Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Атомизм. Левкипп и Демокрит




Последними, кто попытался ответить на вопрос о рождении и строении мироздания с позиции философии «физиса» (натур­философии) стали Левкипп и Демокрит. С именами этих двух философов связывают рождение материализма — философского учения, признающего первичность бытия по отношению к мышле­нию, первичность материи по отношению к сознанию. Впрочем, древнегреческий атомизм нельзя считать вполне материалисти­ческим учением, в том смысле как мы привыкли говорить о материализме XIX—XX веков.

О Левкиппе нам известно, что он жил в V в. до н.э., бывал в Элее, где познакомился с учением элеатов, а затем переселился в гАбдеры (милетская колония на Фракийском побережье) и основал там философскую школу. В науке до сих пор не реше­но окончательно — жил ли Левкипп на самом деле и какие известные нам сочинения могут ему принадлежать.

Самым талантливым учеником Левкиппа стал уроженец Аб-дер Демокрит (ок. 460—ок. 370 гг. до н.э.). Выходец из богатой семьи, еще в юности Демокрит решил посвятить себя науке. Отказавшись от значительной части наследства, Демокрит от­правился в путешествие на Восток, стремясь изучить тамош­нюю мудрость. Он побывал в Египте, Вавилоне, Индии и даже в Эфиопии. Рассказывают, что будучи в Афинах, он встречался с Сократом.

В отличии от Гераклита, «плачущего философа», который, каждый раз выходя из дома и видя вокруг себя множество дур­но живущих людей, плакал, жалея всех, уже в древности Де­мокрит получил прозвание «смеющегося философа», ибо считал достойным смеха все человеческие дела.

Демокриту обычно приписывается множество сочинений — около семидесяти, посвященных моральным, естественнонауч­ным, математическим и техническим темам. Но, вполне воз­можно, наряду с его собственными трудами, в этом перечне работ есть и сочинения как Левкиппа, так и учеников самого Демокрита. Поэтому, при рассказе о философии Демокрита, всегда подразумевается, что какие-то идеи, высказанные в тру­дах под его именем, могли принадлежать и Левкиппу. В целом же принято говорить не просто об учениях Левкиппа или Де­мокрита, а о философии атомистов.

В своей философии атомисты как бы отталкивались от идей, высказанных элеатами. Атомисты также признавали, что глав-


ными философскими категориями являются понятия бытия и небытия. Но, в отличии от элеатов, атомисты считали, что не­бытие существует также, как и бытие. Левкиппу приписывают­ся слова о том, что «небытие существует нисколько не менее, чем бытие», а «бытие существует нисколько не более, чем не­бытие».

Небытие — это пустота, неподвижное, беспредельное, бес­форменное, не имеющее плотности и единое пространство. Бытие же как раз множественно и состоит из неделимых час­тиц — атомов. Атом (атомос), в переводе с древнегреческого означает «неделимое», «то, что не делится».

Атомам присущи все качества парменидовского бытия. Они обладают абсолютной плотностью (т.е. не содержат пустоты), непроницаемы, неделимы, вечны (т.е. не рождены и не подвер­жены гибели). Атомы — это мельчайшие частицы бытия, и в силу своей малости не могут восприниматься человеческими чувствами. Атомы не могут превращаться в пустоту, как и пус­тота не может обращаться в атомы. Иначе говоря, переход бы­тия в небытие и небытия в бытие невозможен.

Если элеаты утверждали идею неподвижности бытия, то ато­мисты, говорили как раз об обратном. По их мнению атомы находятся в постоянном движении, а само движение является таким же необходимым их свойством, как и плотность, непро­ницаемость, неделимость и вечность. При этом для атомистов был неважен источник движения, ибо движение атомов суще­ствует изначально и как бы само по себе. Демокрит высмеял Анаксагора, считавшего, что первоисточником всякого движе­ния является мировой Ум (Нус).

Движение атомов возможно потому, что они находятся в пу­стоте и, следовательно, между атомами всегда есть некое пус­тое пространство. Поэтому атомы не могут сталкиваться друг с другом и тем более превращаться друг в друга.

Атомы различаются по внешним качествам — прежде всего по форме и по величине. Сами формы атомов могут быть разны­ми: шарообразными, угловатыми, вогнутыми, выпуклыми и т.д.

Атомисты признавали реальность мира вещей и явлений, сос­тоящего из атомов и пустоты. «Складываясь и сплетаясь», атомы, говорили они, «рождают вещи». В этом случае, определенное сочетание атомов приводит к появлению определенного веще­ства. Причем сами атомы не обладают качествами какого-либо вещества — здесь отличие от гомеомерий Анаксагора. Качество вещи возникает лишь при сочетании тех или иных атомов.


Если сами атомы вечны и неизменны, то вещи, по мнению атомистов, преходящи и изменчивы. Это связано с тем, что ато­мы, находясь в постоянном движении, постоянно создают но­вые свои сочетания, ликвидируя старые. Демокрит приводил в пример монету, которая стирается от долгого ее употребления. Стирание монеты определяется тем, что постепенно происхо­дит распад сочетания атомов, ее составляющих.

При ответе на вопрос о возникновении мироздания, атоми­сты отказались от поиска неких сверхъестественных, божест­венных причин. В их космогонических представлениях идея богов — создателей Вселенной, столь характерная для многих древнегреческих философов, практически отсутствует — боги находятся в некоем пространстве между различными мирами.

Рождение мироздания также объяснялось с позиций атоми­стического понимания бытия. По мнению атомистов мирозда­ние в целом — это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, чье число беспредельно, ибо эти миры образованы бес­предельным количеством атомов разной формы. Плотность ато­мов в пустоте различна. Там, где атомов много, из совокупного движения атомов возникает «вихрь» — кругообразное движение всех этих атомов. В процессе этого кругообразного движения одни атомы смещаются в центр и образуют землю. Другие атомы отбрасываются на периферию и возникает небо, огонь, воздух, небесные светила.

Атомистами впервые была высказана идея множественности миров: число миров бесконечно и каждый из них имеет шаро­образную форму. Наша же Вселенная строится по геоцентриче­скому принципу — все видимые человеком небесные тела рас­положены вокруг Земли, которая является центром Вселенной.

Отказавшись от традиции объяснять все в мире лишь боже­ственными причинами, атомисты, естественно, должны были найти иную причину, иные законы, которые управляют миро­зданием. Таким главным законом мироздания у атомистов ста­ла необходимость, Левкиппу приписывают такую формулировку этого закона: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости».

Атомисты утверждали, что все явления природы и общества имеют свою причину, поэтому в мире царит необходимость. Даже случайные события можно объяснить определенными при­чинами. Демокрит приводит следующий пример. На человека неожиданно с неба падает черепаха и убивает его. Что это? Слу­чайность? Нет, отвечает Демокрит, это орел, схватив черепаху,


бросает ее с высоты, чтобы разбить панцирь, но попадает в голову человека, которую орел принял за камень. Иначе гово­ря, у любой случайности можно найти причину. Случайность — это тоже своего рода необходимость, причины которой людям еще неизвестны или они не хотят их понять. Демокрит говорил: «Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для при­сущего им недомыслия».

Стремление объяснить все явления природы ее собственны­ми свойствами, привело к тому, что атомисты естественными причинами объясняли и возникновение живого на Земле. По их мнению, живое возникло из неживого без участия каких-либо сверхъестественных сил. Когда образовалась земля, она поначалу была теплой и грязеобразной..Под воздействием теп­лоты, на земле возникли некие пузыри, в которых стали зарож­даться живые организмы. Со временем эти пузыри лопнули и из них вышли люди, все виды животных и растений. При этом все живые существа, в том числе и растения были одушевлены, только в разной степени, а источником души была теплота, ко­торая произвела все живое на земле.

Человек возник из природы и отличается от животных лишь тем, что он «получил в удел больше теплоты, так как материя, из которой состоит его тело, является более чистой и лучше впиты­вающей в себя теплоту... Он вобрал в себя и некоторое количест­во более божественной природы; поэтому в нем есть разум, ум и мысль, и он может исследовать сущее». Человек — это «живо­тное, от природы способное ко всякому учению и имеющее по­мощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость».

Сама душа человеческая — совокупность атомов определен­ного рода, которые пронизывают все тело человека. Душа не обладает бессмертием, а умирает вместе с телом, распадаясь на отдельные атомы также, как распадается на атомы и само тело. Поэтому Демокрит считал, что не существует загробного мира, ибо не существует жизни после смерти. «Некоторые люди, не зная, что смертная природа человека подлежит разрушению... сочиняют басни о том, что будет после смерти», — говорил он.

Учение Левкиппа и Демокрита стало своеобразным завер­шением развития предшествующей традиции философии «фи-зиса» (натурфилософии). В изучении природы они дошли до предела возможностей тогдашней науки, создав философию ато­мистического материализма. Дальнейшая древнегреческая фи­лософия, развивавшаяся на основе натурфилософских теорий, поставила в центр философии уже иные проблемы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.