КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В Советской России и СССР
Тема 3. Основные итоги государственного строительства В середине 1980-х годов в СССР наступил экономический кризис. Он выражался в падении темпов роста производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики. Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к честному труду. Попытка партийного руководства сохранить власть путем «закручивания гаек», предпринятая Ю.В. Андроповым, оказалась безуспешной. Общество нуждалось в кардинальных переменах. Начало нового этапа в истории СССР, получившего название «перестройка», связано с именем М.С. Горбачева (с марта 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС). Главной задачей перестройки было остановить распад «системы» государственного социализма и обеспечить интересы его правящей элиты. В 1987 – 1988 гг. перестройка сводилась главным образом к «радикальной экономической реформе», затем в нее включили реформу политической системы и курс на «обновление» идеологии. Идея перевода централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки. Первыми шагами к рыночной экономике стали Закон о Государственном предприятии (1987), предоставивший значительные права предприятиями и трудовым коллективам, Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (1989 г.), открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства. Однако справиться с кризисом не удалось. Экономические реформы не давали желаемых результатов без обновления политической системы. Осознавая это, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию политических структур. Решение о реформе политической системы СССР было принято на XIX конференции КПСС (летом 1988 г.). В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, проведение демократических выборов народных депутатов, формирование новых органов власти. Был провозглашен курс на создание правового государства. После партконференции началось изменение структуры управления в СССР. В советскую систему были привнесены элементы парламентаризма и разделения властей. Учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы. На I съезде Народных депутатов СССР (май – июнь 1989 года) М.С. Горбачев был избран главой государства – Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. Президентом СССР с правом издавать указы и постановления. Самое большое достижение перестройки - это, несомненно, гласность. Был снят запрет на многие темы идеологического характера, ослаблена цензура, что привело к публикациям многих ранее не издававшихся книг. Первоначально гласность трактовалась как конструктивная критика, направленная на борьбу с искажениями социализма. Был продолжен процесс, начатый ещё в годы хрущовской оттепели – десталинизация, но теперь рассмотрению и разбору подлежали все дела без изъяна. В 1989 году был снят запрет на обсуждение темы Ленина и учения марксизма как абсолютно верного и непогрешимого. Эти новшества привлекли к идеям перестройки, главным образом, интеллигенцию, которая согласна была на временное ухудшение жизни ради гласности и свободы слова. Качественные изменения произошли и во внешнеполитическом курсе, который был назван "новым мышлением". Проводником этой политики явился министр иностранных дел Шеварднадзе. От конфронтации был сделан поворот к сотрудничеству, а не только к мирному сосуществованию. Важнейшими событиями этого времени явились вывод войск из Афганистана, объединение Германии, сокращение ракет некоторых классов, произошедшее в результате встреч Горбачёва с президентами США Рейганом и Бушем. Характерной чертой политической жизни страны в период перестройки стали съезды народных депутатов СССР, первый из которых состоялся в 1989 году. Впервые за много лет во время предвыборной кампании шла открытая политическая борьба, в печати развернулись острые дискуссии. Появился целый ряд депутатов, направивших работу съезда в совершенно иное русло, а не строго по регламенту, как было на всех предыдущих съездах. Впервые дебаты на съезде полностью транслировались и по радио, и по телевидению. На III съезде народных депутатов СССР был поставлен вопрос о введении должности президента СССР, которым был избран Горбачёв. Тогда же была отменена 6-я статья конституции о руководящей роли коммунистической партии в обществе, которая законодательно закрепляла однопартийную систему. Тем временем в стране нарастали социальные проблемы: периодически возникали кризисы снабжения – чайный, сахарный, табачный и т. д. Стали нормой митинги и демонстрации. Летом 1989 года по стране прошла мощная волна забастовочного движения, особенно значительными были выступления шахтёров в Кузбассе, Донбассе, Караганде. Всё чаще наряду с экономическими выдвигались и политические. Обострился и национальный вопрос. В ряде республик возникли народные фронты, добивавшиеся выхода из состава СССР, начались вооружённые конфликты в Нагорном Карабахе, Средней Азии, Грузии и Абхазии. Эти проблемы уже надо было решать на общесоюзном уровне. Лозунги государственного суверенитета, выдвинутые в некоторых республиках, перерастали в требование полной независимости. Везде местные власти прибирали к рукам основные отрасли промышленности. 17 марта 1991 года в 9 республиках прошёл референдум о судьбе СССР, три четверти голосовавших высказались за его сохранение. 23 апреля 1991 года представители 9 республик и Горбачёв, как Президент СССР, подписали соглашение о заключении нового союзного договора. 12 июня 1991 года в РСФСР прошли выборы президента, которым стал Б.Н. Ельцин. 19 августа 1991 года, чтобы предотвратить подписание союзного договора, которое должно было состояться 20 августа, его противники организуют путч. ТАСС сообщил о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), который сместил Горбачёва, ввёл в стране чрезвычайное положение. В Москву были введены войска. Но действия заговорщиков встретили сопротивление народных масс, центр которого находился в здании Верховного Совета РСФСР. Решительным противником переворота выступил Ельцин, которого горячо поддерживали многие тысячи людей, собравшиеся у Белого Дома. Вечером 21 авг. Горбачёв вернулся в Москву, организаторы путча были арестованы. Тема 4. Основные проблемы организации государственной власти и управления в РСФСР - Российской Федерации в условиях распада СССР 12 июня 1990 г. I съезд народных Депутатов принял Декларацию о Государственном суверенитете РФ. К этому времени другие союзные республики уже провозгласили свою независимость (Литва, Латвия, Эстония и др.). Россия не могла оставаться с стороне от этого процесса. При своей политической и экономической значимости для страны Россия была той республикой, которую командно-бюрократическая система истощила особенно сильно. Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономическими причинами. К этому времени выявилась неспособность центра вывести страну из кризиса. Руководство России стремилось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г. параллельно разрабатываются две экономические программы – правительственная (Н.И. Рыжков) и программа «500 дней» (С. Шаталин – Г. Явлинский), за которой стояло Российское руководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их регулируемость государством. Программа «500 дней» была рассчитана на максимальное ускорение рыночных процессов. Переход России к рынку (октябрь 1991 г.) резко обострил противостояние центра и республик, «война законов» переросла в новую стадию. Вступило в высшую фазу и соперничество союзного и российского лидеров – Горбачева и Ельцина. В основе его лежала борьба за власть. В июне 1991 года первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Августовский путч 1991 года (ГКЧП) ускорил распад СССР. 8 декабря 1991 г. в беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии (С. Шушкевич), РФ (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук), подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединились еще 8 республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев в связи с прекращением существования СССР сложил свои полномочия. Россия вступила на путь самостоятельного существования. России предстояло решать вопросы государственного устройства, социально-экономического и духовного возрождения. События августа 1991 года подтолкнули СССР к усилению дезинтеграционных процессов, хотя и не вели неизбежно к полному его развалу. После распада СССР руководство бывших республик выбрало свои пути выхода из кризиса. Руководство России пошло по пути либерального реформаторства, провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночным отношениям. Одним из основных шагов стала реформа ценообразования, автором которой выступил Е.Т. Гайдар. Со 2 января 1992 года были установлены свободные цены на большинство продуктов и товаров. Помимо этого предусматривались меры по приватизации государственной собственности. В 1992 году предполагалось приватизировать 20% госпредприятий в промышленности и 70% предприятий торговли и сферы услуг. Расчёт был сделан на создание в России среднего класса. Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдёт либерализация цен, а уже затем начнётся приватизация. В результате освобождения цен с 2 января 1992 года денежные средства населения в результате инфляции были, по существу, конфискованы, покупать акции оказалось не на что. С 1 октября 1992 началась выдача всем гражданам России приватизационных чеков (ваучеров), а в 1993 году было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий. Цены после их отпуска выросли в 100-150 раз, в то время как средняя зарплата увеличилась только в 10-15 раз (по данным на 1992 год). В 1992 году значительно сократилось потребление населением продуктов питания: мяса - до 81% от уровня 1991, молока - до 56%, овощей - до 84%, рыбы - до 56%. С этого года начинается абсолютное сокращение численности населения России. В 1996 году темпы сокращения достигли 1,5 млн. человек. Начался и продолжается спад промышленного производства, который в первом году реформ составил 35%, развивается инфляция. Не оправдались расчёты реформаторов на поддержку Запада. Из страны начался активный вывоз капитала за границу, ежегодно от 10 до 40 млрд. долларов. Реформы Гайдара вызвали неприятие у многочисленных слоев и групп населения. В декабре 1992 года Гайдар был отправлен в отставку, пост премьер-министра занял В.С. Черномырдин. Реформы привели к расслоению общества на богатых и бедных, десятки миллионов людей имеют денежный доход меньше прожиточного минимума. У государственной власти и демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры. Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из состава РФ. Местные правящие элиты стремились вырваться из подчинения центру. Это могло привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа провозгласили суверенитет и выступили с территориальными претензиями к России. В этих условиях политика центра не была последовательной. Не были разоружены формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики. В целях сохранения единства России в марте 1992 г. большинством субъектов Федерации был подписан Федеральный договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Дальнейшее становление российской государственности связано с разработкой собственной Конституции. Однако парламентская оппозиция во главе с Р.И. Хасбулатовым всячески препятствовала этому. Камнем преткновения являлся выбор формы государственности: президентская или парламентская республика. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти было обусловлено также разным видением стратегии экономических реформ. Все это привело к тому, что Президент своим Указом № 1400 от 21 сентября 1933 г. «О поэтапной конституционной реформе в России» объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении 12 декабря 1993 г. референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное федеральное собрание. Развязкой кризиса стали трагические события 3-4 октября в Москве. По приказу Б.Н. Ельцина был расстрелян Белый дом, где находился Верховный Совет. Несколько сот человек погибли и получили ранения. Результаты референдума 12 декабря 1993 г. позволили принять Основной Закон страны. Россия объявлялась демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Президент по Конституции наделен широкими полномочиями. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является Верховным Главнокомандующим, назначает федеральных министров. Президенту предоставлено право распускать Государственную Думу в случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьер-министра. В конце сентября - начале октября 1993 года разразился затяжной и наиболее острый политический кризис. 21 сентября Ельцин подписывает указ о поэтапной конституционной реформе, по которой Верховный Совет должен быть распущен. Отказ Верховного Совета подчиниться указу президента привел к противостоянию, закончившемуся 4 октября обстрелом из танков здания Верховного Совета. Руководство Верховного Совета было арестовано. В декабре 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу - новые органы власти, созданные в соответствии с новой Конституцией РФ. Россия стала президентско-парламентской республикой. Распад СССР вызвал центробежные тенденции и в самой РФ. С наибольшей силой стремление к независимости проявилось в Чеченской республике, президент которой Джохар Дудаев заявил о выходе из России. В ночь на 1 января 1995 года началась операция по "наведению конституционного порядка в Чеченской республике", российских войска вошли в Грозный. Началась чеченская война - на сегодняшний день один из самых продолжительных и кровопролитных конфликтов на территории России. Боевые действия продолжались до лета 1996 года, когда удалось достичь перемирия. Россия вывела свои войска с территории Чечни. Но до конца конфликт Федерального центра с Чечней, являющейся субъектом РФ, не урегулирован. Руководство Чечни продолжает настаивать на независимости республики. Важнейшим событием лета 1996 года явились президентские выборы в России. В результате острой предвыборной борьбы определились основные претенденты на этот пост. Реальную альтернативу действовавшему президенту составил лидер коммунистов Г.А. Зюганов. Во втором туре голосования победил Ельцин, оставшись Президентом на второй пятилетний срок. Сегодня Россия переживает один из самых драматических периодов в своей более чем тысячелетней истории. Страна никак не может выйти из глобального кризиса, преодолеть опасные тенденции в своем развитии. Выйти из этого состояния Россия сможет в том случае, если руководство государства будет способно обновить свою политику и проводить реформы профессионально, опираясь на лучшие интеллектуальные силы страны, учитывая ее традиции и исторический опыт.
Тема 5. Государственный аппарат Российской Федерации
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 67; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |