КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обследование состояния оптико-пространственной ориентации
Комплекс Д Комплекс Г Комплекс В Комплекс Б Комплекс А Серийных движений и действий Задачи третьей серии заданий: 1. Выявление состояния сложных параметров двигательных актов: ритмического и динамического. 2. Изучение возможностей построения серийно организованных движений, характера и количества возможных трудностей. 3. Определение динамики обучения ритмизации, построению и удержанию серийно организованных движений в процессе обследования. Изучение сложных параметров движений и действий у детей осуществляется с помощью нескольких комплексов заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных авторами на основе тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой и методики А.Р. Лурия.
Задания на выявление динамических параметров движений органов артикуляции. Задание 1. Чередование движений губ: а) «Улыбка»-«Трубочка»; б) «Улыбка»-«Трубочка»-«Окошко».
Задание 2. Чередование движений языка: а) вверх-вниз - «Качели»; б) вправо-влево - «Часики».
Задания на выявление динамических параметров мелких движений рук.
Задание 1. Выполнение движения «пересчет пальцев» («Пальчики здороваются»).
Задание 2. Выполнение движения «перекрест пальцев» (второй палец кладется на третий, и наоборот). Задание 3. Выполнение последовательных движений одной рукой («кулак-ладонь»). Примечание. Задания комплексов А и S предлагается воспроизвести по образцу, затем самостоятельно, затем под счет. Инструкции: «Делай как я»; «Продолжай сам»; «Продолжай под мой счет».
Задания на изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных действий.
Задание 1. Воспроизведение заданного количества хлопков (ударов ногами) без акцентуации в заданном темпе: а) два хлопка (удара); б) три хлопка (удара). Ребенку предлагаются для прослушивания и последующего воспроизведения серии хлопков и ударов ногой (разное количество): а) в умеренном темпе; б) в быстром темпе; в) в медленном темпе. Инструкция: «Послушай, запомни, сделай так же».
Задание 2. Воспроизведение последовательно организованных серий движений руками или ногами: 1) серии из двух движений - а) руки в стороны, руки на пояс; б) руки на пояс, руки на плечи; в) руки в стороны, руки вверх; 2) серии из трех движений - а) руки на пояс, на плечи, вверх; б) руки вверх, в стороны, вниз; в) нога назад, вперед, на место. Примечание. Выполнять задания предлагается совместно с экспериментатором, затем продолжать самостоятельно. Инструкции: «Делай как я»; «Продолжай сам».
Задание 3. Воспроизведение последовательно организованных движений руками и ногами: а) ногой, рукой (топ, хлоп - ТХ); б) рукой, ногой (хлоп, топ - XT); в) ногой, рукой, ногой (ТХТ); г) рукой, ногой, рукой (ХТХ). Ребенку предлагается воспроизвести действия по образцу. Инструкция: «Посмотри, запомни, сделай так же». Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет демонстрируемые действия словами, например: «Топ, хлоп. Хлоп, топ».
Задания на исследование особенностей воспроизведения ритмически организованных серий движений руками.
Задание 1. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х (тихий хлопок - громкий хлопок).
Задание 2. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х (громкий хлопок - тихий хлопок).
Задание 3. Воспроизведение ритмической модели типа х-х-Х.
Задание 4. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х-х.
Задание 5. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х-х.
Задание 6. Воспроизведение ритмических моделей: а) типа хх—х (— - пауза); б) х—хх; в) х—х—х. Ребенку предлагаются для прослушивания и последующего воспроизведения ритмические структуры, которые выполняются при помощи хлопков. Рекомендуется предоставлять возможность визуального контроля за действиями экспериментатора. Инструкция: «Послушай, запомни, прохлопай так же». Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет действия словами, например: «Раз, ДВА, РАЗ, два». I Задания на исследование особенностей воспроизведения ритмически организованных серий движений ногой.
Ребенку предлагаются задания, аналогичные перечисленным в комплексе Г, но вместо хлопков необходимо топать.
Анализ полученных материалов по третьей серии заданий предполагает учет следующих критериев: - количество удержанных двигательных серий; - количество правильно воспроизведенных ритмических моделей; - количество попыток, их результативность; - характер допущенных ошибок, их стойкость; - точность воспроизведения предложенной последовательности движений (полнота или фрагментарность воспроизведения); - темп, плавность, амплитуда, целенаправленность движений; - степень самостоятельности при выполнении заданий.
Задачами четвертой серии заданий является изучение: - сомато-пространственной ориентации и пространственной организации движений рук и ног; - состояния пространственных представлений и ориентации в трехмерном и двухмерном пространствах; - возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности; - возможностей выполнения пространственно-ориентированных действий в процессе изобразительной и конструктивной деятельности; - особенностей манипулирования предметами в трехмерном пространстве, геометрическими фигурами на плоскости; - возможностей развития оптико-пространственных ориентировок в рамках экспериментального времени.
Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с помощью трех комплексов специальных заданий (А, Б, В), составленных авторами на основе практических разработок, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Э. Вюрпилло, Р.Я. Лехтман-Абрамович, А.А. Люблинская и др.).
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |