Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические партии. Избирательные




Ст. 18.

Ст. 17.

Ст. 15.

Ст. 10.

Ст. 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

2) Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3) Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

4) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1) В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2) Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3) Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

О т в е т: __________________________________________________.

26. Что из перечисленного относится к признакам правового государства:

1) наличие законов;

2) верховенство закона;

3) всенародное избрание президента;

4) разделение властей;

5) незыблемость прав и свобод человека.

О т в е т: __________________________________________________.

27. Как вы понимаете латинское изречение «Обсуждать надо часто, решать – однажды». (Публий Сир.)

28. Верны ли утверждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства, защищает права и свободы каждого гражданина, определяет границы политики.

Б. Гражданское общество независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить граждан соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие их социализацию и воспитание.

В а р и а н т ы о т в е т о в:

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

29. Современные конституционные государства Запада прошли в своем развитии четыре стадии:

1) установление внутреннего мира и достижение государственного суверенитета – независимости и верховенства государственной власти (т. е. создание государства как института);

2) конституционное государство: разделение властей, гарантии неотчуждаемых прав и прав человека, принцип парламентского большинства;

3) осуществление принципа суверенитета народа, введение всеобщего избирательного права, политической демократии создают государство правовое, демократическое;

4) социальное государство: развитая функция социальной защиты всех граждан.

На каком этапе развития находится, по вашему мнению, Российское государство? Аргументируйте свой ответ.

30. Прочитайте текст, ответьте на вопросы к нему.

Понятие «гражданское общество» употребляется в разных значениях. Однако всегда оно отражает сумму всех неполитических отношений. В античных городах-государствах не сложилось понятия государства как некой силы, отчужденной. Не появилось и идеи об автономной личности, противостоящей обществу и государству. Не случайно поэтому у Аристотеля, Платона и других философов древности мы находим представление об обществе как о некоем организме.

Новое время расчленило это единство и противопоставило общество государству, индивида – обществу и государству. В политической теории Нового времени государство занимает подчиненное положение по отношению к индивиду и гражданскому обществу.

В странах, где государство контролировалась гражданским обществом, наиболее эффективно развивался капитализм. В Англии и США быстрее, чем во Франции, во Франции быстрее, чем в Германии и Австро-Венгрии, а в этих странах быстрее, чем в России.

Оказывается, чем выше степень защищенности индивидуальной и общественной сфер жизни от жесткой регламентации со стороны государства и его органов на различных уровнях, тем эффективнее развитие общества. Примеры Англии, где гражданское общество боролось с короной начиная с XII в. и в конце концов подчинило её окончательно в XVII в., и более чем двухсотлетней истории США подтверждают этот вывод. Англичане согласились иметь поменьше спокойствия, но побольше независимости, предпочитая тревожную свободу сохранению порядка, сопряженного с произволом. Они считали, что лучше терпеть от грабителей, с которыми можно сражаться, чем от чиновников, перед которыми приходится гнуть спину.

Высокоразвитое гражданское общество является основой стабильности политического режима. Из-за недостаточной развитости гражданского общества в России и Германии военные поражения в Первой мировой войне привели в этих странах к краху государственных систем.

В течение длительного времени немецкое общество жило под протекторатом государства. Режим в Германии не мог при кризисе власти опереться на общество. Это было наглядно продемонстрировано в пору краха Веймарской республики.

При социализме государство берет на себя не только собственные функции, но и функции гражданского общества. Результат очевиден: государство снова как бы поглощает и общество, и индивида, оно само формулирует их задачи и требует беспрекословной реализации своих решений. По мере укрепления гражданского общества «опекунская» сторона деятельности государства должна сводиться постепенно к минимуму, а самому ему предстоит занять отведенное теорией место – стать функцией общества под надежным его контролем. В дореволюционной России отсутствовали как свободный индивид с его неотчуждаемыми правами, так и развитое гражданское общество.

В истории нашей страны был период, когда могли возникнуть предпосылки для развития гражданского общества. Это – время нэпа. Однако путь развития страны, выбранный сталинской группой, привел к тотальной регламентации всех сфер общества. В итоге вместо обычного при демократии принципа «всё, что не запрещено, то разрешено», мы стали жить по принципу «всё, что не разрешено, запрещено».

Любая власть, по известному выражению лорда Эктона, развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. При отсутствии развитых институтов гражданского общества, которые могли бы эффективно контролировать государственную власть, на деле реализовалось то, о чем писал в XIX веке французский политолог Токвиль: в обществе все оказались одинаково равны и равным образом беспомощны перед государственной властью.

В о п р о с ы:

1) Что понимают, когда говорят о том, что гражданское общество отражает сумму всех неполитических отношений?

2) Как связаны, по представлению античных философов, понятия «общество», «государство» и «гражданин»?

3) Какой характер взаимоотношений между государством и обществом складывается в Новое время? Где это проявилось наиболее ярко?

4) Какую взаимосвязь видит автор между развитостью гражданского общества и развитием капитализма в Новое время?

5) К каким общественно-политическим последствиям может привести неразвитость гражданского общества?

6) Какой период в советское время в нашей стране, по мнению автора, мог стать отправной точкой формирования гражданского общества? Почему этого не произошло?

7) Как вы понимаете демократический принцип: «всё, что не запрещено, то разрешено»?

8) Как вы понимаете слова французского политолога Токвиля: в обществе все оказались одинаково равны и равным образом беспомощны перед государственной властью?

31. Концепции правового государства соответствует суждение:

1) разрешено только то, что разрешено законом;

2) законодательные, исполнительные, судебные органы должны быть равноправны и независимы;

3) запрещено всё, что не разрешено законом;

4) государственные органы не могут быть ограничены законом;

5) закон не обладает обязывающей силой.

32. Признаком гражданского общества является:

1) государство – высший результат общественного развития;

2) наличие федерального и местного законодательства;

3) существуют независимые от государства ассоциации граждан;

4) государство монополизирует собственность;

5) наличие республиканской формы правления.

33. Какое определение соответствует понятию «права человека»:

1) это законы, по которым живет человек;

2) это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять;

3) это те нормы, которые человек придумал себе сам.

34. Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека:

1) 10 декабря 1946 г.;

2) 10 декабря 1948 г.;

3) 10 декабря 1958 г.

35. Какой международный документ имеет характер рекомендации, не обладает обязательной силой:

1) декларация;

2) конвенция;

3) договор.

36. Какие международные договоры имеют обязательную силу для государств, подписавших его:

1) декларация;

2) конвенция;

3) пакт.

37. Каким нормативно-правовым актом могут быть ограничены конституционные права и свободы человека и гражданина:

1) Федеральным законом;

2) нормативным правовым актом органа исполнительной власти;

3) нормативным правовым актом органа конституционного контроля и надзора;

4) решением органов местного самоуправления.

38. Конвенция о правах ребенка провозглашает право ребенка свободно выражать свое мнение:

1) только в семье;

2) только среди своих сверстников;

3) только в образовательном учреждении;

4) во всех сферах жизни и деятельности.

39. Какой международный правовой акт является основополагающим в области прав человека:

1) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

2) Международный пакт о гражданских и политических правах;

3) Всеобщая декларация прав человека;

4) Декларация прав человека и гражданина.

40. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу одного (на выбор) из приведенных ниже высказываний и поднятой в нем проблемы.Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

А. «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).

Б. «Правительства, ограничивающие свободу слова, потому что оно распространяет истины для него непонятные, поступают подобно детям, которые закрывают глаза, когда не хотят, чтобы их видели» (Л. Берне).

В. «Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы» (К. Ясперс).

41. Вставьте пропущенные слова:

Статья 7 признает РФ _______________ государством, которое призвано создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство безвозмездно оказывает материальную помощь социально не защищенным слоям населения.

О т в е т: __________________________________________________.

42. Вставьте пропущенные слова:

Россия – ________________ государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и _________перед законом.

К л ю ч и:

1–1; 2–1; 3–1; 5 – А – 2, Б – 4, В – 3, Г – 1; 6–2; 7–2; 8–2.

9. являются в порядке признания, так как постоянно проживали на день вступления в силу Закона о российском гражданстве (28 ноября 1991 г.) и в течение года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

10. К этой ситуации применим Закон РФ «О гражданстве», так как ребенок был обнаружен на российском лайнере (что является территорией России), а родители ребенка неизвестны, то он становится гражданином России.

11. Борису в 1994 году исполнилось 18 лет, а значит, в течение 5 лет он может получить в порядке регистрации российское гражданство, так как его родственники – бывшие граждане СССР (преемницей которого является Россия).

12. Если между супругами не было согласия по вопросу гражданства ребенка, то гражданство определяется по месту его рождения (то есть действует принцип «почвы»). Девочка родилась и проживала в России, она является гражданкой России.

13. Гражданин обязан соблюдать законы государства. Гражданин должен платить налоги, сборы. Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан. Гражданин должен защищать отечество. Гражданин должен сохранять природу.

Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Гражданин должен беречь памятники культуры.

14. А – 1; Б – 3; В – 5; Г – 4; Д – 2.

15. Российский гражданин не может быть лишен гражданства. В то же время он может выйти из российского гражданства, подав соответствующее ходатайство. Ему может быть отказано в следующих случаях: если он получил повестку о призыве на срочную службу в армии; если он привлечен к уголовной ответственности или осужден за уголовное преступление; если у него есть обязательства перед другими лицами, например, он платит алименты, а уезжает в ту страну, с которой у России нет договора о правовой помощи, и, следовательно, исполнение этого обязательства не будет обеспечено.

16. Да. Для изменения гражданства лиц, достигших 15 лет, требуется их согласие. Местожительство граждан, достигших 14 лет, уже не обязательно определяется по местожительству родителей, и, следовательно, Юлия может избрать другое место жительства, то есть остаться в России.

17. Первоначальным основанием приобретения российского гражданства стало его признание: все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории России на день вступления в силу российского закона о гражданстве, признавались гражданами России, если в течение одного года после этого дня не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

18. Гражданами России признаются по рождению:

– Ребенок является гражданином РФ, если оба родителя на момент его рождения состояли в гражданстве России. Место рождения значения не имеет.

– В случае, когда один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве России, а другой являлся лицом без гражданства, ребенок тоже считается гражданином РФ независимо от места рождения.

– Если гражданином России является только один из родителей, а другой – иностранец, то гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей.

– А если соглашение не достигнуто? Тогда все определяет место рождения: если ребенок родился в России, то он становится её гражданином.

– Если ребенок находится на территории России, а оба родителя его неизвестны, он становится гражданином России.

19 – 3; 20 – 3; 26 – 2, 4, 5; 28 – 3; 31 – 2; 32 – 3; 33 – 2; 34 – 2; 35 – 1; 36 – 2; 37 – 1; 38 – 4; 39 – 3; 41 – социальным; 42 – светское, равны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.