Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Левкиппа и Демокрита




(В изложении позднейших авторов)

Печатается по: Лурье С. Я. Демокрит. — Л., 1970. С. 246-247, 275, 297-298, 314. Перевод С.ЯЛурье.

Наиболее методически построили свою теорию, руководст­вуясь одним общим принципом при объяснении явлений, Лев-кипп и Демокрит, исходя из того, что сообразно природе, како­ва она есть. Некоторые из древних полагали, что необходимо (логически), чтобы бытие было едино и неподвижно. Ибо пусто­ты не существует, а при отсутствии отдельной пустоты невоз­можно движение, равно как и не может быть многих предме­тов, если отсутствует то, что отделяло бы их друг от друга... Исходя из таких рассуждений, некоторые (ученые) вышли за пределы ощущений и пренебрегли ими, так как считали, что нужно следовать разуму. Поэтому они говорят, что целое едино и неподвижно, да к тому же, как говорят некоторые, еще и безгранично, ибо всякая граница была бы границей между те­лом и пустотой (а пустоты не существует). Что касается этих (ученых), то причины, руководившие ими, и их высказывания об истинной (природе вещей) были такими. Заметим, что с логи­ческой точки зрения все это последовательно, но с точки зре­ния фактов такой взгляд похож на бред сумасшедшего. Лев-кипп же был убежден, что у него есть теория, которая, исходя из доводов, согласных с чувствами, (в то же время) не сделает невозможным ни возникновение, ни уничтожение, ни движе­ние, ни множественность вещей. Признав все это в согласии с явлениями, он в согласии с теми, кто доказывает единство (целого), признал, что движение невозможно без пустоты, а пу­стота — это несуществующее, однако ничуть не менее реаль­ное, чем существующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполненным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконечные по числу (частицы), невидимые вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота существует; соединяясь, они при­водят к возникновению (вещей), а разъединяясь, к уничтоже­нию. Они действуют на другие частицы и подвергаются воздей­ствию сами в тех местах, где касаются: ведь именно в этих мес­тах нарушается их единство. При соединении и зацеплении друг за друга они образуют (новые тела). Из того же, что едино по своей истинной (природе), не может получиться множественное


и, наоборот, из того, что множественно по своей истинной (при­роде), не получится единое — это невозможно. Но происходит так, как говорит Эмпедокл и некоторые другие, утверждая, что воздействие происходит через поры; таким же образом, по мне­нию Левкиппа, совершается всякое изменение и всякое воз­действие, причем распадение и уничтожение происходит через пустоту и сходным образом также рост, (имеющий место) при проникновении новых твердых тел (в пустоты). Пожалуй, и Эмпедокл (логически) обязан был бы говорить то же, что и Лев-кипп, именно, по словам последнего, есть какие-то (тела) твер­дые, но неделимые. (В противном случае) осталось бы только (допустить, что) всюду имеются непрерывные поры, но это невозможно: тогда не останется, помимо этих пор, ничего дру­гого — твердого, но все окажется пустотой. Поэтому необходи­мо, чтобы соприкасающиеся между собой частицы были неде­лимыми, а то, что между ними, — пустотой, именно тем, что Эмпедокл называет порами. Так говорит и Левкипп о воздейст­вии одного тела на другое. <...>

Из них (из атомов) как из элементов Демокрит рождает уже и образует путем соединения видимые глазом и доступные чув­ствам тела. Они вступают в столкновения между собой и носят­ся в пустоте вследствие несходства и других указанных выше различий; носясь таким образом, они сталкиваются и образуют такого рода переплетение, что оно вынуждает их касаться друг друга и находиться вблизи друг от друга, но тем не менее не рождает из них никакой в истинном смысле единой природы. Ведь, по его мнению, совершенно нелепо допускать, чтобы то, что было двумя или многими телами, стало когда-нибудь од­ним. Причину того, что первосущности некоторое время пре­бывают неизменно вместе друг с другом, он видит в сцеплении и сплетении тел. Ведь одни из них изогнутые, другие якореоб-разные, третьи вогнутые, четвертые выпуклые, а другие имеют еще и иные бесчисленные различия. Он считает, что они сцеп­лены друг с другом и пребывают неизменно вместе лишь до тех пор, пока какая-нибудь более сильная необходимость, присое­динившаяся из окружающего мира, не разбросает их и не рас­сеет в разные стороны. <...>

После того как атомы собрались воедино, те из них, которые были побольше и потяжелее, окончательно осели вниз, те же, которые были малыми, круглыми и гладкими, были вытолкну­ты вследствие стечения (других) атомов и унесены вверх. Когда же иссякла уже сила толчка, двигавшая их вверх, и толчок не


гнал уже их больше вверх, а движение вниз встречало препятст­вия, они остались сжатыми в тех местах, которые могли еще их принять. Это были места на периферии, и здесь по кривой по­верхности расположилась масса этих тел. Переплетаясь друг с другом по этой кривой поверхности, они произвели небо. Эти атомы, разнообразные, но близкие к той же природе, как уже было сказано, были вытолкнуты вверх и образовали звездную материю. Множество тел, поднявшихся вверх вследствие испаре­ния, ударялось о воздух и выталкивало его. Воздух в результате движения превращался в ветер и, увлекая своим движением звез­ды, гнал их вместе с собой, удерживая их в воздухе и сохраняя неизменным то их круговое движение, которое они имеют и теперь. После этого из осевших атомов произошла земля, а из унесенных вверх — небо, огонь и воздух. Но так как в земле содержалось еще много материи и так как она сгущалась вследст­вие напора ветров и вследствие испарений, (вызываемых) свети­лами, то все ее части, состоящие из (атомов), имеющих мелкие формы, сплотились друг с другом и произвели жидкую субстан­цию; отличаясь текучестью, она была унесена в углубления, ко­торые лучше могли и вместить, и сохранить ее; в других случаях застоявшаяся вода сама по себе углубляла находящуюся под ней землю. Важнейшие части мира возникли таким образом. <...> Некоторые утверждают, что душа преимущественно и преж­де всего есть движущее (начало). Так как они считают, что то, что не движется само, не может приводить в движение другое (тело), то они и приняли, что душа — одно из движущихся тел. Поэтому-то Демокрит и утверждает, что душа — это нечто вроде огня или теплоты. (Различных) форм и атомов — бесконечное множество; «набор (таких) семян» он считает первоначалом всей природы (сходным образом учил и Левкипп). Из них шарооб­разные являются душой, так как (тельца) такой формы лучше всего проникают через какие угодно (тела) и движут все осталь­ное, двигаясь и сами. Они полагали, что душа — это то, что вызывает движение живых существ. Демокрит, считая, что душе (по природе) присуще движение, сказал, что она — огонь вследст­вие ее подвижности. Ведь он утверждает, что огонь состоит из шарообразных атомов, ибо шар — самое подвижное из всех тел, так как он касается плоскости только в одной точке. Далее, так как душа приводит в движение, а приводящее в движение должно само более всего двигаться (ибо чем более она движется, тем более она движет), то он и утверждает, что и душа, и огонь состоят из самых подвижных атомов — из шарообразных. <...>


ГЛАВА III




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.