КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обследование возможностей динамической и ритмической организации
Комплекс В Комплекс Б Комплекс А Задания на определение длины слова или слоговой цепочки, наличия акцентной выделенности и количества структурных элементов. Предлагаются с целью выявления наличия/отсутствия чувствительности к просодическим и ритмическим характеристикам языковой единицы.
Задание 1. Определение длины слова. Ребенку предлагаются слова односложной и многосложной слоговой структуры для прослушивания и символы в виде коротких и длинных полосок. Вначале объясняется назначение символов (большая полоска — для длинного слова, маленькая - для короткого слова). Затем следует инструкция: «Послушай слово. Покажи нужную полоску». Речевой материал: бах, пух, стук, пароход, бегемот, самосвал и др.
Задание 2. Определение количества структурных элементов слоговой последовательности. Ребенку предлагаются слоговые последовательности для прослушивания и символы в виде кружочков. Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружочков». Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым делением, но без акцентуации (например: ту-ту, ла-ла-ла).
Задание 3. Определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду. Ребенку предлагаются цепочки слогов для прослушивания и символы - изображение цветка с бабочкой для слоговой цепочки, содержащей акцент, цветка без бабочки для слоговой цепочки без акцента. После объяснения назначения символов следует инструкция: «Послушай песенку. Покажи (подними) нужный цветок». Речевой материал: серии слогов, предъявляемых с акцентами (например: пА-па-па, ту-ту-тУ, ко-кО-ко) и без акцентов (например: та-та-та). Задания на определение наличия/отсутствия ритмических и структурных искажений в слове. Предлагаются с целью выявления особенностей восприятия дисритмии и структурных изменений слова.
Задание 1 Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова: а) с опорой на предметные картинки; б) без опоры на предметные картинки. Инструкции: а) «Правильно ли говорит Буратино: «Это нОга. Это слОны?»; б) «Послушай, правильно ли говорит Буратино: «Болит рУка?» Речевой материал: а) квазислова — нОга, слОны; б) квазислова - рУка, гОлова.
Задание 2.Определение наличия и отсутствия структурного искажения в слове. Ребенку предлагаются для прослушивания нормативные слова и квазислова: а) с опорой на предметные картинки; б) без опоры на предметные картинки. Инструкции: а) «Посмотри, скажи, здесь есть машина? амасина? тамалок? молоток?» И т.д.; б) «Послушай, скажи, есть такое слово - сковородка? касавотка?» И т.д. Речевой и картинный материал: - нормативные слова - машина, молоток, самолет, чемодан; пуговица, тумбочка, сковородка, капуста; - квазислова - представлены вариантами собственных искажений детей (амасина, тамалок, амает, масалет, са-карвотка и т.д.). Примечание. Дополнительно можно использовать «Картинный материал для проведения игр» - см. иллюстрации: тапки, тыква, гном, зонт, медведь, газета, собака, радуга, пингвин, фонтан, магазин, сарафан, автобус, кузнечик, телефон, колобок, пароход, гусеница, барабаны, помидоры, самокаты, телевизор, велосипед и др.
Задания на опознание слова. Предлагаются с целью выявления возможностей вероятностного прогнозирования и упреждения в процессе восприятия структур, требующих трансформации.
Задание 1. Завершение начатого слова. Ребенку предлагаются для прослушивания незаконченные слова: а) с опорой на предметные картинки; б) без опоры на предметные картинки. Инструкция: «Закончи мое слово». Речевой и картинный материал: а) чере...(паха), лисе...(нок), поду.-.(шка), раке...(та); поми...(доры), само...(леты), мура...(вей), вело...(сипед); б) соба...(ка), руба...(ха), пана...(ма), каран...(даш), газе...(та), мага.-.(зин).
Задание 2. Преобразование квазислов в нормативные. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова с нормативным началом, но измененной последующей структурой, которые медленно проговариваются экспериментатором. Инструкция: «Послушай, угадай, какое слово спряталось в моем слове». Речевой материал: чашак, шапак, пилак, тывка, фрутки, магазан, молотак, стульчак.
Задание. 3.. Опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты (при опоре на предметные картинки). Ребенку предлагаются слово и три картинки. При этом в названии одной-трех из них имеется общий фрагмент с предъявляемым словом, а картинка для названного слова отсутствует. Инструкция: «Скажи, здесь есть <пила>?». Речевой и картинный материал: слово «пила», картинки — лапа, санки, волк; слово «барашки», картинки - носки, рубашки, кошки; слово «Чебурашка», картинки - дельфины, лягушка, черепаха; слово «листок», картинки — гриб, елка, цветок; слово «крот», картинки — кукла, торт, кот; слово «радуга», картинки — гора, зебра, гамак; слово «пугало», картинки - помидор, попугай, мухомор; слово «луковица», картинки - шапка, цапля, курица; слово «капли», картинки - туфли, лист, вафли; слово «кабан», картинки — банка, банан, мышка.
Анализ результатов второй серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев: - количество и характер ошибок; - соотнесенность количества и характера ошибок восприятия с выраженностью искажений воспроизведения слов различной слоговой структуры; - контроль правильности воспринимаемой структуры.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |