Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество, типология обществ




1. Верны ли следующие суждения?

А. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совместной деятельности многих поколений людей.

Б. Общество является продуктом взаимодействия людей, оно существует там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В а р и а н т ы о т в е т о в:

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

2. Общество – это:

а) определенный этаписторического развития человечества;

б) специфические особенности жизни одной страны;

в) определенная группалюдей, объединившихся для общения;

г) население, нация, государство, страна.

В а р и а н т ы о т в е т о в:

1) верно а;

2) верно а, б;

3) верно а, б, в;

4) верно а, б, в, г.

3. Соотнесите типы обществ с их характерными чертами:

1) Традиционное.

2) Индустриальное.

3) Постиндустриальное.

А. Урбанизация общества, преобладание городского населения над сельским.

Б. Возникновение капиталистического способа производства, бурное развитие производительных сил и священное право частной собственности.

В. Устойчивое разграничение между социальными общностями (кастами, сословиями).

Г. Повышение качества средств связи, компьютерная революция.

Д. Преобладание традиций, норм, обычаев в регулировании общественных процессов.

О т в е т:

     
     

4. О каком значении общества идет речь:

А – группа с общими интересами.

Б – исторический этап.

В – часть материального мира.

1) Организация «Гринпис»;

2) средневековая Франция;

3) рабовладельческое общество;

4) гражданский клуб «Патриот»;

5) человеческое общество.

О т в е т:

А Б В
     

5. О каком понятии идет речь:

А – общество.

Б – государство.

В – страна.

1) Великобритания занимает площадь 244 103 км2. Её население – 57 500 000 человек, государственный язык – английский, денежная единица – фунт…

2) Великобритания является парламентарной монархией. Высший законодательный орган – парламент, состоящий из палаты лордов и палаты общин. Вся исполнительная власть принадлежит кабинету министров, право на формирование которого получает партия, победившая на выборах депутатов парламента.

3) В начале XX в. аристократия теряет своё господствующее положение, вынуждена менять свой образ жизни, заниматься предпринимательством. Формируется слой крупных предпринимателей и банкиров, а также «средний класс», то есть люди, устойчивость материального положения которых обеспечивается за счет личного труда (инженеры, врачи, юристы). К этому времени окончательно сформировался слой рабочих.

6. О какой сфере общества идет речь:

А. Политическая.

Б. Социальная.

В. Экономическая.

Г. Духовная.

1) В 1906 г. в Великобритании был принят закон о компенсации рабочим при несчастных случаях, по болезни, инвалидности, пенсиях по возрасту, а также об ограничении рабочего дня на вредном производстве.

2) Наиболее развитыми в промышленном отношении в Австро-Венгрии в начале XX в. были Австрия и Чехия. Здесь были сконцентрированы основные предприятия, к числу которых относились и заводы «Шкода».

3) Как в начале XX в., так и сейчас, у власти в США находятся две партии – республиканская и демократическая. В ноябре 2004 г. в США прошли выборы президента и части конгресса.

4) Оперетта, цирк, мюзикл-холл, кинематограф в начале XX в. стали новыми зрелищными видами массовой культуры.

О т в е т:

А Б В Г
       

7. Соотнесите понятия с одной из сфер общества:

А. Политическая.

Б. Социальная.

В. Экономическая.

Г. Духовная.

1) Власть;

2) религия;

3) президент;

4) пенсионеры;

5) политическая партия;

6) наука;

7) рабочие;

8) бизнесмены;

9) милиция;

10) суд;

11) нищие;

12) образование.

О т в е т:

А Б В Г
       

8. О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах:

А. Главным источником сведений о древневосточных культурах явились сотни тысяч надписей на глиняных табличках, камне и металле. Из-за клинообразной формы знаков употреблявшаяся в них письменность получила название «клинопись». Ключ к прочтению клинописных текстов удалось найти в 1802 г. немецкому учителю Г. Ф. Гротефенду. ___________

Б. Низший слой вавилонского общества составляли рабы. Они работали на стройках города, в царском дворце, на полях, в домашнем хозяйстве. Во главе свободных граждан стоял царь со своими придворными, высшим чиновничеством и жречеством. Важные позиции в обществе занимало войско. __________________________________________________

В. Известный русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай (1846–1888) провёл два с половиной года в Новой Гвинее, где изучал жизнь папуасов. В XIX веке папуасы жили деревнями, разделёнными на небольшие поселения, в особых хижинах на сваях. Они занимались собирательством, рыбной ловлей и охотой. __________________________________________

Г. С появлением на Земле человека разумного (homo sapiens) на смену человеческому стаду пришла родовая община. Её члены всё делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну. _________

Д. В Риме даже бедные семьи полноправных граждан имели в услужении рабов. Процветали и множились те хозяйства, где применялась дешёвая сила многочисленных рабов. В городе рабы прислуживали в доме господина. В деревне рабы обрабатывали поля, оливковые рощи и виноградники. В 74 г. до н. э. рабы-гладиаторы под предводительством Спартака подняли мятеж, вылившийся в мощное восстание. __________

Е. К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности (барщину и оброк) – обязанности, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.

________________________________________________________

Ж. Вторая половина XIX в. – начало XX в. – период, который вошёл в историю как век «машинный», век «железный», эпоха стали, доменных печей, железнодорожных линий, связавших жителей континента от океана до океана; время, когда в небе появились первые самолеты и дирижабли, на водных просторах – пароходы. Это время зарождения большого бизнеса, банков и бирж, акционерных обществ. Это время, когда выходец из незнатной бедной семьи мог разбогатеть и занять высокое положение в обществе. ___________________________________________________

З. Это общество, в котором господствовало натуральное хозяйство, применялись примитивные орудия труда. Ведущим сектором экономики было сельское хозяйство. Основная часть населения проживала в деревне. Главными ценностями общества были религия, армия и власть (монарха). Это время, когда человек не мог существовать вне сословия или корпорации. Купцы объединялись в гильдии, ремесленники – в цехи, крестьян объединяла община, а положение феодалов зависело от места, которое они занимали на феодальной лестнице. ___________________________

И. В этом обществе ведущее место играет информация, теоретические знания. Востребованными становятся такие профессии, как информатики, экономисты, бухгалтеры, юристы, ученые. Сфера обслуживания преобладает над аграрным и промышленным сектором, основанным на информационно-электронных системах. __________________________________

К. Это время великих географических открытий, время возрождения гуманистических идеалов античной науки, технических изобретений, подготовивших существенные изменения в общественном укладе Европы. Это время появления фабрик, наёмного труда, роста городов, быстрой смены технических изобретений. Это время зарождения парламентаризма, борьбы за избирательные права. ____________________________________

9. О каком понятии идет речь:

Глобальный, всемирно-исторический процесс движения человеческого общества от дикости к цивилизации на всём протяжении исторического времени называется _________________________________________.

10. Какое общественное явление иллюстрирует эта логическая цепочка:

Воздушный шар (1783 г.) Þ Воздушный корабль (1852 г.) Þ Дирижабль (1898 г.) Þ Полет на первом самолёте (1903 г.) Þ Вертолёт (1939 г.) Þ Выход в космос (1961 г.)

11. О каком законе истории идет речь:

Самым продолжительным временем был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет, земледельческая цивилизация длилась 5 000 лет, индустриальная эпоха – лишь пятое столетие.

12. О каком законе истории идет речь:

В то время когда в Европе и США зарождается развитое индустриальное общество, где главной ценностью стало осознание человека как личности, признание его права определять свободной волей направление своего жизненного пути, на азиатском и африканском континентах жили народы традиционных цивилизаций, считавшие, что жизнь человека только тогда имеет смысл, если она полностью повторяет жизнь предков. _____

13. О каких двух путях прогресса идет речь:

А. Изменения в какой-то области общества, ведущие к улучшению, но не меняющие положения коренным образом. Например, компьютеризация школ.

Б. Кардинальные изменения в той или иной области общества. Например, введение всеобщего платного образования в государственных и муниципальных школах.

14. О каком типе реформ (экономической, политической или социальной) идет речь в следующих примерах:

А. Политическая.

Б. Социальная.

В. Экономическая.

1) С 90-х гг. XX в. в нашей стране введено медицинское страхование за оказание медицинских услуг.

2) В 2002 году началось проведение пенсионной реформы, согласно которой граждане сами будут зарабатывать накопительную часть пенсии.

3) С 1 января 1999 г. вступил в действие новый налоговый кодекс.

4) Президент предложил новый порядок выборов губернаторов.

О т в е т:

А Б В
     

15. Истории человечества известны многочисленные войны. В следующих примерах определите, где войны играли прогрессивную роль, а где – регрессивную:

1) Прогрессивная роль.

2) Регрессивная роль.

А. В 1883 г. Х. С. Мэксим изобрёл станковый пулемёт. В 1916 г. изобретатель В. Федоров создал новое оружие, которое теперь называют автоматом. Появляются подводные лодки, танки, огнеметы.

Б. 22 апреля 1915 г. здесь родилась «химическая война». Дождавшись благоприятного ветра, дувшего в сторону позиций англо-французов, немцы открыли на рассвете интенсивный артиллерийский огонь по селениям, расположенным в ближайшем тылу противника. Было отравлено 15 тысяч человек.

В. В ходе начавшейся газовой войны простейшие марлевые повязки были заменены противогазами.

Г. В Первую мировую войну Германия развернула пиратскую войну против Англии, в ходе которой немецкие подводные лодки стали топить торговые суда. 7 мая 1915 г. такая участь постигла лайнер «Лузитания», имевший на борту около 2 тыс. пассажиров. Только 784 человека удалось спасти. 1195 человек погибли, среди них 286 женщин и 94 ребенка.

Д. В начале Первой мировой войны миллионы россиян искренне желали отстоять честь и независимость своей родины, не допустить разграбления её национального богатства и оскорбления духовных святынь.

О т в е т:

   
   

16. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а ___________________________________________________________.

17. Доиндустриальные общества иначе называют _________________.

18. Реформы называют социальными, если ______________________.

19. Верны ли следующие суждения?

А. Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет переходит от преимущественного производства товаров к производству услуг, знаний, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни.

Б. В индустриальном обществе знание и информация становятся важнейшими факторами производства наряду с сырьем, капиталом, трудом, которые используются в процессе производства.

В а р и а н т ы о т в е т о в:

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

20. О каком законе истории говорит тот факт, что постиндустриальное общество охватывает не все существующие на планете страны, а только самые передовые, такие как США, Япония, Германия, Франция, Канада, Великобритания и некоторые другие. _______________________________

21. Верны ли следующие суждения?

Характерными чертами традиционного общества являются:

А. Господство натурального хозяйства, аграрный характер экономики, слабо развитый институт частной собственности.

Б. Глобальный товарный рынок.

В а р и а н т ы о т в е т о в:

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

22. Переход от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному определяется как ________________________________.

23. Верны ли следующие суждения?

Характерными чертами индустриального общества являются:

А. Единоличные формы государственного правления (монархия, тирания).

Б. Возникновение капиталистического способа производства, бурное развитие производительных сил и священное право частной собственности.

В а р и а н т ы о т в е т о в:

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

24. Верны ли следующие суждения?

Характерными чертами постиндустриального общества являются:

А. Энергетическая революция: рациональное использование старых видов энергии и вовлечение новых (например, термоядерной).

Б. Превращение информации и науки в производительную силу общества.

В а р и а н т ы о т в е т о в:

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

25. Соотнесите сферы общества с их характеристиками:

А. Социальная сфера.

Б. Экономическая сфера.

В. Духовно-нравственная, культурная сфера.

Г. Политико-правовая сфера.

1) характеризует общественные отношения, которые возникают в процессе производства материальных ценностей.

2) общественные отношения, которые организуют взаимодействие между различными социальными группами.

3) общественные отношения, которые характеризуют отношения власти к гражданам, а также отношения граждан к власти.

4) общественные отношения, которые возникают в духовной жизни человечества.

Ответы внесите в таблицу:

А Б В Г
       

26. В наибольшей степени зависит от сил природы общество:

1) индустриальное;

2) постиндустриальное;

3) информационное;

4) аграрное;

5) религиозное.

27. Одной из основ традиционного общества является:

1) развитие технологии;

2) интенсивное производство;

3) низкая социальная мобильность;

4) массовое потребление;

5) приоритет прав личности.

28. Глобальный, всемирно-исторический процесс движения человеческого общества от дикости к цивилизации на всём протяжении исторического времени называется:

1) модернизацией;

2) прогрессом;

3) реформами;

4) эволюцией.

29. Президент предложил новый порядок выборов губернаторов. О каком типе реформы идет речь:

1) экономическая;

2) политическая;

3) социальная;

4) в области культуры.

30. Общество в отличие от природы:

1) подчиняется объективным законам развития;

2) находится в постоянном изменении;

3) является формой совместной деятельности людей;

4) образует среду обитания человека.

31. Расширяясь, промышленное предприятие заняло помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает:

1) политическую и социальную сферы общества;

2) экономическую и социальную сферы;

3) политическую и духовную сферы;

4) все сферы общества.

32. Для традиционного общества характерно:

1) длительное существование общин;

2) широкое участие народа в общественной жизни;

3) занятие основной массы населения в сфере услуг;

4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности.

33. Признак «ресурсосберегающие технологии» относится к типу общества:

1) традиционного;

2) индустриального;

3) постиндустриального;

4) аграрного.

34. Для индустриального общества характерны:

1) высокий уровень социальной мобильности;

2) стремление господствовать над природой;

3) индивидуализм и инициативность людей;

4) товарно-денежные отношения;

5) все перечисленное.

35. Глобальные проблемы:

1) выходят за рамки отдельных государств или группы стран;

2) определяют нынешнее и дальнейшее развитие человека;

3) могут быть разрешены лишь усилиями всего мирового сообщества;

4) всё перечисленное.

36. Установите соответствие между социальными институтами и сферами общественной жизни:

А. Социальная сфера.

Б. Духовная сфера.

В. Политическая сфера.

Г. Экономическая сфера.

1) Государство;

2) семья;

3) образование;

4) банковская система.

 

К л ю ч и:

1 – 3; 2 – 3;

3 – 1 – В, Д; 2 – А, Б; 3 – Г;

4 – А – 1, 4; Б – 2, 3; В – 5;

5 – А – 3; Б – 2; В – 1;

6 – А – 3; Б – 1; В – 2; Г – 4;

7 – А – 1, 3, 5, 9, 10; Б – 4, 11; В – 7, 8; Г – 2, 6, 12;

9 – прогресс;

10 – технический прогресс;

11 – закон ускорения истории;

12 – закон неравномерного развития различных народов;

13 – а) реформа; б) революция;

14 – А – 4; Б – 1, 2; В – 3;

15 – 1 – А, В, Д; 2 – Б, Г;

16 – сфера обслуживания;

17 – традиционными, аграрными;

18 – направлены на изменение положения отдельных социальных групп или решение социально значимых проблем;

19 – 1;

20 – закон неравномерного развития различных народов;

21 – 1;

22 – модернизацией;

23 – 2;

24 – 3;

25 – А – 2; Б – 1; В – 4; Г – 3;

26 – 4;

27 – 3;

28 – 2;

29 – 2;

30 – 2;

31 – 4;

32 – 1;

33 – 3;

34 – 5;

35 – 4;

36 – А – 2; Б – 3; В – 1; Г – 4.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.