамках системы сюзеренитета-вассалитета», в основе которой лежал принцип «вассал моего вассала не мой вассал» и вассальный договор. В связи с этим:

1) Дайте определение понятиям «вассал», «сеньор», «феодальная лестница», «инвеститура», «оммаж».

2) составьте таблицу, оперируя данными понятия и отразив права и обязанности сюзерена и вассала по вассальному договору.

3) раскройте смысл принципа «вассал моего вассала не мой вассал»

 

4*. Заполните схему-рисунок, раскрывающую ступени феодальной лестницы средневековой Франции, используя следующие категории населения: король, герцог, граф, маркиз, барон, рыцарь.

5*. Распределите по группам права и обязанности основных категорий средневековых крестьян в феодальной Франции: 1) сервы; 2) вилланы.

Права и обязанности:

а) платили подушную подать (шеваж);

б) продать свой надел;

в) выполняли барщинные работы (три дня в неделю);

г) уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении ими земельных участков по наследству;

д) получать разрешения у сеньора поступать в священнослужители;

е) выкупать у сеньора разрешение на женитьбу (формарьяж);

з) свободно покинуть поместье сеньора;

и) платили сеньору оброк (талью);

к) получать разрешения у сеньора на участие в судебном процессе или поединке;

л) жили на земле сеньора.

6*. Выполните задание, используя учебную литературу, материалы Интернет-ресурсов: В период раннего средневековья король во Франции был «первым между равными» (primus inter pares). Что означает данное выражение? Назовите королей Франции, к периодам правления которых можно было отнести данную фразу.

7*. Заполните сравнительную таблицу по теме «Укрепление королевской власти во Франции в XII-XIII вв.»

Критерии Людовик VI Толстый Людовик VII Младший Людовик IX Святой
годы правления      
статус короля      
органы государственной власти и управления      
социальная структура общества      
территория Франции      
выводы      

 

8*. Выполните задание, опираясь на учебную, научную литературу и материалы Интернет-ресурсов: Людовик IX – король из дома Капетингов – правил Францией с 1226 по 1270 год. Великий насмешник и критик монархии Вольтер написал о нем весьма лестные слова: «Его благочестие – благочестие анахорета – не лишило его ни единой королевской добродетели. Рачительно хозяйствуя, он не стал менее щедрым, он умело сочетал мудрую политику с непогрешимым правосудием. И, быть может, это единственный государь, который заслуживает и такой похвалы: он был трезво мыслящим и непреклонным в совете, несгибаемым, но не безрассудным в сражении и так умел сострадать, словно всю жизнь его преследовали несчастья. Больших добродетелей человеку не дано». Людовик IX, единственный из королей получил статус Святого. Объясните, почему этого короля так высоко ценили и его современники, и потомки?

9*. Определите роль Генеральных Штатов в становлении сословно-представительной монархии во Франции. Подумайте над вопросом: почему значение Генеральных Штатов возросло в середине XIII – середине XIV вв.?

10*. Выполните задание: П ериод с 1309 по 1378 год, когда престол римского папы находился не в Ватикане, а в г. Авиньон, а сами папы во всем подчинялись королям Франции, получил название «авиньонское пленение» пап. Почему римский папа был вынужден перенести свою резиденцию на территорию Франции и почему этот период считается периодом унижения папства?

11*. Выполните задание: Мало кто знает, что личная жизнь французских королей зачастую шла в разрез с политическими интересами страны и приводила к многочисленным конфликтам со Святым Престолом и католической церковью. Неоднократно французских королей отлучали от церкви (а заодно с ними и все королевство) за нарушение «брачных обязательств». Причем речь шла не о фаворитках, а о морганатических супругах королей. Например, Филипп I был отлучен от церкви папой римским за то, что сослал в монастырь законную супругу Берту Голландскую и женился на первой красавице королевства Бертраде де Монфор, графине Анжуйской, которую он в прямом смысле слова «украл» у своего вассала. Эта страсть «стоила» королевству 3 года отсутствия всякой религиозной жизни во Франции и полной изоляции королевства. Как вы полагаете, почему в таких ситуациях короли должны были идти на компромисс с церковью? Какие последствия для государства в целом влекло отлучение короля от церкви?

12*. Определите, о каких королях Франции идет речь:

1. «Король-солнце», был королем Франции 72 года, убежденный сторонник абсолютной монархии, ему приписывают фразу «Государство – это я!»;

2. Основатель французской королевской династии Бурбонов, подписал Нантский эдикт, был женат на Маргарите Валуа, известной под именем «королева Марго», убит католическим фанатиком.

3. Носил прозвище «Справедливый», возложил управление государством на кардинала Ришелье, при его правлении сложилось выражение «после нас хоть потоп»;

4. Отказался от абсолютной монархии, казнен на гильотине, при его правлении произошел новый созыв Генеральных штатов после 150-летнего перерыва.

13*. Выполните задание «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства» (из завещания Ришелье). Как вы считаете, Ришелье достиг поставленных целей, или его высказывание осталось лишь красивым лозунгом?

14*. Напишите эссе на тему «Казни времен кардинала Ришелье».

15*. Заполните таблицу по теме «Реформы кардинала Ришелье»

Административная реформа Политика протекционизма и меркантилизма «Дворянский вопрос» Борьба с гугенотами Судебная реформа Культурная политика
           

16*. Ответьте на вопросы,ознакомившись с содержанием «Черного кодекса» 1685 года:

1. Причины создания кодекса.

2. Кто попадал под действие Черного кодекса?

3. Какие отношения регулировались нормами данного закона?

4. Какие законы могли стать основой для создания этого кодекса?

17*. Самостоятельно составьте 1-2 ситуационные задачи по статьям «Черного кодекса 1685 года».

18*. Сформулируйте определения к следующим понятиям, проанализировав нормы «Кутюмов Бовези»: «бальи», «прево», «фьеф», «сервитут», «сейзина», «суверен».

19*. Охарактеризуйте правовой статус крепостного населения провинции Бовези, опираясь на § 1452, 1457 «Кутюмов Бозеви». В чем состояла особенность правового положения крепостного населения?

 

Задания повышенной сложности

1**. Как Вы понимаете смысл следующих принципов средневекового французского права: «Бог на стороне правого»; «Кому дозволено носить меч при бедре, тому можно и должно защищать этим мечом свое право».

2**. В сборнике «Кутюмы Бовези» употребляется такое понятие, как «генеральный кутюм». Что оно обозначает, какие еще были виды кутюмов?

3**. Одним из мотивов, побудивших Филиппа де Бомануара написать трактат «Кутюмы Бовези», было его стремление ознакомить как можно большее число людей с обычаями своей местности. В § 174 указанного произведения содержится замечание его автора о том, что «большинство людей не знакомо с кутюмами и не знает, как ими надо пользоваться и на что следует опираться в каждой данной тяжбе...». Текст рассматриваемого произведения показывает, что его значение далеко выходит за рамки указанной цели. Какие выводы
о предназначении трактата Ф. Бомануара можно сделать на основании анализа его содержания?

4**. Как известно, Филипп де Бомануар специально изучал римское право. Можно ли говорить о влиянии римских правовых традиций применительно к его произведению «Кутюмы Бовези»? Если да, то в чем проявляется это влияние?

5**. В тексте «Кутюмов Бовези» изложены, помимо правовых норм, идеологические концепции. Какие представления о сущности королевской власти
и Святой Церкви выразил Ф. Бомануар?

6**. Объясните происхождение и смысл выражения «Что угодно королю, имеет силу закона».

 

Задания для самопроверки

1. Франция как самостоятельно государство первоначально возникло как: а) Восточнофранкское королевство; б) Западнофранкское королевство; б) Срединное королевство.

2. Династия Капетингов утвердилась на французском престоле в:
а) 800 г.; б) 843 г.; в) 987 г.

3. В IX – XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей
к глубокой территориальной раздробленности Франции, королевская власть рассматривалась феодалами, как власть:
а) господина; б) первого среди равных; в) носителя идеи «двух мечей».

4. В средневековой Франции отношения между королем и крупными землевладельцами, крупными землевладельцами и рыцарями строились на основе принципа сюзеренитета-вассалитетa, при котором действовала формула: а) «вассал моего вассала – не мой вассал»; б) «вассал моего вассала – мой вассал»; в) нет правильного ответа.

5. Реформы, проведенные Людовиком IX в середине XIII в., были направлены на: а) усиление власти крупных феодалов в их владениях; б) ограничение власти короля; в) преодоление политической и территориальной раздробленности Франции.

6. Судебной реформой Людовика IX был введен запрет на военные действия между феодалами в течение определенного периода, во время которого поссорившиеся феодалы должны были прибегнуть к посредничеству короля
для разрешения спора. Этот период назывался:
а) «10 дней короля»; б) «20 дней короля»; в) «30 дней короля»; г) «40 дней короля»; д) «50 дней короля».

7. Экономические реформы Людовика IX предполагали: а) разрешение хождения на всей территории Франции монет отдельных феодалов; б) введение единой королевской золотой монеты; в) отмену торговых пошлин; г) введение единого королевского налога – тальи.

8. Высший судебный орган в средневековой Франции – это: а) Генеральные штаты; б) Парламент; в) Звездная палата; г) Сенат.

9. Сословно-представительный орган в средневековой Франции – это:
а) Парламент; б) Генеральные штаты; в) Рейхстаг; г) Звездная палата.

10. Впервые сословно-представительный орган во Франции был созван
по инициативе короля:
а) Людовика XI; б) Филиппа II; в) Филиппа IV; г) Карла VII.

11. Впервые сословно-представительный орган во Франции был созван:
а) в 1265 г.; б) 1295 г.; в) 1302 г.; г) 1614 г.

12. В последний раз сословно-представительный орган во Франции был созван: а) в 1265 г.; б) 1295 г.; в) 1302 г.; г) 1614 г.

13. В состав сословно-представительного учреждения в средневековой Франции входили представители: a) аристократии, духовенства, «третьего
сословия» и части свободного крестьянства; б) аристократии, духовенства
и «третьего сословия»; в) аристократии, высшего духовенства.

14. Местные обычаи Франции, в IХ–ХI вв. ставшие основными источниками права, назывались: a) ордонансы; б) эдикты; в) кутюмы; г) варварские правды.

15. Попыткой ограничения королевской власти и расширения полномочий сословно-представительного органа во Франции стало издание: а) в 1357 г. Великого мартовского ордонанса; б) в 1215 г. Великой хартии вольности;
б) в 1598 г. Нантского эдикта.

16. В XVI – XVII вв. во Франции выходцы из буржуазной среды, получавшие дворянство за государственную службу или покупавшие его – это: а) «дворянство шпаги»; б) «дворянство мантии»; в) синекуры.

17. Окончательному оформлению абсолютизма во Франции способствовали реформы: а) принца Конде; б) кардинала Мазарини; в) кардинала Ришелье.

18. Изданный в 1598 г. королем Генрихом IV Великим Нантский эдикт:
а) объявлял войну против французских протестантов – гугенотов; б) даровал французским протестантам – гугенотам равные с католиками вероисповедные права; в) объявлял о принятии королем католицизма.

19. Высказывание: «Государство – это Я!» приписывается: а) Людовику XI; б) Людовику XII; в) Карлу Злому; г) Людовику XIII; д) Людовику XIV.

20. В период абсолютной монархии во Франции в XVII – XVIII вв. представители короля, наделенные высшей административной, финансовой, судебной, полицейской властью на местах, – это: а) синекуры; б) бальи; в) прево; г) префекты; д) интенданты.

ТЕМА 9. ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
В ГЕРМАНИИ

Обязательные задания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.