Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О мистическом богословии




Тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита печатаются с позд­нейшими толкованиями Максима Исповедника (VII в.).

Печатается по: Дионисий Ареопаги т. О Божественных именах. О мистическом богословии. — СПб.: 1995. С. 341—367. Перевод Г.М.Прохорова.

И блистающий ум ты оставил, и знание сущих Ночи ради бессмертной, которой нельзя называть.

ГЛАВА 1 ЧТО ТАКОЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ СУМРАК

1. Троица пресущественная, пребожественная и пребла­гая, руководящая премудростью христиан, направь нас к та­инственных слов пренепознаваемой пресветлой и высочай­шей вершине, где простые, абсолютные1 и неизменные таинства богословия, окутанные пресветлым сумраком со­кровенно таинственного молчания, в глубочайшей тьме пре-светейшим образом сияют и совершенно таинственно и не-

'Простые и абсолютные они — как уразумеваемые и созерцаемые помимо образов, а не путем иносказаний. Он называет абсолютным то, что не по рас­крытии и разъяснении смысла имен или символов постигается, но достигается устранением и отвлечением от всего сущего и мыслимого. Эту неподвижность действующего разума прежде того он назвал неразумением, здесь же называет темнейшим и невидимым сумраком, по Псалмопевцу, сказавшему: «Облако и сумрак окрест Его» (Пс. 96, 2) и «Сделал тьму покровом Своим» (77с. 17, 12).


видимо прекрасным блеском преисполняют безглазые умы2. Молюсь, чтобы было мне так.

Ты же, дорогой Тимофей, усердно прилежа мистическим со­зерцаниям, оставь как чувственную, так и умственную деятель­ность и вообще все чувственное3 и умозрительное, все не сущее и сущее, и изо всех сил устремись к соединению с Тем, Кто выше4 всякой сущности и познания. Неудержимым и абсолют­ным из себя и из всего исступлением5, все оставивший и от всего освободившийся, ты безусловно будешь возведен к пресу-щественному сиянию божественной тьмы6.

2. Смотри, однако же, чтобы никто из непосвященных7 об этом не услышал. Таковыми я называю привязанных к сущему, вооб­ражающих, что ничего сверх сущего сверхсущественно не суще­ствует, но полагающих, что своим собственным разумом они спо­собны ведать «Положившего тьму покровом Своим» (2 Цар. 22, 12; Пс. 17, 12). Если выше таковых8 оказываются божественные

Юни ведь исполнены не чувственными глазами, но сама их сущность, буду­чи живым умом, целиком представляет собой остро зрящее око. Потому и «мно-гоочитыми» называются они в молитве.

3С помощью параллели выявляется то же самое. Это чувственное древние называют не-сущим, поскольку оно причастно всяческому изменению и в од­ном и том же виде вечно не существует. Умственное же, как сущее, по желанию его Создателя, вечно, бессмертное и сути своей не изменяющее, они называют сущим. Это мы многократно излагали в книге «О божественных именах».

4К простоте высшей всякой единицы. А о том, как неведомым образом устремляться к Богу, и в пятой главе книги «О божественных именах» говорит­ся, и здесь немного найдешь.

'Неудержимым из-ступлением он называет выход из всякой связи, — так, чтобы ничто никакой связью не удерживало — ни с самим собой, ни с чем-либо тварным.

6И здесь он назвал совершенную непостижимость тьмою.

'Заметь, что непосвященными он называет людей непричастных таинствам, объятых и удерживаемых чувственным и воображающих, что выше сущего во­обще ничего нет. Конечно же, он тут же снисходительно говорит о совершенно невежественных людях. И заметь, что он отдельно говорит о непросвещенных и отдельно о непосвященных, т.е. непосвященных в таинства.

'Перед этим он сказал об уверовавших в имя Христово, но не пришедших в совершенный разум, соизмеряющих истину со своим представлением и не зна­ющих разницы между сущим в собственном смысле слова и сущим омонимиче-ски, между сущностями и Тем, Кто выше сущего и потому Сверхсущий. Ведь такие люди как непосвященные полагают, будто та мрачная тьма поистине свой­ственна Высочайшему, и считают ее тем сиянием, которое у нас покрывает Бога и скрывает Его от всеобщего обозрения. Этим поистине страдают и мно­гие из нас, ибо не знают, что безмерный свет всякое зрение потемняет. Если и среди нас находятся таковые, что и говорить об идолопоклонниках, совершен­но всем таинством непричастных и изваяниями изумленных! Собственносу-щим называется умственное, чувственное же сущим называется омонимически, не в собственном смысле слова. Слова «выше таковых» указывают на верую­щих, удерживаемых тленным.


