Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова




Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы

Многочисленные исследования, проводимые в рамках рассматриваемой тематики, способствуют уточнению и кон­кретизации предпосылок, определяющих усвоение слоговой структуры слова. Анализ литературных источников свиде­тельствует о том, что существенное значение для воспри­ятия и проговаривания лексических единиц различной сло­говой сложности имеют следующие процессы: оптико-про­странственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации серийных движений и действий.

Рассмотрение пространственного фактора в качестве одной из предпосылок становления слоговой структуры сло­ва обосновано исследованиями в области психолингвистики, философии, психологии, нейропсихологии и др.

Философские трактовки таких категорий, как время и пространство сводятся к представлению о них как индикато­ре понимания человеком целостности картины Вселенной.

Согласно общефилософскому положению пространствен­но-временной континуум движения любой материи являет­ся абсолютным законом мира, который действовал задолго до появления жизни на Земле. Специфическим способом ор­ганизации пространственно-временного континуума мате­рии выступает ритм, по-разному обнаруживающий себя в том или ином ее проявлении и рассматриваемый как уни­версальная космическая категория.

Пространство и время выступают в ритмических структу­рах как неразрывное единство, как основа существования любого явления, протекания любого процесса, как средство его гармонизации. Существуют исследования, доказываю­щие, что для нормального функционирования всей психики человека необходимо постоянное ощущение равномерной пульсации, накапливающейся во времени и пространстве и разрозненных сегментов речи. Психофизиологические функ­ции, связанные с положительными эмоциями, предполагают наличие высокой степени ритмичности. Эта психофизиологи­ческая закономерность лежит в основе интуитивного выбора того или иного ритма устного высказывания.

Степень проникновения человека в специфику простран­ственных и квазипространственных отношений качественно влияет на уровень его общих и частных структурных воз­можностей. Дефицитарность пространственных представле­ний различной степени выраженности может иметь место при любом речевом развитии, как нормальном, так и пато­логическом. Подобные проявления нарушают линейность построения и этапностъ прохождения любой сенсорной и двигательной программы. Кроме того, деформируют дея­тельность различных уровней, в том числе и речевую. Не­достаточность пространственных представлений непосредст­венно проецируется на восприятие и воспроизведение после­довательностей элементов слова.

Современные данные нейропсихологической науки гово­рят о пространственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совокупность высших психиче­ских процессов у ребенка - письмо, чтение, счет и др. Спе­цифическая роль пространственного фактора в речевой дея­тельности заключается в возможности восприятия симуль­танных схем и в дальнейшей их перестройке в нормативную последовательность сегментов.

Собственно ориентировку в пространстве большинство исследователей понимают как способность человека опреде­лять свое местоположение и положение других объектов в пространстве, дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем.

Для успешной ориентировки в пространстве ребенку не­обходимо овладеть следующими пространственными катего­риями: знание направлений пространства, умение опреде­лять местоположение в пространстве субъекта или объекта «от себя» и оценивать расстояние и расположение объекта или субъекта.

Ориентировка в пространстве, развиваясь на основе важ­нейших новообразований младенчества, раннего и дошколь­ного детства, складывается как целостная способность к вос­приятию, воспроизведению и преобразованию действитель­ности — предметной и социальной. Для ребенка дошкольно­го возраста специфическим способом отображения и измене­ния окружающего пространства являются продуктивные ви­ды деятельности: рисование и конструирование. Они высту­пают индикатором индивидуального уровня состоятельно­сти пространственных представлений.

В качестве следующей предпосылки формирования сло­говой структуры слова рассмотрим сложные параметры движений и действий (динамический и ритмический), воз­можности организации серийно-последовательной дея­тельности.

Любая высшая психическая функция представляет со­бой сложную сознательную форму психической деятельно­сти и обладает динамическими характеристиками.

Нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что не существует единой мозговой организации серий­ных движений, а есть динамические функциональные сис­темы, меняющиеся в зависимости от сложности и контек­ста серийного движения.

Динамические характеристики психических процессов являются общими неспецифическими характеристиками. Они могут проявляться при выполнении любого вида дея­тельности. Согласно отечественной нейропсихологической традиции выделяют два аспекта динамической деятельно­сти: регуляторный и энергетический. К первому относят процессы, обеспечивающие программирование, выполнение последовательности операций в соответствии с заданной программой, контроль над полученными результатами. Ко второму - процессы, обеспечивающие энергетическую или активационную сторону психической деятельности, которая характеризуется такими временными показателями, как скорость, длительность, равномерность, продуктивность.

Нейропсихологические исследования последних лет по­казывают, что любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

Отечественными физиологами И.М. Сеченовым, И.П. Пав­ловым, В.М. Бехтеревым, Г.П. Квасовым доказано, что осно­вой развития ритмичности движений у людей является обра­зование условной реакции на время, которое выступает своеоб­разным объективным раздражителем наряду с другими его ви­дами: зрительным, слуховым, тактильным.

Двигательная реализация вербального стимула возмож­на при наличии скоординированной серийной последова­тельности артикуляторных актов. «Для произнесения слов требуется хорошо упроченная серийная организация после­довательных артикуляций с хорошей денервацией предше­ствующих движений и плавным переключением на после­дующие... при достаточно пластичном изменении артикуля­ции того или иного звука» [43, с. 198].

В психологических исследованиях К. Бюхера сделана попытка осмысления природы человеческого творчества как деятельности. Используя обширный историко-этнографический материал, автор показывает, что все, что мы сейчас на­зываем искусством, является неотъемлемой частью трудово­го процесса, который интуитивно организовывался челове­ком с помощью песни как ритмизированной структуры. При этом происходило двоякое упорядочивание действия: в про­странстве - со стороны координации, во времени - со сторо­ны перехода от одной фазы к другой и от одного действия к другому. Автор делает вывод о том, что идеальная форма действия психосоматична, аффективно-выразительна и внутренне ритмична. Ритмическая организация действия названа К. Бюхером «дыханием действия». Без ритма дейст­вие «задыхается», т.е. перестает существовать. Автор назы­вает ритм «всеобщим способом существования действия».

Б.М. Теплов показывает, что чувство ритма в своей осно­ве имеет моторную природу. Нельзя просто слышать ритм, только совоспроизведение ритма помогает слушателю его сопереживать. Кроме того, для возникновения ритмичности необходима возможность сознательного структурного объ­единения рядов звуков во времени или нескольких предме­тов (изображений) в пространстве.

К.В. Тарасова указывает на то, что сенсомоторная суб­станция, называемая «чувством ритма», формируется в онто­генезе не сразу, а покомпонентно. Первой появляется способ­ность к восприятию-воспроизведению темпа следования зву­ковых сигналов, что соотносится в онтогенезе со вторым-третьим годами жизни ребенка. Следующей появляется спо­собность к восприятию-воспроизведению соотношения акцен­тированных и неакцентированных звуков (четвертый год жизни ребенка). Последней появляется способность к воспри­ятию-воспроизведению непосредственно ритмического рисун­ка (конец четвертого года - начало пятого года жизни.

Анализ литературы свидетельствует о том, что у де­тей дошкольного возраста с нормальным речевым развити­ем выявляется определенный уровень сформированности сложных серийных параметров движений и действий (дина­мического и ритмического).

Таким образом, успешность восприятия и проговаривания слоговой структуры слова детерминирована рядом факторов, а именно, определенным уровнем сформированно­сти оптико-пространственной ориентации, возможно­стей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обра­ботке информации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.