Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 4. Внимание в системе познавательных процессов




1. Понятие внимания. Теоретические подходы к исследованию внимания.

2. Классификация видов внимания.

3. Основные свойства внимания.

Основные понятия:

1 вопрос: понятие внимания, «аттенциональный рефлекс», или рефлекс Пилтза; физиологические основы внимания; проблемное поле понимания внимания в психологической науке: самостоятельный статус внимания, принадлежность внимания к определенному классу психических явлений; теории и концепции внимания: внимание как результат двигательного приспособления, внимание как результат ограниченности сознания, внимание как результат эмоций, внимание как результат апперцепции, внимание как особая активная способность духа, внимание как усиление нервной раздражительности, теория нервного подавления, моторная теория внимания, внимание и установка; концепция внимания П.Я. Гальперина; функции внимания: отбор значимых раздражителей, удержание деятельности и образов, регуляция и контроль деятельности; характеристики внимания: направленность и сосредоточенность;

2 вопрос: проблема классификации видов внимания в психологической науке; виды внимания: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное, волевое), послепроизвольное, динамическое, статическое; основные характеристики произвольного внимания: целенаправленность, организованность, повышенная устойчивость; условия, облегчающие произвольное внимание: включение познания в практическую деятельность, психическое состояние человека;

3 вопрос: свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, объем, рассеянность мнимая, рассеянность подлинная, отвлекаемость; развитие внимания; двойной ряд стимулов, вызывающих внимание: окружающие ребёнка предметы и речь взрослого; дошкольный и школьный этапы развития внимания; условия формирования и развития внимания: воспитание сознательного отношения к деятельности, правильная постановка и разъяснение заданий, повышение интереса к заданиям, сближение содержания задания с жизнью, организованность и дисциплина, развитие воли и характера; практическое значение исследований внимания в различных отраслях психологии.

Литература для подготовки

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 354-372.

2. Общая психология. Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 4. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 640 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15280. -ЭБС «IPRbooks».

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. – 464 с. – С. 94-99.

Литература для углубленного изучения:

1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 231-275.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – 320 с. – С. 165-191.

3. Психология внимания: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2011. – 704 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. –
С. 417-434.

5. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, СПб: Питер, 2004. – 413 с. – С. 342-367.

6. Чуприкова Н.И. Как вывести психологию внимания из теоретического тупика? // Вопросы психологии. – 2008. – №5. – С.13-30.

7. Яновский М.И. Внимание как критерий оценки состояний сознания // Вопросы психологии. 2005. − №6. – С. 91-97.

Задания для самостоятельной работы к занятию №4

Задание 1. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Распределение внимания, отражение, психика, внимание, психические явления.

 

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

2.1 Внимание – это ______ и ______ сознания на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.

2.2 Благодаря вниманию, _______ объектов становится более ясным, отчётливым.

2.3 Произвольное внимание есть ______ внимание, ______, осуществляемый по заранее составленному плану и заданному образцу.

 

Задание 3. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце.

ОБРАЗЕЦ: ВОСПРИЯТИЕ: КОНСТАНТНОСТЬ

Внимание: ______ (возбуждение, предметность, впечатлительность, способность).

ОБРАЗЕЦ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИГРА

Внимание: ______ (концентрация внимания, восприятие, распределение внимания, сосредоточение сознания, непроизвольное внимание).

 

Задание 4. Н.Ф. Добрынинпредлагал выделять: привычное внимание (связанное с прошлым опытом субъекта, специализированным для приёма и обработки определённой стимуляции), произвольное внимание (обусловленное мотивацией), послепроизвольное внимание (соответствующее процессу изменения организации целенаправленной деятельности); вынужденное внимание (детерминированное особенностями стимуляции). Соотнесите перечисленные факты с указанными выше видами внимания.

4.1 Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимому предмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовавший его факт. С этого момента подготовка приобретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требующий специального контроля.

4.2 Врач даже у прохожих на улице замечает признаки распространённых заболеваний.

4.3 Аспирант, просматривающий в научной библиотеке каталог, мгновенно «отлавливает» книги с «ключевыми» для его исследования словами.

4.4 Хозяйка, поставившая в духовку пирог, постарается не забыть о нём, даже если займётся другими важными делами.

 

Задание 5. Определите свойства внимания.

5.1 Испытуемому показывают на мгновение несколько предметов, затем быстро накрывают их платком и просят назвать.

5.2 И.П. Павлов писал, что «при увлечении каким-нибудь делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит, - какая отрицательная индукция».

5.3 Ученик легко переходит от одного вида учебных занятий к другому, не затрачивая значительных усилий и много времени на «вхождение» в новую работу и преодоление влияния предыдущей.

5.4 Испытуемый в соответствии с инструкцией декламирует стихотворение и одновременно ведет стальную иглу по прорези прибора, стремясь не прикоснуться ею к стенкам прорези.

 

Задание 6. Определите в каждой ситуации факторы, определяющие направление внимания. Факторы: а) интенсивность раздражителя; б) новизна раздражителя; в) структурная организация раздражителя; г) интересы человека; д) установки; е) структурная организация деятельности.

6.1 Если субъект предупреждается, что в ответ на сигнал он должен реагировать движением правой руки, то ожидание этого сигнала вызывает изменение электрических явлений в мышцах правой руки, не вызывая таких же явлений в мышцах левой руки.

6.2 Когда человек входит в слабо освещенную комнату, его внимание сразу же привлекается внезапно загоревшейся лампочкой.

6.3 Мы не можем успешно воспринять большое число беспорядочно разбросанных раздражителей, однако мы легко делаем это, если они организованы в определенные структуры.

6.4 Внимание начинающего печатать на пишущей машинке напрягается к каждому удару на клавише.

6.5 Привлекает внимание, если привычный, монотонно повторяющийся звук (например, рокот мотора) внезапно прекращается.

6.6 Человек, интересующийся спортом, выделяет из всей доходящей до него информации ту, которая относится к футбольному матчу, а человек, интересующийся новостями радиотехники, обратит внимание на те книги, которые относятся именно к этому предмету.

 

Задание 7. Ответьте на следующие вопросы с точки зрения психологии внимания.

7.1 Почему световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?

7.2 Почему лётчики не могут одновременно низко вести самолёт и отыскивать на земле мелкие предметы?

7.3 Почему находясь в гостях и будучи полностью поглощённым беседой с собеседником, вы моментально реагируете на своё имя, негромко произнесённое в другой группе гостей («феномен вечеринки»)?

7.4 Почему на многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.