Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование возможностей динамической и ритмической организации




Комплекс В

Комплекс Б

Комплекс А

Задания на определение длины слова или слоговой цепочки, наличия акцентной выделенности и ко­личества структурных элементов. Предлагаются с целью выявления наличия/отсут­ствия чувствительности к просодическим и ритми­ческим характеристикам языковой единицы.

 

Задание 1. Определение длины слова. Ребенку предлагаются слова односложной и много­сложной слоговой структуры для прослушивания и симво­лы в виде коротких и длинных полосок. Вначале объясня­ется назначение символов (большая полоска — для длинно­го слова, маленькая - для короткого слова). Затем следует инструкция: «Послушай слово. Покажи нужную полоску».

Речевой материал: бах, пух, стук, пароход, бегемот, самосвал и др.

 

Задание 2. Определение количества структурных элементов слоговой последовательности. Ребенку предлагаются слоговые последовательности для прослушивания и символы в виде кружочков.

Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружочков».

Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым деле­нием, но без акцентуации (например: ту-ту, ла-ла-ла).

 

Задание 3. Определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду. Ребенку предлагаются цепочки слогов для прослушива­ния и символы - изображение цветка с бабочкой для слого­вой цепочки, содержащей акцент, цветка без бабочки для слоговой цепочки без акцента. После объяснения назначе­ния символов следует инструкция: «Послушай песенку. По­кажи (подними) нужный цветок».

Речевой материал: серии слогов, предъявляемых с акцентами (например: пА-па-па, ту-ту-тУ, ко-кО-ко) и без акцентов (например: та-та-та).

Задания на определение наличия/отсутствия рит­мических и структурных искажений в слове. Предлагаются с целью выявления особенностей восприятия дисритмии и структурных изменений слова.

 

Задание 1 Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкции:

а) «Правильно ли говорит Буратино: «Это нОга. Это слОны?»;

б) «Послушай, правильно ли говорит Буратино: «Болит рУка?»

Речевой материал:

а) квазислова — нОга, слОны;

б) квазислова - рУка, гОлова.

 

Задание 2.Определение наличия и отсутствия структурного искажения в слове.

Ребенку предлагаются для прослушивания нормативные слова и квазислова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкции:

а) «Посмотри, скажи, здесь есть машина? амасина? тамалок? молоток?» И т.д.;

б) «Послушай, скажи, есть такое слово - сковородка? касавотка?» И т.д.

Речевой и картинный материал:

- нормативные слова - машина, молоток, самолет, чемодан; пуговица, тумбочка, сковородка, капуста;

- квазислова - представлены вариантами собственных ис­кажений детей (амасина, тамалок, амает, масалет, са-карвотка и т.д.).

Примечание. Дополнительно можно использовать «Картинный материал для проведения игр» - см. иллюстрации: тапки, тыква, гном, зонт, мед­ведь, газета, собака, радуга, пингвин, фонтан, магазин, сарафан, автобус, кузнечик, телефон, колобок, пароход, гусеница, барабаны, помидоры, самокаты, телевизор, велосипед и др.

 

 

Задания на опознание слова.

Предлагаются с целью выявления возможностей вероятностного прогнозирования и упреждения в процессе восприятия структур, требующих транс­формации.

 

Задание 1. Завершение начатого слова. Ребенку предлагаются для прослушивания незакончен­ные слова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкция: «Закончи мое слово».

Речевой и картинный материал:

а) чере...(паха), лисе...(нок), поду.-.(шка), раке...(та); поми...(доры), само...(леты), мура...(вей), вело...(сипед);

б) соба...(ка), руба...(ха), пана...(ма), каран...(даш), га­зе...(та), мага.-.(зин).

 

Задание 2. Преобразование квазислов в нормативные. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова с нормативным началом, но измененной последующей структу­рой, которые медленно проговариваются экспериментатором.

Инструкция: «Послушай, угадай, какое слово спрята­лось в моем слове».

Речевой материал: чашак, шапак, пилак, тывка, фрутки, магазан, молотак, стульчак.

 

Задание. 3.. Опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты (при опоре на предметные картинки).

Ребенку предлагаются слово и три картинки. При этом в названии одной-трех из них имеется общий фрагмент с предъявляемым словом, а картинка для названного слова отсутствует.

Инструкция: «Скажи, здесь есть <пила>?».

Речевой и картинный материал:

слово «пила», картинки — лапа, санки, волк;

слово «барашки», картинки - носки, рубашки, кошки;

слово «Чебурашка», картинки - дельфины, лягушка, че­репаха;

слово «листок», картинки — гриб, елка, цветок;

слово «крот», картинки — кукла, торт, кот;

слово «радуга», картинки — гора, зебра, гамак;

слово «пугало», картинки - помидор, попугай, мухомор;

слово «луковица», картинки - шапка, цапля, курица;

слово «капли», картинки - туфли, лист, вафли;

слово «кабан», картинки — банка, банан, мышка.

 

Анализ результатов второй серии заданий рекомендует­ся осуществлять с учетом следующих критериев:

- количество и характер ошибок;

- соотнесенность количества и характера ошибок вос­приятия с выраженностью искажений воспроизведе­ния слов различной слоговой структуры;

- контроль правильности воспринимаемой структуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.