КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рапсодическая теогония
ОРФЕЙ В отличие от Гесиода, Орфей — личность абсолютно легендарная. В Древней Греции существовал миф об Орфее, великом певце и стихотворце, который спускается в Аид, чтобы вернуть на землю свою погибшую от укуса змеи жену Эвридику. С именем Орфея связывают многие сочинения и в том числе так называемые «орфические теогонии» — оригинальные версии родословия богов. Носителями и хранителями «орфических теогонии» стали орфики, последователи религиозного учения, основателем которого также считается Орфей. В основе орфизма лежит тайный, закрытый культ бога Диониса, значительно отличающийся и даже противостоящий олимпийской религии, в том числе и традиционному пониманию роли олимпийского Диониса. И сами «орфические теогонии» являются крайне своеобразными, совершенно непохожими на более привычные для нас теогонии Гесиода или Гомера. Сегодня нам немного известно о сути орфического культа, ибо история сохранила слишком мало сведений об орфиках, к тому же эти сведения противоречат друг другу. По этой же причине очень сложно выделить какое-либо единственное орфическое сказание о происхождении мира. Уже сами древние, рассказывая об орфизме, приводили разные версии — кто-то первоначалом называл Ночь, кто-то Воду, другие — слитность Земли, Неба и Моря, а некоторые — само Время (Хронос). Из сохранившихся фрагментов «орфических теогонии» можно сделать вывод о том, что в представлениях орфиков о происхождении мира были перемешаны миф и космогония. Мифологические персонажи перемежаются с некими природными объектами. В отличии от Гомера, в орфических теогониях первоначалами мира считаются не божественные семейные пары, а некие триады. Сначала были вода и ил, «который затвердел в землю». Третье начало, идущее после двух, родилось из них, т.е. из воды и земли, и являет собой «Дракона (Змея) с приросшими головами быка и льва, а посреди (них) — лик бога. На плечах у него крылья, имя ему — Нестареющий Хронос (Время), он же Геракл. С ним соединена Ананкэ (Необходимость) — то же самое существо, что и Адрастея — бестелесная, распростертая по всему космосу и касающаяся его границ». Хронос-Змей рождает тройное потомство: «влажный Эфир», «безграничный Хаос» и «мглистый Эреб (Мрак)». Эта вторая триада соответствует первой, как потенциальная — отчей. В них (Эфире, Хаосе, Эребе) «Хронос родил яйцо». Так рождается третья триада. Во-первых, яйцо, во-вторых, двоица заключенных в нем существ, мужского и женского пола, и, в-третьих, «бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были приросшие головы быков, а на голове — чудовищный змей, принимающий всевозможные обличья зверей». В некоторых «орфических теогониях» говорится о «всемирном яйце», из которого вылупляется некий «сияющий» бог Фа-нес, содержащий в себе зачатки всех богов, существ и вещей. С учением орфиков связана и еще одна важная идея — идея метемпсихоза, т.е. переселения душ. В представлениях орфиков, душа человеческая имела божественное начало и оказалась в теле по причине изначального греха. Душа не только существует раньше тела, но и не умирает вместе с телом, ибо осуждена на жизнь в других телах до тех пор, пока через некое количество рождений не искупит свой изначальный грех. Орфизм оказал огромное влияние на всю древнегреческую и вообще европейскую философскую мысль. Элементы орфизма прослеживаются во взглядах Пифагора, Гераклита, Эмпедокла, Платона, а также и в более поздних философских и религиозных учениях. (Излагается Дамаскием в труде «О началах») Печатается по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. — М., 1989. С. 48. Перевод А.В.Лебедева. В этих имеющих хождение Орфических рапсодиях теология умопостигаемого такова. Истолковывая ее, философы [неоплатоники] принимают Хронос [Время] за единое начало всех вещей, Эфир и Хаос — за двоицу, яйцо объясняют как абсолютное бытие и полагают эту триаду первой. Ко второй [триаде] относятся либо вынашиваемое и вынашивающее бога яйцо, либо «сияющее одеяние (хитон)», либо облако, из которых «выскакивает» Фанес....Третью [триаду] составляют Метис — как ум, Эрикепей — как потенция и сам Фанес как отец. Быть может, следует принять также и среднюю триаду, соответствующую «трехликому богу, еще вынашиваемому в яйце». Действительно, средний член всегда уподобляется обоим крайним, подобно тому как в данном случае он одновременно и яйцо и бог. Легко видеть, что яйцо — это единенность, а трехликий и в действительности многоликий бог — расчлененность умопостигаемого, а среднее, поскольку оно яйцо, — еще единенное, поскольку бог — уже расчлененное, а говоря в целом, находящееся в процессе расчленения. Такова обычная орфическая теология.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |