Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие криминологии: истоки, этапы становления и основные теории




ТЕМА 2

№7

№6

№5

№4

№3

№2

№1

ТЕМА 1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Практикум

КРИМИНОЛОГИЯ

ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД

Дата Раздел Изменения Комментарии
         

Программа разработана:

кафедра уголовно-процессуального права

 

старший преподаватель кафедры Рогава Инга Георгиевна

 

__________________________________________________

(подпись)

 

 

 

Ярославль 2012

Составитель: О.Ю. Комарова

Криминология: Практикум/сост. О.Ю. Комарова. - 2 -е изд., перераб. и доп. Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2012. с.

 

Рецензент: кафедра уголовного права и криминологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова

 

Целью предлагаемой методической разработки является обеспечение научно – методической базы семинарских и практических занятий. В практикуме представлены контрольные вопросы и практические задания по основным темам общей и особенной части учебного курса криминологии с перечнем основной и дополнительной литературы: наиболее важных источников кодифицированного законодательства, справочной, учебной, методической и научной литературы.

 

 

Предназначен для студентов, обучающихся по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры специальности 030501.65 Юриспруденция, очной, очно-заочной формы обучения.

 

Криминология – наука о преступности

 

Контрольные вопросы

 

1.Понятие и природа криминологии как науки.

2.Предмет криминологии как науки.

3.Общенаучные и частнонаучные методы криминологии.

4.Строение криминологии как науки и учебной дисциплины.

5. Цели, задачи и функции криминологии.

6.С какими науками связана криминология? (Раскройте значение и содержание этих связей).

7. Практическое и научное значение криминологии.

 

Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях

Изучите основные трактовки определения криминологии как науки, ее предмета, объекта, используя сравнительно - историческийметод исследования в советских, российских и зарубежных учебниках по криминологии. Дайте им оценку в формате проведения дискуссии (возможно с элементами контратаки «за» и «против»).

Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:

-принцип историзма;

-диалектический закон единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений;

-философские категории явлений и сущности.

В рамках программы какого-либо криминологического исследования особое место занимает гипотеза.

Проанализируйте данные гипотезы и определите, какие из них относятся к описательным, объяснительным и прогностическим:

1. «Преступность на территории РФ распределяется неравномерно».

2. «Особенности в интенсивности и структуре сельской преступности объясняются, по-видимому, особенностями сельского образа жизни».

3. «Преступность курортных городов в «бархатный» и «мертвый» сезоны имеет статистически значимые различия».

4. «Изменение преступности в РФ, вероятнее всего, будет подчиняться двум группам законов: собственным (криминологическим) законам саморазвития преступности и законам развития общества. В периоды стабилизации большее влияние на преступность будут оказывать, очевидно, ее собственные законы развития, а в периоды дестабилизации - социальные закономерности».

5. «Социальные причины криминогенной напряженности не могут быть объяснены и понятны вне связи с анализом основных источников противоречий и конфликтов».

6. «Причины преступности лежат, вероятно, в субъективной сфере жизни общества».

7. «Можно предположить, что обще - предупредительное действие уголовного закона в принципе возрастает вместе с усилением наказания».

8. «Экономический спад в России порождает противоречия и конфликты, которые в большей степени способствуют насильственной, нежели имущественной, преступности».

9. «В основных сферах жизнедеятельности (труд, быт, досуг) существуют источники возможного социально-негативного, криминогенного влияния, а также противостоящие им антикриминогенные факторы и условия».

 

Назовите основные формы опроса, которые используются в криминологическом исследовании. Укажите их недостатки и преимущества.

На основе изучения анкеты (см. прилож.№3) определите: цель и задачи исследования, ясность порядка заполнения, виды вопросов (закрытые, открытые, полузакрытые; основные, контрольные, вспомогательные; прямые и косвенные; общие и частные; ретроспективные, текущие и прогнозные; вопросы-ситуации о реакции на предлагаемую ситуацию, о выборе предпочтительного варианта поведения, об оценке предлагаемой ситуации, о согласии (несогласии) с одним из предложенных мнений).

Проведите опрос по предложенной анкете не менее 30 человек. Обобщите материалы анкетирования, проанализируйте полученные результаты. Составьте самостоятельно анкету по проблемам:

а) преступность и материальное положение;

б) преступность и субкультура;

в) преступность и семья;

г) преступность и средства массовой информации;

д) виктимизация населения;

е) изучение общественного мнения о деятельности правоохранительных органов.

Определите репрезентативность выборки для изучения указанных проблем. Проведите анкетирование, обобщите ответы, внесите предложения по совершенствованию анкеты.

 

Составьте схему, отражающую место и содержание связей криминологии с гуманитарными и естественными науками с учетом предмета ее исследования.

 

Раскройте содержание понятия криминологических закономерностей и тенденций.

 

Охарактеризуйте социальные потребности и возможности современной криминологии.

 

Контрольные вопросы

1.Зарождение криминологической мысли:

- Библия и иные религиозные источники о преступном поведении;

- идеи мыслителей древности и средневековья о преступном поведении и мерах профилактики (Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Ф. Аквинский, и др.);

-научные воззрения философов - просветителей эпохи Возрождения о причинах преступлений и мерах их предупреждений (М.Лютер, Т.Мор, Ф.Бэкон, Д. Локк, Ш.Монтескье, Ж. –Ж. Руссо и др.).

2.Развитие учений о преступности в идеях классической школы XVIII в. (Ч.Бекариа, Д.Говард, И.Бентам, и др).

3.Позитивистский этап развития криминологии (XIX в.):

-направление биологического позитивизма в работах Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Р.Гарофало, Э.Кречмера и др.

-психологический подход объяснения преступного поведения в работах А.Айзенка, З.Фрейда, Аброхамсена, Хамблин – Смита и др.

-направление социологического позитивизма в трудах Г.Тарда, Э. Дюркгейма, Мертона, Э.Сатерлэнда.

4.Биосоциологический подход объяснения преступности в криминологических исследованиях (конец XIX в. – начало XX в.) в работах Ф.Листа, Герри, М.Шлаппа, Э.Хуттона, А.Кетле, П.Лафарга.

5.Криминология новейшего времени (со второй половины XX в.) в генетических исследованиях (супруги Глюк, А.Хацнекер), теориях стигматизации (Ф.Танненбаум), конфликта культур (Т.Селлин).

6.Становление и развитие отечественной криминологии:

- идеи русских писателей, философов, просветителей (со второй половины XVIII в. - до конца XIX в.) о причинах преступности и возможности ее предупреждения в произведениях А.Н.Радищева, К.Ф.Германа, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, В.Г.Белинского и др.;

- развитие криминологических концепций в дореволюционный период (конец XIX в. – начало XX в.): становление социологического направления в классической школе уголовного права в работах И.Я. Фойницкого, М.В. Духовского, М.П. Чубинского, М.Н. Гернета, Х.М. Чарыхова и др.; формирование биосоциологической позиции в работах Д.А. Дриль, В. Ф.Чиж и др.;

-состояние криминологических исследований в России в 20-30-е годы ХХ в.: организация и деятельность первых советских криминологических учреждений и последующая их ликвидация;

-возрождение криминологии в конце 50-х годов ХХ в. и ее современное состояние: становление криминологии как учебной дисциплины; создание НИИ по изучению причин преступности и разработке мер ее предупреждения, координирующих научные исследования в области криминологии; выход в свет трудов (А.Б.Сахарова, А.А. Герцензона, Г.М. Миньковского, В.К. Звирбуля, В.Н.Кудрявцева, И.И.Карпеца, Н.Ф.Кузнецовой, А.М.Яковлева и др.), посвященных изучению преступности, ее закономерностей, детерминации, причинности, мер профилактического воздействия, криминологического прогнозирования, изучению личности преступника и др. актуальных криминологических проблем.

 

 

Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.