Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие 3. Психологические новообразования личности (самосознание, образ-Я, самооценка, уровень притязаний, Я-концепция).




1. Самосознание личности: понятие, функции, структура.

2. «Образ Я» личности. Виды «образа Я» и их роль в жизнедеятельности личности.

3. Самооценка и уровень притязаний личности: понятие, виды, условия развития.

4. Я-концепция как интегральное образование личности.

5. Понятие и виды психологических механизмов защиты личности.

Основные понятия:

1 вопрос: понятие самосознания; основные характеристики самосознания: более поздний продукт, чем сознание, специфика самосознания, содержание самосознания, самосознание во временном плане, двухуровневый процесс разворачивания во времени; структура самосознания: самопознание, самоотношение, саморегуляция; уровни самосознания: непосредственно-чувственный, целостно-образный, рефлексивный, целенаправленно-деятельный; критерии самосознания: выделение себя из среды, осознание своей активности, осознание себя через другого, наличие рефлексии;

2 вопрос: понятие «образ-Я»; виды «образа Я»: «Я-идеальное», «Я-реальное», «Я-фантастическое», «Я-зеркальное», «Я-физическое» и др.; настоящее Я, динамическое Я, фантастическое Я, идеализированное Я, будущее или возможное Я, ряд изображаемых Я; параметры «образа Я»: реальное представление о себе, представление о своей социальной роли; представление о собственном физическом состоянии и здоровье; представление о своих целях, планах и желаниях на будущее; компоненты «образа Я»: сознание отличия себя от остального мира, сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности, сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки, социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности;

3 вопрос: понятие самооценки; отличительная черта динамики самооценки с возрастом; виды самооценки на основании временной отнесенности к процессу деятельности: прогностическая, корригирующая, ретроспективная; виды самооценки на основании степени адекватности оценки личностью самой себя: заниженная, адекватная, высокая адекватная, завышенная; понятие уровня притязаний; уровень притязаний и постановка двух видов целей: реальной и идеальной; основные характеристики уровня притязаний: влияние прошлого опыта и расхождение между уровнем намеченной цели и фактическим её достижением; две тенденции уровня притязаний: стремление завысить цели и стремление занизить цели; виды уровня притязаний: неадекватный заниженный, адекватный, неадекватный завышенный; взаимосвязь уровня притязаний с самооценкой личности; уровень притязаний и локус контроля;

4 вопрос: понятие Я-концепции; виды знания в структуре Я-концепции: экологическое Я, интерперсональное Я, непрерывное Я, частное Я, концептуальное Я;

5 вопрос: понятие психологических механизмов защиты личности; соотношение механизмов защиты и совладающего поведения (копинг-поведения); традиционные представления о видах психологических механизмов защиты личности: вытеснение, реактивное образование, регрессия, идентификация, рационализация, сублимация, проекция, изоляция и др.; первичные защитные механизмы: всемогущий контроль, диссоциация, интроекция, идентификация с агрессором, отрицание, примитивная идеализация, примитивная изоляция, проективная идентификация, проекция, расщепление Эго, соматизация (конверсия); вторичные защитные механизмы: аннулирование, или возмещение, вытеснение, подавление, или репрессия, вымещение, замещение, или смещение, игнорирование или избегание, идентификация, изоляция аффекта, интеллектуализация, компенсация или гиперкомпенсация, морализация, отреагирование вовне или разрядка, аутоагрессия, раздельное мышление, рационализация, реактивное образование, реверсия, регрессия, сексуализация, сублимация; значение психологических механизмов защиты.

Литература для подготовки:

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 470-534.

2. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 3. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Когито-Центр, 2013.- 688 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15273. - ЭБС «IPRbooks».

3. Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 2. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 664 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15275. -ЭБС «IPRbooks».

4. Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 3. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 584 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15276. -ЭБС «IPRbooks».

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. – 464 с. – С. 391-414.

Литература для углубленного изучения:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с. –
С. 232-280.

2. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 116-125.

3. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Особенности не-Я как подструктуры самосознания // Вопросы психологии. – 2013. – №6. – С. 42-54.

4. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. – 2008. – №3. – С. 22-34.

5. Корниенко Д.С. Психогенетическое исследование свойств личности в теории интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. – 2010. – №4. – С. 94-102.

6. Леви Т.С. Методика диагностики психологической границы личности // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 131-146.

7. Леви Т.С. Диагностика психологической границы личности: качественный анализ // Вопросы психологии. – 2013. – №5. – С. 93-101.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. –
С. 535-550; 613-633.

9. Соколова Е.Т. Феномен психологической защиты // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 66-79.

Задания для самостоятельной работы к занятию №3

Задание 1. Составьте синквейн по теме «Психологические новообразования личности». Синквейн – стихотворение из 5 строк в необычной форме, но по правилам для каждой строки:

Тема, называется одним словом (существительным).

Описание темы в двух словах (2 прилагательных).

Описание действия в рамках темы (3 слова, 3 глагола).

Фраза из 4 слов (разные части речи), показывающая отношение к теме,

т.е. к существительному.

Синоним из одного слова (существительное), которое повторяет тему.

 

Например: Личность

Неповторимая, целостная.

Формируется, развивается, реализует.

Единство деятельности, ценностей, образа Я.

Самоценность.

 

Задание 2. Прочитайте предложенные высказывания и выполните письменное задание по следующей схеме:

1. Какова общая мысль данных высказываний?

2. Верны ли эти высказывания? Почему?

3. Примеры из жизни, раскрывающие содержание данных высказываний.

4. Примеры из кинофильмов, спектаклей, литературы.

5. Цитаты (пословицы, поговорки), подтверждающие и опровергающие данные высказывания.

6. Выводы.

Высказывания

1. Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя (Рене Декарт).

2. Можно познать все, кроме самого себя (Стендаль).

3. Прекрасны мы, когда познаем самих себя, безобразны же, когда этого знания не имеем (Плотин).

 

Задание для самопознания и саморазвития «Я познаю себя»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.