Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каково катафатическое богословие и каково апофатическое




В «Богословских очерках»1 мы раскрыли, что принадлежит собственно катафатическому богословию: почему божественная и благая Природа называется единственной, почему тройствен­ной, что в ней именуется Отцовством и Сыновством, проясне­нию чего служит богословие Духа, как от невещественного и неделимого Блага происходят в сердце благостные светы и пре­бывают в нем, в самих себе и друг в друге неотрывными от совечного их возникновению Пребывалища2; почему пресуще­ственный3 Иисус восуществляется естественными для человека истинами; и остальное, что явлено Писанием, разъяснено в «Бо­гословских очерках».

В книге же «О божественных именах»4 говорится о том, по­чему Бог именуется Благим, почему Сущим, почему Жизнью, Премудростью, Силой и прочим, чем пользуется умозритель­ное богоименование.

В «Символическом же богословии»5 — каковы от чувствен­ного на божественное метонимии, что такое божественные фор-

'Что содержит книга «Богословских очерков». Вот богословские принципы и отправные положения, касающиеся всякого божественного просвещенного знания и православия, необходимые, чтобы понимать, почему единственна бо­жественная природа, которую позднейшие 318 отцов назвали единосущной; почему тройственна природа, которую мы называем триипостасной; что озна­чают свойства лиц, т.е. Отцовство и Сыновство; каковы освящающая сила и богословие божественного Духа; почему сказано «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс. 44, 2); почему о почитаемом Духе сказано, что он от Отца исходит; и почему Сын и Дух в Отце, в Себе и Друг в Друге находятся вечно, нерасторжимо и нераздельно в пребывании неисходном. Подобает также знать, что пребывание и стояние одно и то же, движение же — оборотная сторона пребывания. Он говорит, что божественная природа, всегда пребывающая в неподвижности, представляется движущейся перемещением друг в друга.

2Смысл сказанного таков: он говорит, что бытие Святой Троицы вечно, и что Она не была когда-то иной, а после стала какой-то другой, и ни разделе­ния, ни превращения какого-либо Она не получила, но вместе, одновременно с Отцом и из Него существуют Сын и Дух Святой, а не после Него.

'Заметь, — против несториан и акефалов.

4Что содержит книга «О божественных именах».

5Что содержит «Символическое богословие».


мы, каковы божественные образы, части, органы, что представ­ляют собой божественные места, миры, каковы стремления, стра­дания, негодования, что такое упоения и похмелья, каковы клят­вы и проклятия, что — сны, каковы пробуждения, и что пред­ставляют собой прочие священнозданные формы символиче­ского богословия.

Ты, я думаю, видел, насколько последнее многословнее пер­вого6.

Подобает ведь «Богословским очеркам» и раскрытию боже­ственных имен быть короче «Символического богословия»7. Ибо, по мере нашего восхождения вверх, речи вследствие сокраще­ния умозрений сокращаются8. Так что и ныне, входя в сущий выше ума сумрак, мы обретаем не малословие, но совершен­ную бессловесность и неразумение9.

А оттуда, сверху, до пределов нисходя, слово по мере ни­схождения10 соответствующим образом распространяется. Но те­перь, восходя от нижнего к высшему, по мере восхождения оно сокращается и после полного восхождения будет вовсе беззвуч­ным и все соединится с невыразимым.

Почему, спрашиваешь ты, утверждения о божественном на­чиная с первичного11, божественные отъятия мы начинаем с последнего12? Потому что, высказывая утверждение о Все Пре-

'Первым он называет «Символическое богословие».

Шочему «Богословские очерки» и книга «О божественных именах» мало-словней, чем «Символическое богословие».

8Говоря о сокращении умозрений, он имеет в виду подобающие их немате­риальной простоте созерцания. А «сокращаются» он сказал вместо «свертыва­ются».

'Бессловесностью он называет неспособность представить словом то, что выше слова; неразумением же — неспособность составить понятие и помыс­лить о том, что выше ума.

'"Поскольку существуют умственные и превышающие ум Божий единицы, един и Бог, а скорее и выше единого. Естественным образом слово сокращает­ся, поскольку Он неделим и неумножаем. После же восхождения к Богу, по мере нисхождения к чувственному, слово все больше входит в связь с делимым, разлагающимся и множественным и соумножается в соответствии с делимо­стью и многообразием чувственного. «До пределов» же — это из области «Бого­словских основоположений».

"С первичного^ говорит,— как с более подходящего и соответствующего мысли, как, например, что Бог — Сущий, как Он и Сам Себя наименовал.

"Как подобает пользоваться утверждениями и отъятиями применительно к Богу, и что утверждения мы начинаем с первичного и в большей мере родст­венного Богу; отъятия же — с того, что как можно более от Него отстоит.


восходящем, подобает начинать гипотетическую катафазу13с бо­лее тому родственного. Отнимая же от того, что выше всякого отъятия, — начинать отнимать с более от того удаленного. Разве не более Бог жизнь и благость14, нежели воздух и камень15? И не в большей ли мере не бывает Он в похмелье и не гневается, чем не может быть выражен словом или помыслен?

ГЛАВА 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.