КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что такое философия.
Прежде чем начать изучение истории философии, необходимо понять — а что такое философия? Если мы не понимаем, что представляет собой предмет изучения — философия, то трудно представить себе и его историю. Историю чего, собственно, следует изучать? Согласно некоторым сведениям само слово философия впервые использовал знаменитый мыслитель древности Пифагор. На русский язык это слово переводится как любовь к мудрости. Что изучает философия? Или, поставим вопрос более научно: каков предмет философии? За более чем двух с половиной тысячелетнюю историю философии появилось бесчисленное множество ответов на этот вопрос. Каждый философ, создав свою систему философского знания, в той или иной степени отвечал на него. Так, Пифагор говорил: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам,рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины». Другой величайший мыслитель античности Платон считал, что истинный философ «стоит вне человеческой суеты и обращен к божественному». Аристотель же называл философом того, кто изучает «всякую сущность вообще», «располагает... знанием о существующем как таковом» и «в состоянии указать... наиболее достоверные начала всего». В начале нашей эры римский философ-стоик Сенека утверждал, что философия в первую очередь наука нравственная, обучающая людей правильному пониманию своего места в мире: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы». Возникновение христианства по-новому осветило извечные философские вопросы. Один из отцов церкви Аврелий Августин писал, что философией называется не сама мудрость, а любовь к мудрости, «ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может». Ему вторил Иоанн Дамаскин: «Философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть Бог. А потому любовь к Богу есть истинная философия». Иоанн Скот Эриугена, развивая темы христианской философии, считал, что «истинная философия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия». В XVII веке, в Новое время, когда человеческий разум обратился к детальному изучению свойств природы, появились и новые определения существа философии. Томас Гоббс писал: «Задачей философии является познание свойств тел из их возникновения или их возникновение из их свойств». Рене Декарт отмечал: «Слово "философия" обозначает занятие мудростью и... под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек». Английский мыслитель Джон Локк утверждал: «Философия... есть не что иное, как истинное познание вещей». XVIII—XIX столетия дали нам еще несколько определений философии. Иммануил Кант обращал внимание на то, что «философия есть наука об отношении человеческого знания к существенным целям человеческого разума». Близок к этой точке зрения был и Георг Вильгельм Фридрих Гегель, указывая на познавательные функции философии: «Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов, однако философия есть особый способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и при этом познанием в понятиях». Российские мыслители подчеркивали прежде всего нравственный и социальный характер философии. В.С.Соловьев писал: «Очевидно, название "любомудрие", то есть любовь к мудрости... не может применяться к отвлеченной теоретической науке. Под мудростью разумеется не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа. Таким образом, слово "Философия" означает стремление к духовной цельности человеческого существа». СЛ.Франк подчеркивал: «Проблема социальной философии — вопрос, что такое, собственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает... Именно этот вопрос... и есть проблема социальной философии, философского осмысления общего существа общественного бытия». Приведенный выше и, конечно же, далеко не полный перечень определений, показывает насколько разнообразно понимание предмета философии. Но, в то же время, довольно ясно видно, что чаще всего философии давали как бы двоякое определение. Во-первых, философию рассматривали в широком смысле — как определенный образ, определенный способ мышления вообще. В этом случае, первое определение философии может звучать так: философия — это такой образ мышления, при котором человек стремится познать сущностные проблемы бытия мира и возможности собственного мышления в познании мира. Цель философского образа мышления — постижение смысла существования человека, общества и мира в целом, понимание смысла жизни вообще. Можно сказать, что определение философии, как образа мышления, заложено в самом этом слове — «любовь к мудрости». Философский образ мысли характерен не только для философа-ученого. О человеке, который предается вечерним размышлениям о смысле жизни, мы вполне правомерно говорим, что у него философский склад ума. И большинство людей, интересующихся философией, не являются профессиональными философами, однако обладают философским мышлением, ибо хотят разобраться в том, что представляет из себя наш мир, что такое человек, в чем смысл нашего существования — у них есть та самая «любовь к мудрости». С этой точки зрения, стремление к философскому осмыслению проблем мироздания мы можем найти практически во всех областях человеческого творчества — в произведениях искусства, в религиозных учениях, в мифологических преданиях. Например, Ф.М.Достоевский не ставил перед собой целью создать некое философское учение, но уровень понимания смысла су-ществования^человека и общества в его произведениях настолько высок, он обладал настолько мощным философским мышлением, что мы говорим о философии Достоевского. Однако, когда философский образ мышления систематизируется, когда философским размышлениям придается логическая стройность, когда эти размышления выражаются на языке научных понятий и категорий, тогда философствование становится наукой. Наука — это систематизированное знание, основанное на изучении проверенных и доказанных фактов, имеющее свой научный язык. Поэтому и возникает второе определение философии — уже как науки. Философия как наука, — это систематизированное знание о сущностных проблемах бытия мира и возможностях человеческого познания, выраженное в научных понятиях и категориях. Цель философии, как науки, — всесто- роннее познание смысла существования человека, общества и мира в целом, познание смысла жизни. Возникновение философии, как науки, принято относить к VI веку до н.э. Примерно в это время в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции философское мышление впервые приобретает форму научного знания. С тех пор и существует наука философия, со всеми присущими, как и любой науке, свойствами и характеристиками, со своим специфическим научным философским языком. С момента своего рождения наука философия становится своего рода стержнем философского мышления, наиболее ярким, полным и точным выражением философского образа мысли. Благодаря существованию науки философии, мы и имеем воз-.можность говорить о философском содержании произведений искусства, религиозных и мифологических представлений и определять меру этого философского содержания в том или ином художественном произведении, в тех или иных религиозно-мифологических представлениях. Существование философии как науки позволяет нам размышлять о философии религии, философии искусства, философии науки и т.д. Философия как образ мысли в принципе шире, нежели искусство, религия, мифология или наука философия. Шире и внутренне присуще всем этим способам познания и осмысления проблем окружающего мира. Обладание философским мышлением дает возможность человеку сделать свой выбор, найти свою форму решения вечных вопросов, близкую ему по духу, соответствующую его знаниям, жизненным принципам и устремлениям. Но именно философия как наука превращает различные виды философствования в логически стройную систему знаний. Понимание двоякого характера самой философии и дает нам возможность определить предмет истории философии. История философии — это не только изучение истории развития научного философского знания. Задача шире — познать историю развития философского образа мысли вообще. Поэтому, наряду с осмыслением учений различных философов, совершенно необходимо исследование философского содержания произведений искусства и литературы, различных религиозных учений и мифологических преданий. Следовательно, задача истории философии — исследование процесса развития философского мышления в целом на основе изучения прелще всего процесса развития научного философского знания.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 65; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |