Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскол церквей и возникновение римско-католической церкви




В VI—XI вв. христианство распространяется уже по террито­рии всей Европы, становясь официальной, государственной ре­лигией практически во всех тогда существовавших европейских странах. В Западной Европе нередко обращение в новую веру каких-то племен предшествовало их присоединению к тому или иному европейскому государству. Столь же частыми были фак­ты насильственной христианизации, связанные с захватами пле­менных территорий, не входящих еще ни в одно государство. Так, насильственной христианизации подвергались племена при­балтийских славян, долгое время сопротивлявшиеся экспансии соседних с ними германских государств.

В это время наиболее могущественными и влиятельными цер­ковными организациями в Европе становятся Восточная и За­падная церкви. Обе они с одинаковым упорством вели борьбу с языческими религиями различных племен. В этом смысле можно сказать, что христианские церкви стремились к уничтожению языческих культов и во многом им это удалось — богатейший мир языческой культуры и мифологии был в итоге вытеснен мифологией и культурой христианской. Однако само язычество было настолько укоренено в сознании людей, что долгое время христианство сосуществовало с язычеством, постепенно при­спосабливая его к своим требованиям, а отдельные проявления языческих верований и обрядов сохранились у многих европей­ских народов до сих пор.

Также настойчиво искоренялись и еретические христианские учения, получившие распространение в Европе, например, ари­анство.

Но постепенно все более усиливались разногласия и между Восточной и Западной церквами. С одной стороны, это было


связано с их борьбой за политическое преобладание в европей­ских государствах. С другой стороны, — с особенностями само­сознания тех народов, которые попадали в сферу влияния Констан­тинополя и Рима. Например, восточным и южным славянским племенам ближе оказалось христианство в том виде, как его по­нимали на Востоке, и у них оно утвердилось в виде православия. А германским племенам — западное христианство, которое и по­ныне существует в его римско-католической версии.

И само христианство, будучи по сути космополитической, вненациональной религией, оказалось в итоге приспособлен­ным к различным национальным особенностям тех или иных народов, что в значительной степени повлияло на окончатель­ный раскол между христианскими церквами, произошедший в 1054 г.

В течении VI—XI вв. на Востоке и Западе формируется раз­ная христианская догматика. Римско-католическая церковь вообще признает принцип догматического развития, согласно ко­торому Церковные Соборы имеют право принимать новые догматы. Православная церковь не принимает этого учения.

Уже говорилось, что на Западе Никео-Цареградский Символ веры был дополнен понятием «филиокве», т.е. признанием то­го, что Дух Святой происходит не только от Бога-Отца, но «и от Сына». Кроме того, вплоть до XX в. в католической церкви принимались и другие догматы, не признаваемые в правосла­вии: догматы о чистилище (1439 г.), о запасе добрых дел, о непо­рочном зачатии Богородицы (1854 г.), о телесном вознесении Бого­родицы на небо (1950 г.).

По-разному понимались и отдельные культовые обряды. В католичестве, например, утвердился обряд причащения (т.е. при­общения верующего к телу и крови Христа) в том виде, что обычные верующие причащаются только хлебом, а священники хлебом и вином (хлеб — символ тела Христа, а вино — символ Христовой крови). И вообще, на Западе христианство воспри­нималось более иерархично, ведь сам обряд причащения под­черкивает, что священники — это более «приближенные» к Богу люди, обладающие некими свойствами, недоступными простым смертным.

С этим же связан и тот факт, что в течении нескольких сто­летий церковные службы в католических церквях велись на латинском языке, Библия разрешалась к публикации и распро­странению тоже только в латинском переводе, независимо от того, знает латинский язык местное население той или иной


страны или нет. Считалось, что христианские истины могут быть полностью доступны только избранным.

В православии церковные службы разрешалось вести на ме­стных языках, и Библия довольно рано стала переводиться на языки тех народов, среди которых она распространялась.

И сама римско-католическая церковь была организована на жестких иерархических началах, с полным подчинением всех священников своим вышестоящим церковным руководителям. Высшей властью обладал римский папа. И недаром в католиче­стве был принят догмат о непогрешимости римских пап (оконча­тельно утвержден в 1870 г.).

Римско-католическая церковь, в полном соответствии с учением Аврелия Августина, всегда претендовала на полный по­литический контроль над светскими государствами. Средневе­ковая история Западной Европы наполнена постоянной борьбой римских пап со светскими государями, с целью их подчинения власти церкви.

Западная, римско-католическая церковь вообще часто обра­щалась к воинственным методам утверждения христианской веры. Для этой цели, наряду с обычными монашескими орга­низациями, были созданы военно-монашеские ордена, являвшие­ся мощной военизированной силой католичества. В правосла­вии таковых организаций не было, ибо считалось, что монахам запрещено даже прикасаться к оружию.

На Востоке и Западе сложилось различное понимание и са­мой сути христианского вероучения. В православии обраща­лось внимание в большей степени на религиозно-мистические способы постижения Бога, ибо считалось, что понимание боже­ственных истин недоступно разуму. В католичестве же доволь­но рано возникает убеждение в том, что истинное познание Бога невозможно без помощи разума, а, следовательно, без помощи науки. Поэтому, на основе трудов отцов церкви, в течении VI— XIII вв. в римско-католической церкви происходит рационали­зация христианского вероучения, когда догматы веры обосно­вываются с помощью науки, и, прежде всего, с помощью фило­софии. Так возникла схоластика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 61; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.