Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пифагор и Пифагорейцы




ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В конце VI в. до н.э. Иония оказалась завоевана персами. Милет был разрушен. В это время центр древнегреческой фило­софии смещается в так называемую «Великую Элладу», которая включала в себя ряд городов-полисов, основанных древнегре­ческими колонистами на побережье Южной Италии и о.Сици-лия. К италийским философам принадлежали пифагорейцы, школа элеатов и Эмпедокл.

Личность и учение Пифагора — одна из загадок в истории философии. Дело в том, что о самом Пифагоре мы знаем из позднейших сообщений, многие из которых носят легендарный характер. И недаром в этих сообщениях довольно часто его срав­нивали с легендарными персонажами греческой истории — Ор­феем, Ликургом, Мусием и другими.

Известно, что Пифагор родился ок. 570 г. до н.э. на о.Самос в Ионии. Еще в древности появились утверждения, что он, стре­мясь постичь мудрость, путешествовал почти тридцать четыре года, побывав в Египте, Персии, Вавилоне и даже Индии. Тогда же начало складываться мнение о том, что большинство своих знаний Пифагор почерпнул на Востоке. Однако современные исследования показали — версии о поездках Пифагора на Вос­ток и о восточном происхождении многих его идей не подтвер­ждаются. На самом деле он примерно до сорока лет жил на родном острове, а затем по невыясненным, но скорее всего политическим причинам, покинул Самос и переселился в Вели­кую Элладу, в г.Кротон.

Здесь он основал общество, которое стали называть Пифаго­рейским союзом. Пифагорейцы занимались изучением матема­тики, геометрии, астрономии, музыки, медицины и анатомии. Большое значение придавали они политической деятельности,


взяв под свой политический контроль не только Кротон, но и многие другие южноиталийские города.

Пифагор вызывал различную реакцию уже у своих совре­менников. Философ Гераклит Эфесский называл его «предво­дителем мошенников». А знаменитый древнегреческий исто­рик Геродот — «величайшим эллинским мудрецом». Пифагор, видимо, и правда был очень противоречивой фигурой, совме­щающей в себе острый ум и немалую мудрость с умением часто откровенно обманным путем создать себе ложный авторитет. Сохранилось предание о том, что Пифагор однажды спрятался в подземелье, приказав своей матери сообщить всем о своей смерти. Пока Пифагор скрывался, его мать вела записи всех событий, произошедших в городе. Затем, через некоторое вре­мя Пифагор вновь объявился «на этом свете», заявив, что спу­скался в Аид и оттуда наблюдал за жизнью города. В доказа­тельство своей осведомленности он приводил факты, записан­ные его матерью. Ходили легенды о том, что его видели одно­временно в двух городах, что у него золотое бедро, что его гром­ким человеческим голосом приветствовала река Кае.

Последние сведения о Пифагоре относятся к концу VI в. до н.э. — в Кротоне произошли антипифагорейские выступле­ния и основатель общества бежал из города. Умер он или в самом конце VI, или в самом начале V вв. до н.э.

Пифагорейское общество в Великой Элладе просуществова­ло еще некоторое время, но в середине V в. до н.э. пифагорей­цы были вынуждены покинуть южноиталийские города. Впос­ледствии подобного рода общества возрождались в разное вре­мя и в разных местах — вплоть до V в. н.э.

Сам Пифагор не оставил после себя письменного наследия. Но некоторые сведения о его мировоззрении сохранились в со­чинениях, вышедших из недр пифагорейского общества. Поэтому сегодня говорят в большей степени не о философских взглядах самого Пифагора, а о философии пифагорейцев, ибо авторство многих пифагорейских сочинений невозможно установить. До нас эти сочинения дошли в составе произведений еще более поздних античных авторов. И в этом заключается главная труд­ность для современных исследователей — очень трудно в массе противоречивых сообщений найти зерно истины. Поэтому в на­уке до сих пор нет устоявшегося мнения ни о Пифагоре, ни об основанном им обществе.

Долгое время наиболее популярным и вошедшим практиче­ски во все учебники было утверждение, что Пифагорейский со-


юз — это тайное научно-философское и религиозно-мистиче­ское общество, члены которого тщательно скрывали от непос­вященных суть своего учения. В целях сохранения тайны, Пи­фагорейский союз состоял как бы из двух ступеней. На низшей ступени находились акусматики — послушники, постепенно под­готавливаемые к посвящению в пифагорейские тайны, которы­ми обладали математики — члены более высокой ступени в союзе пифагорейцев. Религиозные и философские взгляды пифаго­рейцев связывали с традициями орфизма и некоторых восточ­ных мистических учений.

Еще Аристотель, а вслед за ним и многие другие писали, что ядро пифагорейской философии составляет «учение о числе». Считалось, что пифагорейцы в основе мироздания определяли число, которое владеет всеми вещами и всеми духовными качест­вами. «Самое мудрое — число», «справедливость есть число, помноженное само на себя» — подобные утверждения пифаго­рейцев можно встретить в большинстве позднейших сочинений.

Поэтому признавалось, что пифагорейское число управляет миром, ибо самим миром правят некоторые закономерности, которые можно вычислить с помощью числа. Впоследствии, фи­лософию пифагорейцев нередко называли «магией чисел».

В последние годы эта точка зрения все чаще и чаще подверга­ется пересмотру. Внимательное изучение всех свидетельств о Пи­фагоре и пифагореизме приводит многих современных исследо­вателей к иной трактовке учения древнегреческого философа*.

В соответствии с ней, пифагорейское общество не имело ни­чего общего ни с философской школой, ни с тайным религиоз­но-мистическим объединением. Совместные занятия ради по­стижения мудрости, соблюдение религиозной обрядности — не были главными для подавляющего числа пифагорейцев. Скорее пифагорейское общество напоминало социально-политическое объединение, члены которого имели в первую очередь общие политические интересы, а во вторую — некоторую общую на­правленность научных занятий.

Ныне все более популярным становится утверждение — у пифагорейцев не было какой-то стройной и строгой системы религиозных и философских взглядов, которой бы придержи­вались все участники общества. Тем более таковым нельзя счи­тать «учение о числе».

*См. об этом: Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. — СПб., 1994.


И все же можно выделить некоторые компоненты филосо­фии Пифагора и некоторых его последователей. Прежде всего речь идет о космогоническом учении, которое с долей условно­сти можно назвать учением о «дышащей Вселенной». Восстановить эту космогонию в полном объеме практически невозможно. Ясно лишь, что мир образуется из взаимодействия двух начал — «пре­дельного» и «беспредельного» (апейрона). Причем «беспредель­ное» мыслилось Пифагором и как бесконечное воздушное про­странство — пневма, окружающая мир; и одновременно как пустота. Ближайшая часть этой «беспредельной пневмы» вды­хается внутрь мира и ограничивается «пределом». Далее эта часть пневмы разграничивает природные вещи, положив тем самым начало их существованию. Что именно играло роль «предела» непонятно, но создается впечатление, что пневма сама начина­ет играть роль ограничивающего начала, отделяя одни вещи от других.

В этом случае прослеживается видимая связь космогонии Пифагора с предшествующими учениями Анаксимандра и Анак-симена. Более того, вполне логичным выглядит, что в противо­положность «апейрону» Анаксимандра Пифагором было выдви­нуто дуалистическое объяснение космоса и принцип ограниче­ния «беспредельного».

Сомневаясь в принадлежности Пифагору «учения о числе», современные исследователи тем не менее признают огромную роль, которую сыграл Пифагор и пифагорейцы в развитии мате­матических знаний. Однако речь не идет ни о какой «магии чисел».

Большинству древнегреческих философов было свойственно представление о геометрическом строении Вселенной. Пифа­горейцы же пришли к выводу, что практически все соотноше­ния, существующие в космосе, все чувственно воспринимае­мые вещи можно просчитать математическим путем. Иначе го­воря, выразить с помощью чисел.

Например, Пифагор считал, что музыку можно тоже выра­зить числом. Однажды, проходя мимо кузницы, он заметил, что разные по размеру молоты издают разные звуки, сливающиеся в некую мелодию. А так как величину и вес молотов можно измерить, т.е. выразить числом, то можно числом измерить и собственно мелодию. Иначе говоря, по мнению пифагорейцев, качественное явление (созвучие) можно измерить количеством (числом).

Поэтому во всех явлениях мироздания пифагорейцы стре­мились найти числовое соотношение. Высшей ступенью разви-


тия Вселенной они считали гармонию, которую можно выразить также числовым отношением. В этом смысле знаменитое вы­ражение, приписываемое Пифагору — «числу все вещи подоб­ны» — наверное, близко к истине. Но в том плане, что число служит средством выражения сущности всех вещей.

Еще одна важнейшая идея, характерная для пифагорейцев, состояла в том, что они признавали идею «переселения душ». Сам Пифагор утверждал, что знает о всех своих прошлых вопло­щениях и в первом воплощении он был сыном бога Гермеса. Идея метемпсихоза, популярная еще у орфиков, благодаря уче­нию Пифагора оказала большое влияние на развитие последу­ющих философских систем.

Впрочем метемпсихоз Пифагора отличался от его орфиче­ских толкований. Орфики объясняли «переселение душ» гре­ховностью человеческой природы и стремлением грешной души вырваться от своего телесного начала и вновь слиться с богом. Пифагор же первым стал учить, что душа совершает своего рода круговращение, по очереди облекаясь то в одно, то в другое тело. При этом любая душа вселяется в любое тело и орфиче­ский тезис о греховности души у Пифагора отсутствует.

С именем Пифагора связывают и проникновение в Европу идеи шарообразности земли. В самом деле, попытка предста­вить Вселенную в виде некой геометрической модели, неиз­бежно ведет либо к шару, либо к кругу. Поэтому и Вселенную в целом пифагорейцы видели в виде сферической формы. Цент­ром Вселенной они признавали Землю, считая, что все ее сферы движутся вокруг Земли. При этом небесные сферы, в которых расположены звезды, Луна и Солнце, во время движения изда­ют звуки, сливающиеся в единую мелодию — «гармонию сфер».

Вопреки идущим от поздней античности представлениям о том, что «небесная гармония» — это некая мистическая докт­рина, можно считать ее, в сущности, физическим учением. Не бывает звука без движения, — утверждали пифагорейцы. Сле­довательно, не может быть и движения без звука. И недаром многие из них активно занимались теорией музыки, гармонией, стремясь с помощью математики познать и выразить числом музыкальные интервалы.

Научные открытия пифагорейцев сыграли важную роль в раз­витии античного философского знания. Известные уже самим древним в достаточно искаженном виде, они, тем не менее, оказали значительное влияние как на современников, так и на многих более поздних мыслителей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 83; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.