Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О ПРИРОДЕ». ФРАГМЕНТЫ




Печатается по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М., 1989. С. 189—254. Перевод А.В.Лебедева.

Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий.

Под залог огня все вещи, и огонь [под залог] всех вещей, словно как [под залог] золота — имущество и [под залог] иму­щества — золото.

Обращения огня: сначала — море; а [обращения] моря — наполовину земля, наполовину — престер.

Море расточается и восполняется до той же самой меры, какая была прежде, нежели оно стало землей.

Всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить и схватит.

Одно-единственное Мудрое [Существо] называться не же­лает и желает именем Зевса.

Ибо Мудрым [Существом] можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной.

Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и преж­де, чем выслушать [ее], и выслушав однажды. Ибо, хотя все [люди] сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим [ее], даром что узнают на опыте [точно] такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя [их] согласно природе [=истинной реальности] и высказывая [их] так, как они есть. Что ж касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие.

Большая часть божественных вещей ускользает от познания по причине невероятности.

Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всех обособлено.


Человеческая натура не обладает разумом, а божественная обладает.

Для бога все прекрасно и справедливо, люди же одно при­знали несправедливым, другое — справедливым.

Взрослый муж слывет глупым у бога, как ребенок — у взрос­лого мужа.

Большинство [людей] не мыслят ["воспринимают] вещи та­кими, какими встречают их [в опыте] и узнав, не понимают, но воображают ["грезят].

Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю. Многого знатоками должны быть любомудрые мужи. Природа любит прятаться. Тайная гармония лучше явной.

Глаза и уши — дурные свидетели для людей, если души у них варварские.

Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем.

Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознание и мошенни­чество.

[Пифагор] — предводитель мошенников [по другому толко­ванию — «изобретатель надувательства»].

Гомер стоил того, чтобы его выгнали с состязаний и высек­ли, да и Архилох тоже.

Люди были обмануты явлениями, подобно Гомеру, даром что тот был мудрее всех эллинов. Ведь и его обманули дети, убивав­шие вшей, загадав: «что видали да поймали, того нам поубави­лось, а чего не видали и не поймали, то нам в прибыток».


Учитель большинства — Гесиод: про него думают, что он много знает — про того, кто не знал [даже] дня и ночи! Ведь они суть одно.

Правда (Дикэ) постигнет мастеров лжи и лжесвидетелей.

Эфесцы заслуживают того, чтобы их перевешали всех пого­ловно за то, что изгнали они Гермодора, мужа из них наилуч­шего, сказавши: «Среди нас никто да не будет наилучшим! А не то быть ему на чужбине и с другими!»

В своем ли они уме? В здравом ли рассудке? Они дуреют от песен деревенской черни и берут в учителя толпу, того не ве­дая, что многие — дурны, немногие — хороши.

Своеволие надо гасить пуще пожара.

Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу — брен­ным вещам, а большинство обжирается как скоты.

Стало быть, самый несомненный [мудрец] распознает мни­мое, чтобы остерегать от него.

Кто намерен говорить [=«изрекать свой логос»] с умом, те должны крепко опираться на общее для всех, как граждане полиса — на закон, и даже гораздо крепче. Ибо все человече­ские законы зависят от одного, божественного: оно простирает свою власть так далеко, как только пожелает, и всему довлеет, и [все] превосходит.

Поэтому должно следовать общему, но хотя разум (логос) — общ, большинство [людей] живет так, как если бы у них был особенный рассудок.

Выслушав не мою, но вот эту-вот Речь (Логос), должно при­знать: мудрость в том, чтобы знать все как одно.

Здравый рассудок — у всех общий.

Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудрен­ными.


Целомудрие ["самоограничение] — величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать со­гласно природе, осознавая.

Война (Полемос) — отец всех, царь всех: одних она объявля­ет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными.

Бог: день — ночь, зима — лето, война — мир, избыток — нужда; изменяется же словно, когда смешается с благовония­ми, именуется по запаху каждого [из них].

Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, со­звучное несозвучное, из всего — одно, из одного — все.

Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры.

Должно знать, что война общепринята, что вражда — обыч­ный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимо­образно.

Гомер, молясь о том, чтобы «вражда сгинула меж богами и меж людьми», сам того не ведая, накликает проклятье на рож­дение всех [существ].

Путь вверх — вниз один и тот же.

Море — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам питьевая и спасительная, людям негодная для питья и губительная.

Свиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водой. Ослы солому предпочли бы золоту.

На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды.

Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается.

Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сы­тость, усталость — отдых.


Бессмертные смертны, смертные бессмертны, [одни] живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают.

Человек — свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словно как вспыхивает к бодр­ствованию, уснув.

Все, что мы видим наяву, — смерть; все, что во сне, — сон; все, что по смерти — жизнь.

Души испаряясь влажными вечно рождаются. Души же из влаги испаряются.

Душам смерть — воды рожденье, воде смерть — земли рож­денье, из земли вода рождается, из воды — душа.

Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел: столь глубока ее мера.

Сухая душа — мудрейшая и наилучшая.

Когда взрослый муж напьется пьян, его ведет [домой] безу­сый малый; а он сбивается с пути и не понимает, куда идет, ибо душа его влажна.

Душе присуща самовозрастающая мера. Души, павшие в бою, чище тех, что в болезнях.

[Мудрым суждено] будучи в Аиде восставать [от сна смерти] и становиться наяву стражами живых и мертвых.

Людей ожидает после смерти то, чего они не чают и не вооб­ражают.

Рожденные жить, они обречены на смерть, да еще оставля­ют детей, чтобы родилась [новая] смерть.

Солнце <правит> <кос>мосом согласно естественному по­рядку, будучи шириной [всего лишь] в ступню человеческую. Оно не переступает положенных границ, ибо если оно <престу-пит> должные сроки, его разыщут Эринии <союзницы ПравдыХ


Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь.

Сообразно с числом времен года <год> исчисляется седми­цами по луне, а делится по Медведицам, знакам бессмертной Памяти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 74; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.