Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О внутреннем составеслога периодического и об отличии его от отрывистого




§ 127. Слог еще разделяется на периодический и от­рывистый; первый состоит из периодов, последний, по мнению Гейнекция и Геснера, из запятых, колонов и членов1. Цицероново определение периода, которому обыкновенно следуют риторы, не совсем определенно. По его словам, период есть речь, обра­щающаяся в круге и до тех пор бегущая, пока должна остано­виться на мысли оконченной и совершенной. Аристотель опреде­ляет период и силлогизм почти одинаковым образом: он называет и то и другое речью, в которой конец или последующее необхо­димо и само собою следует из начала или предыдущего. Гермоген именует период эпихеремою, разделяемою и приводимою к единст­ву; и между прочим сравнивает его с ключом, ибо период от­воряет мысль и замыкает ее. Определения Аристотеля и Гермогена достойны особенного внимания; тем более, что и самые источ­ники, из коих берутся доводы умозаключения и распространения периода, суть одни и те же, как то: причина, условие, разде­ление и пр.

1 Нет нужды входить здесь во все тонкости, которыми занимались Гейнекций и Геснер. Вопросы сих ученых состояли в следующем: «Следует ли называть речью колон или двоеточие и должны ли члены состоять из семнадцати слогов?». В ответах своих они разногласят: то же самое, что один из них называет членом, у другого названо колоном.

§ 128. Поелику умозаключения могут быть одночленные, двучленные или энтимемы и многочленные, то и периоды бывают простые, сложные, пневмы и т.д. Следовательно, различие между сложным предложением и прос­тым периодом, которые обыкновенно в риториках смешиваются, должно основываться также на внутреннем их образовании, т. е. сложное предложение состоит из многих подлежащих или многих сказуемых, но не имеет среднего термина; напротив того, простой период заключает в самом себе средний термин и сам собою может быть приведен в энтимему1.

§ 129. Периоды сложные имеют также основание силлоги­стическое, напр. «если дар моего слова, наставлениями и прави­лами Архия образованный, мог быть для кого-либо полез­ным, то поистине тому мужу, от коего мы получили средства помогать одним и спасать от опасности других, тому мужу мы обязаны, по возможности и силам нашим, подавать и помощь и спасение». Сей период есть полное и правильное умозаключе­ние, которого меньшая посылка занимает место предыдущей части периода, большая обращена в предложение вставочное и главное.

§ 130. Вообще сложные периоды суть не что иное, как энти­мемы, изменяющие свою форму по качествам среднего термина; и посему, когда средний термин заключает в себе причину, период называется винословным; когда же сей термин означает условие, то и период бывает условный.

§ 131. В периоде сравнительном средний термин скры­вается в самом сравнении или подобии; например: Как гора Сион недвижима, так и надеющиеся на Бога непоколебимы; т. е. гора Сион недвижима, а надеющиеся на Бога подобны горе Сиону.

§ 132. В периоде противоположном отношение пред­ложения придаточного к главному основывается на общем понятии о противоположности их подлежащих. Например: До-

1 Возьмем следующий пример из Гейнекция: М. Фабия, мужа добродетельнейшего и обладающего глубокими сведениями, искренняя ко мне дружба весьма для меня приятна. Выбросьте, говорит Гейнекций, сии слова, заключающие круглоту речи: мужа добродетельнейшего и обладающего глубокими сведе­ниями; тогда период обратится в предложение логическое. Но в сих словах, возражает Геснер, заключается не самая круглота, а одна только причина круглоты, потому что с помощью их речь катится и округляется: quia flectitur ita et circumagitur. Возражение сие неопределенно, ибо причина круглоты не в том состоит, что речь с помощью сих слов катится и округляется, а в том именно, что сии слова заключают в себе средний термин, посредством которого означенный период сам собою может быть обращен в энтимему; например: Фабий есть муж добродетельнейший и с глубокими сведениями, а посему и искреннее его со мною обращение весьма для меня приятно.

197 бродетель делает человека счастливым, а порок делает его несчастным — здесь подразумевается следующая связь: следствия порока во всем противоположны плодам добродетели.

В периоде изъяснительном напереди ставится главное предложение, а в объяснении меньшая посылка или причина, и т. д.

§ 133. Хрии порядочные и превращенные, встреча­емые в ораторских речах, также не что иное суть, как различные формы силлогизмов. Вообще периодический слог преимущест­венно должен принадлежать оратору. Нет сомнения, что он может употреблять и речь отрывистую, но в таком лишь случае, когда надобно выражать порывы души или описывать предметы внешние, не имеющие тесной связи и внутреннего между собою отношения.

§ 134. Из всего доселе сказанного явствует, что сущность красноречия состоит в искусном выражении полного действия ума. Сие действие, сопровождаемое раскрытием идей истины, красоты и нравственности, отличает истинного витию от софиста, который старается обольстить и увлечь своих слушателей одними призраками означенных идей или ложным умозаключением. Правила прочих родов словесности проистекают непосредственно из общих ее начал. Дальнейшим изъяснением способностей души и взаимного их отношения определяются самые степени различных видов искусства, как прозаического, так и стихотвор­ного, их отличительные черты, сущность и формы.

Печатается по изданию: Глаголев А. Г. Умозрительные и опытные основания словесности в IV час­тях.— СПб., 1834.— С. 71 — 108.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 46; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.