тайноучения, то что и говорить о еще менее причастных к тай­нам, которые лежащую над всем Причину изображают как по­следнее из сущего и утверждают, что Она ничем не превосходит создаваемых ими безбожных многообразных форм. Подобает, меж­ду тем, Ей9 как всеобщей Причине приписывать все качества су­щего и еще более подобает их отрицать, поскольку Она превыше всего суща; и не надо при этом считать,.что отрицание противо­речит утверждению10, так как Она намного первичней и выше умалений, выше всякого и отрицания, и утверждения.

3. Так, божественный Варфоломей говорит ведь11, что и велико богословие, и мало, и Евангелие и пространно и ве­лико, но при этом и кратко. Мне кажется, он совершенным образом понимал, что и многословесна12 благая Причина все­го, и малоречива, и даже бессловесна настолько, что не име­ет ни слова13, ни мысли по причине того, что все Она сверх­существенно превосходит, и неприкрыто и истинно изъяв­ляется одним тем, кто нечистое все и чистое превзойдя, и на все и всяческие святые вершины восхождение одолев, и все божественные светы, и звуки, и речи небесные14 оставив, всту-

9Как существующей всецело богоподобно, и нисколько не существующей сверхсущественно. Она ведь и утверждение, и отрицание, поскольку оба они с полным правом применяются к божественному величию. Что же представляют собой катафатические утверждения и апофатические отрицания и что — отри­цательные суждения, и здесь объясняется, в особенности в третьей главе, и в книге «О божественных именах» различным образом мы пространно изложили.

10В применении к Богу отрицания не противоречат утверждениям, ибо Бог выше и всякого отрицания, и утверждения. Прочти в книге «О небесной иерар­хии» вскоре после начала.

"Сделай и отсюда вывод, что не поддельны эти сочинения великого Диони­сия. Вдобавок к тем изречениям некоторых из современников апостолов, кото­рые он вспомнил в предыдущих словах, теперь подобным же образом он при­водит изречения божественного Варфоломея, как показывает слово «говорит». Ведь если бы тот учил устно, он сказал бы «говорил». Отметь, что он приводит изречение святого Варфоломея, в каком смысле богословие и велико и мало.

12Слово πολυλόγοζ («многословесный»), с ударением на предпоследнем сло­ге, означает «много говорящий», а тоже слово с ударением на втором от конца слоге значит «во многих словах нуждающийся». Равно как и προτότοκοζ, с уда­рением на третьем слоге от конца, означает «родившийся первым», a προτότοκοζ с ударением на втором от конца — «впервые родившая женщина». Как у Гоме­ра: «Первую родшая, прежде не знавшая муки рождений» (Илиада 17, 5).

"Имеется в виду — выражающего ее природу во-вне. То же надо разуметь и о мысли.

14Он говорит о звуках и речах небесных, упомянутых в Писании в связи с Богом как не по земному человеческому мышлению, но по божественному вдохновению произнесенных и переданных.


пает в сумрак, где воистину пребывает, как говорит Писа­ние, Тот, Кто вне всего.

И ведь не сразу божественный Моисей15 — сначала ему было повелено очиститься самому и от неочищенных отде­литься, — лишь после всяческого очищения16 услышал мно­гогласные трубы и увидел светы многие, чисто сияющие, и разнообразные лучи. После этого он покинул толпу и с из­бранными священниками достиг вершины божественных вос­хождений. Но и там он собеседовал не с Самим Богом и видел не Его Самого, ибо Тот незрим, но место, где Тот стоял17. Это указывает, как мне кажется, на то, что божест-веннейшие и высочайшие из предметов созерцания и разу­мения являются всего лишь некоторыми гипотетическими18 выражениями подножий все Превосходящего, с помощью ко­торых обнаруживается превышающее всякое мышление при­сутствие Того, Кто опирается на умственные вершины Его святейших мест19.


И тогда Моисей отрывается от всего зримого и зрящего и в сумрак20 неведения21 проникает воистину таинственный, после чего оставляет всякое познавательное восприятие и в совер­шенной темноте и незрячести оказывается, весь будучи за пре­делами всего, ни себе, ни чему-либо другому не принадлежа, с совершенно не ведающей всякого знания22 бездеятельностью в наилучшем смысле соединяясь и ничего-не-знанием сверхра­зумное уразумевая.

ГЛАВА 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.