КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие криминологии: истоки, этапы становления и основные теории
ТЕМА 2 №7 №6 №5 №4 №3 №2 №1 ТЕМА 1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ Практикум КРИМИНОЛОГИЯ ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД
Программа разработана: кафедра уголовно-процессуального права
старший преподаватель кафедры Рогава Инга Георгиевна
__________________________________________________ (подпись)
Ярославль 2012 Составитель: О.Ю. Комарова Криминология: Практикум/сост. О.Ю. Комарова. - 2 -е изд., перераб. и доп. Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2012. с.
Рецензент: кафедра уголовного права и криминологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Целью предлагаемой методической разработки является обеспечение научно – методической базы семинарских и практических занятий. В практикуме представлены контрольные вопросы и практические задания по основным темам общей и особенной части учебного курса криминологии с перечнем основной и дополнительной литературы: наиболее важных источников кодифицированного законодательства, справочной, учебной, методической и научной литературы.
Предназначен для студентов, обучающихся по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры специальности 030501.65 Юриспруденция, очной, очно-заочной формы обучения.
Криминология – наука о преступности
Контрольные вопросы
1.Понятие и природа криминологии как науки. 2.Предмет криминологии как науки. 3.Общенаучные и частнонаучные методы криминологии. 4.Строение криминологии как науки и учебной дисциплины. 5. Цели, задачи и функции криминологии. 6.С какими науками связана криминология? (Раскройте значение и содержание этих связей). 7. Практическое и научное значение криминологии.
Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях Изучите основные трактовки определения криминологии как науки, ее предмета, объекта, используя сравнительно - историческийметод исследования в советских, российских и зарубежных учебниках по криминологии. Дайте им оценку в формате проведения дискуссии (возможно с элементами контратаки «за» и «против»). Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания: -принцип историзма; -диалектический закон единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений; -философские категории явлений и сущности. В рамках программы какого-либо криминологического исследования особое место занимает гипотеза. Проанализируйте данные гипотезы и определите, какие из них относятся к описательным, объяснительным и прогностическим: 1. «Преступность на территории РФ распределяется неравномерно». 2. «Особенности в интенсивности и структуре сельской преступности объясняются, по-видимому, особенностями сельского образа жизни». 3. «Преступность курортных городов в «бархатный» и «мертвый» сезоны имеет статистически значимые различия». 4. «Изменение преступности в РФ, вероятнее всего, будет подчиняться двум группам законов: собственным (криминологическим) законам саморазвития преступности и законам развития общества. В периоды стабилизации большее влияние на преступность будут оказывать, очевидно, ее собственные законы развития, а в периоды дестабилизации - социальные закономерности». 5. «Социальные причины криминогенной напряженности не могут быть объяснены и понятны вне связи с анализом основных источников противоречий и конфликтов». 6. «Причины преступности лежат, вероятно, в субъективной сфере жизни общества». 7. «Можно предположить, что обще - предупредительное действие уголовного закона в принципе возрастает вместе с усилением наказания». 8. «Экономический спад в России порождает противоречия и конфликты, которые в большей степени способствуют насильственной, нежели имущественной, преступности». 9. «В основных сферах жизнедеятельности (труд, быт, досуг) существуют источники возможного социально-негативного, криминогенного влияния, а также противостоящие им антикриминогенные факторы и условия».
Назовите основные формы опроса, которые используются в криминологическом исследовании. Укажите их недостатки и преимущества. На основе изучения анкеты (см. прилож.№3) определите: цель и задачи исследования, ясность порядка заполнения, виды вопросов (закрытые, открытые, полузакрытые; основные, контрольные, вспомогательные; прямые и косвенные; общие и частные; ретроспективные, текущие и прогнозные; вопросы-ситуации о реакции на предлагаемую ситуацию, о выборе предпочтительного варианта поведения, об оценке предлагаемой ситуации, о согласии (несогласии) с одним из предложенных мнений). Проведите опрос по предложенной анкете не менее 30 человек. Обобщите материалы анкетирования, проанализируйте полученные результаты. Составьте самостоятельно анкету по проблемам: а) преступность и материальное положение; б) преступность и субкультура; в) преступность и семья; г) преступность и средства массовой информации; д) виктимизация населения; е) изучение общественного мнения о деятельности правоохранительных органов. Определите репрезентативность выборки для изучения указанных проблем. Проведите анкетирование, обобщите ответы, внесите предложения по совершенствованию анкеты.
Составьте схему, отражающую место и содержание связей криминологии с гуманитарными и естественными науками с учетом предмета ее исследования.
Раскройте содержание понятия криминологических закономерностей и тенденций.
Охарактеризуйте социальные потребности и возможности современной криминологии.
Контрольные вопросы 1.Зарождение криминологической мысли: - Библия и иные религиозные источники о преступном поведении; - идеи мыслителей древности и средневековья о преступном поведении и мерах профилактики (Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Ф. Аквинский, и др.); -научные воззрения философов - просветителей эпохи Возрождения о причинах преступлений и мерах их предупреждений (М.Лютер, Т.Мор, Ф.Бэкон, Д. Локк, Ш.Монтескье, Ж. –Ж. Руссо и др.). 2.Развитие учений о преступности в идеях классической школы XVIII в. (Ч.Бекариа, Д.Говард, И.Бентам, и др). 3.Позитивистский этап развития криминологии (XIX в.): -направление биологического позитивизма в работах Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Р.Гарофало, Э.Кречмера и др. -психологический подход объяснения преступного поведения в работах А.Айзенка, З.Фрейда, Аброхамсена, Хамблин – Смита и др. -направление социологического позитивизма в трудах Г.Тарда, Э. Дюркгейма, Мертона, Э.Сатерлэнда. 4.Биосоциологический подход объяснения преступности в криминологических исследованиях (конец XIX в. – начало XX в.) в работах Ф.Листа, Герри, М.Шлаппа, Э.Хуттона, А.Кетле, П.Лафарга. 5.Криминология новейшего времени (со второй половины XX в.) в генетических исследованиях (супруги Глюк, А.Хацнекер), теориях стигматизации (Ф.Танненбаум), конфликта культур (Т.Селлин). 6.Становление и развитие отечественной криминологии: - идеи русских писателей, философов, просветителей (со второй половины XVIII в. - до конца XIX в.) о причинах преступности и возможности ее предупреждения в произведениях А.Н.Радищева, К.Ф.Германа, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, В.Г.Белинского и др.; - развитие криминологических концепций в дореволюционный период (конец XIX в. – начало XX в.): становление социологического направления в классической школе уголовного права в работах И.Я. Фойницкого, М.В. Духовского, М.П. Чубинского, М.Н. Гернета, Х.М. Чарыхова и др.; формирование биосоциологической позиции в работах Д.А. Дриль, В. Ф.Чиж и др.; -состояние криминологических исследований в России в 20-30-е годы ХХ в.: организация и деятельность первых советских криминологических учреждений и последующая их ликвидация; -возрождение криминологии в конце 50-х годов ХХ в. и ее современное состояние: становление криминологии как учебной дисциплины; создание НИИ по изучению причин преступности и разработке мер ее предупреждения, координирующих научные исследования в области криминологии; выход в свет трудов (А.Б.Сахарова, А.А. Герцензона, Г.М. Миньковского, В.К. Звирбуля, В.Н.Кудрявцева, И.И.Карпеца, Н.Ф.Кузнецовой, А.М.Яковлева и др.), посвященных изучению преступности, ее закономерностей, детерминации, причинности, мер профилактического воздействия, криминологического прогнозирования, изучению личности преступника и др. актуальных криминологических проблем.
Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |