КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФОВ-ГУМАНИСТОВ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ ЧАСТЬ 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧАСТЬ 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЛАВА I ХРИСТИАНСТВО, КАК ОСНОВА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Религиозные истоки христианства...................................................................215 Библия, как Священная книга христианства..................................................217 Важнейшие религиозно-философские идеи Библии......................................219 Библия. Фрагменты...............................................................................225 ГЛАВА II ПАТРИСТИКА Христианская философия во II—VI вв............................................................246 Тертуллиан......................................................................................................... 248 О свидетельстве души...........................................................................249 О крещении. Фрагмент.........................................................................257 Ориген...............................................................................................................257 «О началах». Фрагменты.......................................................................260 Утверждение Символа веры.............................................................................269 Арианская трактовка Символа веры....................................................272 Афанасий Великий о сущности Святой Троицы................................273 Никейский орос...................................................................................... — Никео-Цареградский Символ веры......................................................274 «Каппадокийцы»................................................................................................. — Григорий Нисский. «Об устроении человека». Фрагменты................278 Аврелий Августин.............................................................................................283 Фрагменты сочинений..........................................................................289 «Ареопагитики» или Псевдо-Дионисий Ареопагит........................................300 О мистическом богословии..................................................................303 ГЛАВА III СХОЛАСТИКА Раскол церквей и возникновение римско-католической церкви...................315 Рождение схоластики........................................................................................ 317 Иоанн Скот Эриугена....................................................................................... 319 Фрагменты из трактатов «О предопределении» и «О разделении природы»......................................................................321 Пьер Абеляр......................................................................................................327 Фрагменты сочинений..........................................................................332 «Золотой век схоластики»................................................................................. 340 Фома Акинский................................................................................................341 Фрагменты из сочинений.....................................................................347 ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ......355 ГЛАВА II РОЖДЕНИЕ ГУМАНИЗМА Франческо Петрарка.........................................................................................360 Из книги «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»..........362 Лоренцо Валла...................................................................................................369 Из книги «Об истинном и ложном благе»..........................................372 ГЛАВА III ВОЗРОЖДЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ТРАДИЦИИ Марсилио Фичино............................................................................................381 «Комментарии на "Пир" Платона, О любви». Фрагменты................385 ГЛАВА IV ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ Никколо Макиавелли.......................................................................................393 «Государь». Фрагменты........................................................................ 397 Дезидерий Эразм Роттердамский.....................................................................403 «Похвала Глупости». Фрагменты..........................................................406 Мишель де Монтень.........................................................................................411 «Опыты». Фрагменты............................................................................415 ГЛАВА V Томас Мор.........................................................................................................424 «Утопия». Фрагменты...........................................................................428 Программа «Введение в историю европейской философии».........................439 1 часть История западноевропейской философии.................................... 441 Поурочное планирование курса «Введение в историю европейской философии». 1 часть...................................................................................445 Тесты для самоконтроля...................................................................................448 Примерные темы семинарских занятий. Дополнительная литература..........460 Ответы на тесты................................................................................................475 ПРЕДИСЛОВИЕ Всякий человек хотя бы один раз в жизни оказывается один на один с «вечными», «проклятыми» вопросами — что есть человек? что есть мир? в чем смысл жизни? Кто-то безуспешно пытается спрятаться от этих вопросов. Другие ограничиваются теми ответами, что дает суета повседневности. А некоторые в поисках истины проводят всю жизнь... Философия — это как раз та область человеческого духовного бытия, которая вся посвящена одному: разгадке «вечных» загадок. За две с половиной тысячи лет своего существования, философия нашла столько ответов и, что еще более важно, поставила столько вопросов, что ее история — история философии — давно уже превратилась в отдельный предмет изучения. И несомненно — знание истории философии является одной из основ всякого образования вообще и гуманитарного образования, в частности. Ибо постигая философские истины, мы приобщаемся к мудрости веков. Главная цель книги, которую читатель держит в руках — на материале истории философии раскрыть основную философскую проблематику, показать истоки и смысл основных философских проблем, выявить, как исторически менялись способы их трактовки и решения в связи с изменениями в обществе, культуре и науке. И в то же время — показать единство и общность философского знания в разные времена. Конечно, в пределах одной книги невозможно раскрыть все богатство и многообразие философских знаний — речь может идти лишь о том, чтобы представить читателям некоторые основополагающие сведения по истории философии, которые позволяли бы самостоятельно ориентироваться в этом многообразии. В данном случае рамки обозначены четко — книга посвящена истории западноевропейской философии со времени ее появления до Эпохи Возрождения. В будущем, надеюсь, в свет выйдет и вторая книга, в которой будет рассказано о философских исканиях в XVI—XX веках. Книг и учебников по истории философии много. В чем же состоит своеобразие данного издания? Дело в том, что оно сочетает в себе элементы разных типов изданий. Это одновременно — и учебник, и хрестоматия, и методическое пособие. Своеобразный синтез учебника, хрестоматии и методического пособия определил и название книги — «Практикум по истории западноевропейской философии». Ведь в самом деле — это не классический учебник или всеобъемлющая хрестоматия. Нет, эта книга для тех, кто делает свои первые шаги в постижении философской мудрости. Надеюсь также, что этот «Практикум» будет полезен учителям и преподавателям, взявшим на себя тяжелейшую, но благородную ношу — привить любовь к мудрости своим юным подопечным. Как во всякой книге учебно-методического характера, здесь излагается определенная сумма сведений и знаний о различных философах и их учениях. Это, однако, только одна сторона дела. История философии столь своеобразный предмет познания, что при его изучении невозможно обойтись без освоения источников. Ведь только тогда, когда учащийся самостоятельно ознакомится с идеями, которые выдвигали мыслители прошлого, проникнется теми сомнениями, которые мучили их — можно говорить о том, что история философии из обычного «учебного предмета» превращается в настоящую «школу мудрости». Поэтому неотъемлемой частью «Практикума» стали публикации фрагментов, а в отдельных случаях и полных текстов произведений европейских мыслителей. Введение в книгу специального методического раздела также представляется необходимым. Этот раздел окажет помощь и учащимся, и педагогам, и тем читателям, кто приступил к изучению истории философии самостоятельно. Прежде всего в методическом разделе в помощь преподавателям представлена авторская программа курса «Введение в историю европейской философии» и поурочное планирование этого курса на весь учебный год. Кроме того публикуются специально подготовленные тесты, с помощью которых можно выявить уровень усвоенных знаний. Стоит отметить, что эти тесты уже прошли апробацию в практике преподавания истории философии в некоторых школах Москвы и Перми. Помимо тестов читатели найдут и разработанные планы семинарских занятий по каждой из тем. Причем в каждом случае предлагается несколько вариантов семинарских занятий (минимум два), из которых первый вариант рассчитан на менее подготовленную аудиторию, а остальные — проблемные — на более подготовленных. И в любом случае можно и даже необходимо воспользоваться дополнительной литературой, списки которой составлены по каждой из тем. Почему внимание концентрируется именно на семинарских занятиях? Дело в том, что практика преподавания истории философии в ряде школ и гимназий, а также в студенческих аудиториях показала, что лекционно-семинарская система наиболее полно соответствует духу изучаемого предмета. А лучшей формой вообще следует признать беседу, в ходе которой преподаватель делится с учащимися своими наблюдениями и знаниями. Кроме того, благодаря лекционно-семинарской системе, значительно расширяется поле самостоятельных действий для учащихся, акцент переносится с образования («получения знаний») на самообразование («добывание знаний»). Тогда оказывается, что изучение истории философии — это школа, позволяющая воспитывать культуру мышления, умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит — видеть ее в изменении и развитии. Поэтому семинарские занятия можно проводить не только в форме беседы, но в форме докладов. В качестве тем для докладов (или рефератов) могут быть использованы вопросы, включенные в семинарские планы. В основу данной книги положен авторский курс «Введение в историю европейской философии», который в течение ряда лет читался в старших классах нескольких московских школ. Следует высказать слова благодарности администрациям школ № 1249 (директор Альшванг А.Д., заместитель директора Бокарева Е.Е.), № 1251 (директор Кра-вец Т.В.) и учебно-воспитательного комплекса № 1847 (директор Донюков Ю.В., Якимюк О.Н., заместитель директора Перевезен-цева Т.В.), оказавших всемерную помощь и поддержку в осуществлении задуманного автором нового учебного курса. Кроме того, хочется выразить искреннюю признательность доктору философских наук В.А.Кайдалову, доктору философских наук В.Ш.Сабирову, доктору философских наук О.И.Соиной, благосклонно оценивших сей труд и высказавших ряд замечаний и советов. В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что предлагаемый читательскому вниманию «Практикум по истории за- падноевропейской философии» окажется небесполезным в бесконечном процессе познания мудрости веков. А если читатели этой книги найдут время и возможность выразить свое к ней отношение, то автор отнесется к любым замечаниям самым внимательным образом. С.В.Перевезенцев
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 61; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |