Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к коллоквиуму по Модулю III 1 страница




Письменные домашние задания

1. Определите понятия в представленных ребусах (ребусы составлены студентками 1-го курса факультета клинической психологии ОрГМУ Андреевой Ольгой и Шайбековой Дианой).

1.1

 

 

 

 

1=Е

1.2

 

1=Н

 

1.3

 

 

       
 
 
   

 


1=Н

1.4

 

 

1=Л

 

1.5

 

1.6

 

 

4 3 5 2 1

 

1.7

 

 

2. Ниже вам предлагается описание и графическое изображение типологии социальных характеров Э. Фромма. Определите соответствие каждого описания с рисунком. Объясните свой выбор. На какие ключевые характеристики каждого типа вы опирались при осуществлении своего выбора.

Типология социальных характеров Э. Фромма

1. Неплодотворная рецептивная ориентация – человеку этого типа представляется, что источник всех благ лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое – это получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия – все ожидается от других людей: при такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не самому любить; в сфере интеллекта также ориентированы на восприятие идей, а не на их создание. Их первая мысль – найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие. Если эти люди религиозны, они ждут всего от Бога и ничего от собственной активности. Они нуждаются в людях, которые обеспечат их безопасность, дадут им необходимые блага, поэтому легко попадают в зависимость к людям, вынуждены соглашаться, так как чувствуют себя потерянными, когда предоставлены сами себе, поскольку считают, что ничего не способны сделать без посторонней помощи. Люди рецептивного типа стремятся преодолеть тревожность и подавленность путем переедания и выпивки. Они верят, что жизнь и окружающие люди должны им дарить все хорошее, они в основном оптимистичны и дружелюбны, но приходят в смятение и панику, если им грозит потеря «источника питания и заботы». У них часто есть искренняя сердечность и желание помочь другим, но делают они что-то для других ради того, чтобы добиться расположения людей.

2. Неплодотворная эксплуататорская ориентация – люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у других. Даже в любви они испытывают влечение только к тем, кого они могут отнять у кого-то другого. Идей они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата или в форме парафразы идей, высказанных кем-то другим. Вещи, которые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплуатируют всех и каждого, из кого они могут что-то выжать. Их девиз: «Краденый плод самый сладкий». Их установка окрашена враждебностью и манипуляцией. Каждый человек рассматривается ими как объект эксплуатация и оценивается по его полезности. К людям проявляется цинизм, подозрительность, скрытая или открытая враждебность, зависть и ревность.

3. Неплодотворная с тяжательная ориентация – люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. Они как бы окружают себя защитной стеной, и их главная цель – как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В материальной сфере они проявляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и сверхаккуратность. У стяжателя всегда упорядочены вещи, мысли, чувства, воспоминания, он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок. Его маниакальная чистоплотность – выражение его потребности отстраниться от контакта с внешним миром, вещи за пределами его собственного мира воспринимаются как источник «опасные и нечистые». Раз внешний мир воспринимается как источник угрозы, то упрямо стоять на своем – вот ответ на угрозу извне. Поэтому эти люди упрямы, подозрительны, несговорчивы, держатся отстраненно от других или стремятся полностью обладать другим человеком. Их лозунг: «Мое есть мое, а твое есть твое».

4. Неплодотворная рыночная ориентация – развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху в связи с экономическими условиями рыночного сообщества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называется рыночной ориентацией. Материальный успех в современном рыночном обществе зависит от признания их личности теми, кто платит за их услугу или нанимает на работу за жалование. Успех зависит от того, насколько человек умеет хорошо продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т. е. человек начинает воспринимать себя как товар. Каждый должен предложить требуемый тип личности, который, вне зависимости от его потребностей, должен удовлетворять одному условию: пользоваться спросом. Человек должен уметь вступить в состязание со многими другими, он забоится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходовым товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода формирует образ желаемой личности, который пытается воплотить каждый человек рыночного типа. Заключительная реплика во всех возможных здесь ролях: «Я – то, чего изволите!».

5. Тип социального характера плодотворной ориентации личности – фундаментальная установка, способ отношений во всех сферах человеческого опыта, когда плодотворность проявляется как человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности. Такой человек руководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы, если только знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать. Плодотворность предполагает, что человек является здоровой зрелой личностью, силой своего разума способен проникнуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей любви способен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, способен понять самого себя, свое назначение, которое отличает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стремится стать тем, чем он является потенциально, используя и развивая все свои силы, способности и возможности.

Типология (графическое изображение)

           
     

 


1. Тип _______________ 2. Тип ____________________3. Тип _________________

       
   

 


4. Тип __________________ 5. Тип _________________

 

1. Биосоциальная проблематика и основные подходы к определению личности в отечественной психологической науке.

2. Понятие личности. Функции личности по отношению к обществу. Критерий зрелости личности.

3. Структура личности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.).

4. Понятие и основные формы направленности личности.

5. Потребности и мотивы в структуре направленности личности.

6. Понятие способностей. Способности и задатки.

7. Виды способностей.

8. Уровни развития способностей.

9. Этапы и условия развития способностей.

10. Понятие темперамента. Физиологические основы темперамента.

11. Психологические свойства темперамента (Б.М. Теплов, В.М. Русалов и др.).

12. Сангвинистический и холерический типы темперамента, их влияние на деятельность и поведение человека.

13. Флегматический и меланхолический типы темперамента, их влияние на деятельность и поведение человека.

14. Понятие характера. Взаимосвязь темперамента и характера личности.

15. Черты характера. Классификации черт характера.

16. Проблема акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко).

17. Основные психологические новообразования личности: самосознание и «образ Я».

18. Основные психологические новообразования личности: самооценка и уровень притязаний.

19. Основные психологические новообразования личности: Я-концепция.

20. Механизмы психологической защиты личности: понятие, виды, значение.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО МОДУЛЮ III

Выберите один или несколько правильных ответов

1. Основание для соотнесения современных теорий личности, их сопоставления и классификации

а) биосоциальная проблематика;

б) биопсихологическая проблематика;

в) социально-психологическая проблематика;

г) социальная проблематика;

д) биологическая проблематика.

 

2. Дихотомические шкалы-категории биосоциальной проблематики личности, раскрывающие факторы формирования личности

а) свобода-необходимость;

б) среда-наследственность;

в) внешнее-внутреннее;

г) индивидуализм-коллективизм;

д) сознание-бессознательное.

 

3. Дихотомические шкалы-категории биосоциальной проблематики личности, служащие основой для выделения психики как особой формы реальности

а) свобода-необходимость;

б) среда-наследственность;

в) внешнее-внутреннее;

г) индивидуализм-коллективизм;

д) сознание-бессознательное.

 

4. Дихотомические шкалы-категории биосоциальной проблематики личности, раскрывающие основные механизмы функционирования личности

а) свобода-необходимость;

б) среда-наследственность;

в) внешнее-внутреннее;

г) индивидуализм-коллективизм;

д) сознание-бессознательное.

 

5. Дихотомические шкалы-категории биосоциальной проблематики личности, характеризующие базовые ценности человека

а) свобода-необходимость;

б) среда-наследственность;

в) внешнее-внутреннее;

г) индивидуализм-коллективизм;

д) сознание-бессознательное.

 

6. Дихотомические шкалы-категории биосоциальной проблематики личности, рассматривающие в качестве детерминанты поведения человека законы природы

а) свобода-необходимость;

б) среда-наследственность;

в) внешнее-внутреннее;

г) индивидуализм-коллективизм;

д) сознание-бессознательное.

 

7. Отечественная психология в понимании личности опирается на шкалы-категории биосоциальной проблематики

а) среда;

б) внутреннее;

в) бессознательное;

г) коллективизм;

д) свобода.

 

8. Отечественная психология в понимании личности опирается на шкалы-категории биосоциальной проблематики

а) наследственность;

б) внешнее;

в) сознание;

г) индивидуализм;

д) необходимость.

 

9. Наиболее общее понятие,биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда

а) личность;

б) индивид;

в) человек;

г) субъект деятельности;

д) живой организм.

 

10. Человек как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, обладающее определёнными первичными и вторичными свойствами

а) личность;

б) индивид;

в) человек;

г) субъект деятельности;

д) живой организм.

 

11. Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих

а) личность;

б) индивид;

в) человек;

г) субъект деятельности;

д) живой организм.

 

12. Совокупность физиологических, психических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности и неповторимости

а) личность;

б) индивид;

в) человек;

г) субъект деятельности;

д) индивидуальность.

 

13. Индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности

а) личность;

б) индивид;

в) человек;

г) субъект деятельности;

д) живой организм.

 

14. К первичным индивидным признакам относятся

а) половой диморфизм;

б) возраст;

в) структура органических потребностей;

г) темперамент;

д) нейродинамические свойства мозга.

 

15. К вторичным индивидным признакам относятся

а) половой диморфизм;

б) возраст;

в) структура органических потребностей;

г) динамика психофизиологических функций;

д) конституциональные особенности.

 

16. Установите соответствие

1. Личность. а) темперамент;

2. Индивид. б) половой диформизм;

в) ответственность;

г) позиция и статус;

д) конституционный тип;

е) ценностные ориентации.

 

17. Установите соответствие

1. Личность. а) цвет глаз и волос;

2. Индивид. б) иерархия мотивов;

в) рост;

г) тип ВНД;

д) направленность.

 

18. Потенциал личности, определяемый объемом и качеством информации, которой располагает личность

а) гносеологический;

б) аксиологический;

в) творческий;

г) коммуникативный;

д) художественный.

 

19. Потенциал личности, определяемый приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций

а) гносеологический;

б) аксиологический;

в) творческий;

г) коммуникативный;

д) художественный.

 

20. Потенциал личности, определяемый полученными личностью и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию продуктивному или репродуктивному

а) гносеологический;

б) аксиологический;

в) творческий;

г) коммуникативный;

д) художественный.

 

21. Потенциал личности, определяемый мерой и формами общительности личности, характером и прочностью контактов

а) гносеологический;

б) аксиологический;

в) творческий;

г) коммуникативный;

д) художественный.

 

22. Потенциал личности, определяемый уровнем, содержанием, интенсивностью её художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет

а) гносеологический;

б) аксиологический;

в) творческий;

г) коммуникативный;

д) художественный.

 

23. Личность определяетсятем

а) что и как она ___;

б) что и как она ___;

в) что и как она ___;

г) с кем и как она ___;

д) каковы её художественные ___ и как она их удовлетворяет;

е) какова мера её ____ за свои поступки, решения, судьбу.

 

24. Основной критерий зрелости личности

а) ответственность личности;

б) созревание всех биологических функций организма;

в) способность к рождению потомства;

г) профессиональная успешность;

д) материальная независимость.

 

25. Подструктура направленности личности (по К.К. Платонову)

а) убеждения;

б) скорость протекания нервных процессов;

в) особенности мышления;

г) личностные смыслы;

д) привычки.

 

26. Подструктура опыта личности (по К.К. Платонову)

а) умения и навыки;

б) привычки;

в) знания;

г) скорость протекания нервных процессов;

д) особенности познавательных процессов.

 

27. Подструктура форм отражения личности (по К.К. Платонову)

а) особенности познавательных процессов;

б) привычки;

в) знания;

г) скорость протекания нервных процессов;

д) интересы личности.

 

28. Подструктура биологических свойств личности (по К.К. Платонову)

а) баланс процессов возбуждения и торможения;

б) половые и возрастные свойства;

в) знания;

г) скорость протекания нервных процессов;

д) умения и привычки.

 

29. Структура личности по С.Л. Рубинштейну предполагает ответы на вопросы

а) что личность хочет?;

б) что личность знает?;

в) что личность может?;

г) что личности нравится?;

д) что личность есть?

 

30. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации

а) мотивация;

б) направленность;

в) мировоззрение;

г) убеждение;

д) структура личности.

 

31. Форма направленности личности, выражающая недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность

а) влечение;

б) интерес;

в) установка;

г) неосознаваемые побудители действий;

д) желание.

 

32. Форма направленности, вполне определенное побуждение к деятельности, возникающее, когда в структуру желания включается волевой компонент

а) стремление;

б) интерес;

в) убеждение;

г) влечение;

д) склонность.

 

33. Форма направленности, конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется

а) стремление;

б) интерес;

в) ценность;

г) влечение;

д) идеал.

 

34. Форма направленности, глубокая устойчивая потребность личности в той или иной деятельности, предпосылка к развитию определённых способностей

а) желание;

б) интерес;

в) убеждение;

г) склонность;

д) стремление.

 

35. Форма направленности, специфическая форма проявления познавательной активности личности

а) наблюдение;

б) интерес;

в) интеллект;

г) чувственное созерцание;

д) мыслительный акт.

 

36. Форма направленности, система взглядов человека на объективный мир, на место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе система

а) мировоззрение;

б) ценностные ориентации;

в) картина мира;

г) образ мира;

д) идеал.

 

37. Форма направленности, система мотивов личности, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением

а) мировоззрение;

б) мотивация;

в) убеждение;

г) ценностные ориентации;

д) картина мира.

 

38. Форма направленности, осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному

а) стремление;

б) склонность;

в) убеждение;

г) желание;

д) идеал.

 

39. Состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах

а) стремление;

б) влечение;

в) мотив;

г) потребность;

д) желание.

 

40. Основные характеристики человеческих потребностей

а) сила;

б) устойчивость;

в) направленность;

г) периодичность возникновения;

д) наследственный характер.

 

41. Основные характеристики человеческих потребностей

а) осознанность;

б) предметное содержание;

в) динамичность;

г) способ удовлетворения;

д) наследственный характер.

 

42. Расположите потребности от низших к высшим, согласно иерархии потребностей А. Маслоу

а) потребности в уважении;

б) физиологические потребности;

в) эстетические потребности;

г) потребности в безопасности;

д) познавательные потребности;

е) потребности в принадлежности и любви;

ж) потребность в самоактуализации.

 

43. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков

а) желание;

б) мотив;

в) мотивация;

г) потребность;

д) влечение.

 

44. Постройте в правильной логической последовательности этапы возникновения и реализации мотива поведения и деятельности личности

а) осознание того, каким образом, с помощью каких действий можно достичь желаемого;

б) возникновение потребности, сопровождаемой эмоциональным беспокойством и неудовольствием;

в) реализация мотива в реальных поступках;

г) осознание эмоционального неудовольствия и того, что человеку необходимо в данный момент;

д) осознание объекта, который отвечает возникшей потребности и может её удовлетворить.

 

45. Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность

а) саморегуляция;

б) мотив;

в) мотивация;

г) ценностные ориентации;

д) сознание.

 

46. Термином «мотивация» обозначается

а) система мотивационных факторов, детерминирующих поведение личности;

б) совокупность потребностей человека;

в) процесс образования, формирования мотивов;

г) совокупность влечений человека;

д) устойчивое личностное свойство.

 

47. Основные положения деятельностной теории происхождения мотивационной сферы человека

а) мотивационная сфера имеет свои источники в практической деятельности человека;

б) развитие мотивационной сферы наследственно обусловлено;

в) развитие мотивации рассматривается в единстве с общим развитием психики человека и особенно его познавательной сферы;

г) развитие мотивов определяется той деятельностью, в которую вовлечен человек;

д) возникновение мотивов обусловлено биологическими потребностями человека.

 

48. Механизм образования мотивов (по А.Н. Леонтьеву)

а) отработка навыков и умений в процессе деятельности;

б) сдвиг мотива на цель;

в) преобразование влечений в желания человека;

г) четкое осознание целей предстоящей деятельности;

д) стремление человека к достижению поставленной цели.

 

49. Особенности психических явлений, отличающие людей друг от друга, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы мозга

а) индивидуальность;

б) индивидуальный стиль деятельности;

в) индивидуально-психологические различия;

г) тип ВНД;

д) динамический стереотип.

 

50. Индивидуально-психологические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей

а) тип ВНД;

б) склонность;

в) способности;

г) знания, умения и навыки;

д) задатки.

 

51. Отечественная психология при исследовании способностей исходит из положения, что способности – это

а) совокупность всевозможных психических процессов и состояний;

б) высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков;

в) то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике;

г) то, что передается по наследству;

д) все ответы верны.

 

52. Три составляющие способностей (по Б.М. Теплову)

а) природный потенциал человека;

б) приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки;

в) «отношенческая» личностная составляющая;

г) определенные черты характера;

д) энергетические характеристики стиля деятельности.

 

53. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и различных анализаторов, составляющие природную основу развития способностей

а) тип ВНД;

б) склонность;

в) способности;

г) знания, умения и навыки;

д) задатки.

 

54. Виды спецификации задатков

а) задатки, не имеющие сколько-нибудь выраженной направленности;

б) природные;

в) специфически человеческие;

г) общие задатки;

д) задатки, как предрасположенность к более узкой направленности способностей.

 

55. Условия развития способностей

а) созревание необходимых органических структур и формирование необходимых функциональных органов;

б) семейное воспитание;

в) особенности макросреды;

г) выполнение человеком той деятельности, где необходимы обнаруженные и проявляющиеся у него способности;

д) все ответы верны.

 

56. Способности, являющиеся общими для человека и высших животных, связанные с врожденными задатками

а) природные;

б) общие;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.