Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 3. Мышление как высший познавательный процесс




1. Мышление: понятие, физиологические основы и основные признаки.

2. Классификация видов мышления.

3. Операции мышления.

4. Формы мышления. Условия формирования понятий.

5. Речь и язык: понятие, функции, виды. Взаимосвязь мышления и речи.

6. Индивидуальные различия мышления. Качества ума.

Основные понятия:

1 вопрос: понятие мышления, отличия человеческого мышления от мышления животных; понятие интеллекта, соотношение мышления и интеллекта; соотношение логического и психического в характеристике познавательной деятельности; основа мышления человека; функция мышления; задача мышления; физиологические основы мышления; признаки мышления: обобщенность, опосредованность, связь с решением задачи, связь с практической деятельностью, связь с речью; структура мыслительного акта: мотивация, анализ проблемы (выделение «что дано» и «что требуется найти»), поиск решения (на основе одного известного алгоритма, на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов, на основе отдельных звеньев из различных алгоритмов, на основе принципиально нового решения), логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения, реализация решения, коррекция;

2 вопрос: проблема классификации видов мышления в психологической науке; виды мышления по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; виды мышления по характеру: теоретическое (понятийное и образное), практическое; виды мышления по степени развернутости: дискурсивное, интуитивное; виды мышления по степени новизны (репродуктивное, творческое);

3 вопрос: операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация; этапы сравнения: актуализация целостных свойств и качеств сравниваемых объектов посредством ощущений, памяти, представлений, выделение главных признаков сравнения, выделение элементов сравнения и их сопоставление, выводы о сравниваемых объектов; этапы анализа и синтеза: активизация восприятия, памяти и воображения, воссоздание целостной картины объекта или явления, выделение критериев анализа, воображаемое выделение частей объекта или явления, соответствующих критериям анализа, описание свойств частей объекта анализа, повторное синтезирование целостной картины объекта и проверка его целостности; этапы абстрагирования: активизация восприятия, памяти, воображения, описание целостной картины объекта или явления, анализ объекта абстрагирования для выделения его существенных сторон и качеств, воображаемый синтез абстрактной модели объекта, обобщение главных, существенных свойств модели; этапы обобщения: актуализация обобщения посредством восприятия, памяти, представления, получение целостных представлений обо всей совокупности исследуемых объектов или явлений, выделение главных понятий, характеристик и отношений, определение общих существенных свойств и отношений, извлечение выводов о ведущей идее и тенденции процессов или явлений; этапы конкретизации: актуализация представлений об абстрактном объекте, выделение основных отличительных свойств и зависимостей конкретизируемого объекта, воспроизведение в памяти реальных объектов, отвечающих выделенным свойствам, описание реальных объектов и изменений, происходящих с ними в соответствии с выделенными свойствами и зависимостями; этапы классификации: актуализация различных признаков объектов, подлежащих классификации, выделение основания для классификации, проверка проявления основания классификации у предложенных объектов, деление множества объектов на группы (классы);

4 вопрос: формы мышления: понятие, суждение, умозаключение; условия успешного усвоения понятий: варьирование признаков предмета, использование наглядности, умение оперировать понятием, осознание понятия; характеристики понимания: глубина, отчетливость осознания связей и отношений, полнота; виды понимания: непосредственное, опосредованное; рассуждение; виды умозаключения: индуктивные, дедуктивные, по аналогии;

5 вопрос: понятие речи и языка; физиологические механизмы речи: видимое слово, слышимое слово, произносимое слово, записываемое слово; функции речи: сигнификативная, обобщения, коммуникации; стороны коммуникативной функции речи: информационная, выразительная, волеизъявительная; функции языка: средство передачи опыта, средство коммуникации, орудие интеллектуальной деятельности; характеристики речи: информативность, понятность, выразительность; виды речи: внутренняя, внешняя, устная, письменная, кинетическая; формы устной речи: диалогическая, монологическая, активная, пассивная; мышление и речь, выражение мысли в речевой форме;

6 вопрос: индивидуальные различия мышления; качества ума: самостоятельность, глубина, широта, гибкость, быстрота, критичность; склады ума: практический, художественный, гуманитарный, математический; индивидуальные стили мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический; условия формирования и развития мышления: создание личностных предпосылок творческого мышления, вооружение необходимой системой знаний, ознакомление с основными вариантами решения проблемных задач, упражнения в решении задач в усложненных условиях, овладение диалектической логикой, операциями и формами мышления, эвристическими способами умственной деятельности, совершенствование качеств ума.

Литература для подготовки

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 298-332; 333-353.

2. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 3. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 688 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15273. - ЭБС «IPRbooks».

3. Общая психология. Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 704 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15277. - ЭБС «IPRbooks».

4. Общая психология. Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 2. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 592 c. -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15278. - ЭБС «IPRbooks».

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. – 464 с. – С. 112-132; 136-140.

Литература для углубленного изучения:

1. Блинникова С.Л. Психологическая природа понимания противоречий // Вопросы психологии. – 2012. – №1. – С. 52-62.

2. Дорфман Л.Я. Теория креативности К. Мартиндейла // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 126-134.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 327-406.

4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – 320 с. – С. 236-319.

5. Психология мышления: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008. – 672 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. –
С. 309-416.

7. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, СПб: Питер, 2004. – 413 с. –
С. 287-341.

Задания для самостоятельной работы к занятию №3

Задание 1. Выберите одно из предложенных высказываний и выполните письменное задание по следующей схеме:

1. Почему это высказывание верно?

2. Примеры из жизни, раскрывающие содержание данного высказывания.

3. Примеры из различных произведений искусства (скульптура, литература, живопись, архитектура и т.д.).

4. Цитаты (пословицы, поговорки), подтверждающие и опровергающие данное высказывание.

5. Выводы.

Высказывания.

1. Сомневаться небесполезно. Сомневаясь, мы приходим к исследованию; исследуя, достигаем истины (Аристотель).

2. Будь красноречивым, но не пустословом, ибо пустословие – то же безумие (Кей-Кавус).

3. Прекрасно слово, ибо в нем оставит память человек. Уходим мы с земли, наше слово от нас останется навек (Ас-Самарканди).

4. Слово – одежда. Смысл – скрывающаяся под ней тайна (Джалаладин Руми).

5. Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление – это корень его жизни, его бессмертия (Гегель).

 

Задание 2. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце.

ОБРАЗЕЦ: ВОСПРИЯТИЕ: ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Понятие: _______ (обобщённое отражение, информация, психика, мысль).

ОБРАЗЕЦ: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: АКТИВНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Мышление: _____ (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение).

 

Задание 3. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

3.1 Сознание, понятие, отражение, абстрактное мышление, познание.

3.2 Язык, отражение, речь, психическое явление, функция речи, обозначение.

 

Задание 4. Вставьте пропущенные слова

4.1 Сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение _______ связей вещей.

4.2 Опосредованный и _______ характер мышления обеспечивает познание человеком не только явлений, но и их _______.

4.3 Мыслящее созерцание есть осознание единичного в форме _______.

4.4 Мысль обретает в _______ необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится доступной для других людей и для нас самих.

 

Задание 5. Определите вид мышления

5.1 Мышление неотрывно от прямого манипулирования предметами, от действия в моторном, физическом смысле этого слова.

5.2 Мышление, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением.

5.3 Мышление, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями, которые иногда не имеют прямого образного выражения.

5.4 Мышление, направленное на решение практических задач.

 

Задание 6. «Переведите» на язык современной психологии мышления следующие высказывания.

6.1 Опыт – дитя мысли, а мысль – дитя действия.

6.2 Сомнение есть начало мудрости (Аристотель).

6.3 Наша жизнь такова, какой наши мысли её делают (М. Аврелий).

6.4 Быть умным – значит не спрашивать то, на что нельзя ответить (Ключевский).

 

Задание 7. Раскройте психологический смысл следующих высказываний.

«Знание – сила», «ум хорошо, а два – лучше», «парадокс – это мысль в состоянии аффекта», «мысль вечна, действие – смертно», «глазастый разум», «когда начинаешь мыслить, всё становится трудным».

 

Задание для самопознания и саморазвития «Я познаю себя»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.