КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Риторические этюды
И. И. ЛУНЬЯК РИТОРИКИ (1856 г.) (...) Соблюдение правил языка, требований господствующего наречия и тонкостей синонимики образует "в слове — правильность, чистоту и точность, которые в совокупности составляют главнейшее его качество — ясность; органами голоса и слуха обусловливаются плавность и благозвучие; необходимая душевная настроенность и внутреннее убеждение придают слогу живость и силу; наконец, сознание человеческого достоинства и успехи гражданственности предписывают — благородство и приличие. Вот общие коренные законы слова. Отступите от любого из них, и ваша речь, устная или письменная, не избегнет заслуженного укора. (...) (...) Дело риторики, как части науки словесности,— показать все те общие приемы, которым может подлежать слово человеческое. Если способы выражения — отрывистый и периодический, сжатый и обильный, простой и украшенный, по мнению всех риторов, могут и должны образовать виды слога, то не вижу повода, почему не распространить этого права и на способы выражения — прозаический и стихотворный? И что ж такое слог, как не способ — так или иначе выражать свои мысли и чувствования? (...) Взгляните на внешнее положение и отношения, в которые пишущий может быть поставлен при изложении избранного им предмета. Пять главных случаев представятся вам единственно возможными: или, предаваясь уединенной работе, задушевной беседе с самим собой, пишущий кладет свои мысли на бумагу, не обращаясь ни к какому лицу, или влагает их в уста двум или нескольким лицам, как органам разных сторон при обсуждении темы; или поверяет их отсутствующему лицу, связанному с ним более или менее тесными узами; или по обязанностям государственной организации сообщает их лицу, с которым состоит в официальном прикосновении; или, наконец, предлагает вниманию большого числа собравшихся слушателей. Приищите этим пяти случаям соответственные ученые термины, и перед вами поочередно предстанут пять внешних видов сочинений или форм изложения: монологическая (трактат в тесном смысле с своими подразделениями), диалогическая (разговор), эпистолярная (письмо), официальная (деловая бумага) и ораторская (речь или слово в тесном смысле, с включением проповедей, воззваний и лекций). Ясно, что здесь единственным основанием служит внешность положения и отношений лица; содержание — вещь посторонняя и по произволу заимствуется из предшествующих существенных видов сочинений. Так, всякое описание, повествование, рассуждение может быть изложено в форме монологической, диалогической, эпистолярной, официальной или ораторской, и обратно — всякий трактат, разговор, письмо, деловая бумага и речь могут заключать в себе описание, повествование или рассуждение. Платон и Цицерон свои философские исследования изложили в форме разговоров; Эйлер объяснил явления природы в письмах к одной германской принцессе; Карамзин описал деяния Екатерины II в похвальном слове (...) (...) Мне остается в общем обзоре представить вашему вниманию сжатую программу риторики так, как я ее понимаю и старался развить в моем чтении. Введение I. Предварительные понятия из логики и психологии. II. Значение словесности: она есть наука о слове человеческом и распадается на две науки: грамматику и риторику. III. Грамматика разделяется на общую и частную. а) Предмет общей грамматики — язык вообще. б) Предмет частной — виды слов и первоначальные виды речи. IV. Риторика также разделяется на общую и частную. а) Предмет общей риторики — слог. б) Предмет частной риторики — виды развитой речи или полных сочинений. А. Общая риторика, или стилистика I. Значение слога. II. Необходимые или общие качества слога. а) Обусловливаемые соблюдением правил языка, требований господствующего наречия и синонимики: а) правильность, б) чистота, в) точность; сии три качества в совокупности составляют ясность. b) Обусловливаемые органами голоса и слуха: а) плавность, б) благозвучие. с) Обусловливаемые душевною настроенностью и внутренним убеждением: а) живость, б) сила. d) Обусловливаемые сознанием человеческого достоинства и успехами гражданственности: а) благородство, б) приличие. Примечание. При каждом из этих качеств объясняются их особенности и противополагаемые им недостатки. III. Произвольные или частные виды слога. 1) Первая группа: A) По отношению к данным синтаксическим: а) слог отрывистый, б) — периодический, в) средний между ними — разнообразный. B) По отношению к данным лексическим: а) слог сжатый, б) — обильный, в) средний между ними — соразмерный. C) По отношению к колориту: а) слог простой, б) —украшенный; аа) тропы, бб) фигуры. D) По отношению к мелодии: а) слог прозаический, б) — стихотворный, в) средний между ними — мерная проза. 2) Вторая группа: A) По отношению к личным темпераментам: а) слог игривый, б) — пылкий, в) — грустный, г) — важный. B) По отношению к степеням общества: а) слог простонародный, б) — светский, в) — служебный, г) — церковный. C) По отношению к народностям: а) слог азиатский, или восточный, б) — древнеклассический, аа) лаконический, бб) аттический, вв) родийский, вв) римский; в) — новоевропейский — со множеством подразделений и переливов. В. Частная риторика I. Значение частной риторики. II. Общий состав развитой речи. А) Общие законы каждой развитой речи: а) единство, б) истина, в) последовательность, г) полнота. Б) Главные части каждой развитой речи: а) приступ, б) изложение главное, в) изложения частные, г) заключение. С) Подразделение развитой речи на части, главы, параграфы, пункты, отступления с новой строки и т. д. III. Существенные виды развитой речи или полных сочинений. а) Описания (отвечают в этимологии — словам, в логике — понятиям, в синтаксисе — согласованию слов, в психологии — внешним чувствам и чувственному созерцанию и служат главной основой наукам естественным и поэзии эпической). b) Повествования (отвечают в этимологии — глаголам, в логике — суждениям, в синтаксисе — управлению слов в предложениях, в психологии — памяти и воображению и служат главной основой наукам историческим и поэзии эпической). c) Рассуждения (отвечают в этимологии — частицам, в логике — умозаключениям, в синтаксисе — периодам, в психологии — уму и служат главной основой наукам философским и поэзии лирической). d) Излияния сердца (отвечают в этимологии — междометиям, в психологии — чувствованиям и желаниям, а в поэзии служат главной основой лирики; в логике, в синтаксисе и в кругу наук не находят себе соответствия, пока не перейдут в сознание: по переходе же в сознание вступают в область умозаключений, периодов и наук философских). Примечание. При всех этих существенных видах сочинений общие качества слога требуют безусловного соблюдения; выбор частных видов слога предоставляется пишущему. IV. Внешние виды развитой речи, или формы сочинений. a) Монологическая, или трактат в тесном смысле (отвечает в этимологии — изъявительному наклонению глаголов, в логике — суждению ассерторическому, в синтаксисе — предложению повествовательному и всего удобнее применяется к предметам отвлеченным). b) Диалогическая, или разговор (отвечает в этимологии — вопросительному наклонению глаголов, в логике — суждению проблематическому, в синтаксисе — вопросительному предложению и ближе применяется к предметам, предназначенным для детского возраста и спорным). c) Эпистолярная, или письмо (отвечает в этимологии — сослагательному наклонению, в логике — суждению проблематическому, в синтаксисе — предложению предположительному и ближе применяется к предметам семейным и частным). d) Официальная, или деловая бумага (отвечает в этимологии — наклонению повелительному, в логике — суждению аподиктическому, в синтаксисе — предложению повелительному и применяется к предметам общественной организации). e) Ораторская, или речь в тесном смысле (отвечает в этимологии — наклонению желательному, в логике — суждению аподиктическому, в синтаксисе — предложению желательному и применяется к предметам, общей важности и высшего интереса). Примечание. При всех внешних видах сочинений общие качества слога сохраняют свою силу; из частных качеств к монологической форме преимущественно идет слог важный, к диалогической и эпистолярной — простой, игривый, пылкий или грустный, прочие частные виды — по произволу; официальная форма заботится главнейшим образом о соблюдении общих качеств; ораторская — предоставляет себе полную свободу в употреблении всех общих и частных видов слога, с особенной однакож разборчивостию. Дополнение — декламация Декламация есть акт, параллельный письму, в применении к требованиям этимологии, синтаксиса и риторики, законам логики и психологии, условиям общественным и духу народа. Общее замечание. Стройное применение общих и частных качеств слога ко всем отделам развитой речи, строгое соблюдение всех условий, как существенных, так и внешних видов сочинений, наконец, точное исполнение требований декламации — составляют красноречие. Таким образом, выражения риторика и теория красноречия — суть выражения однознаменательные. Печатается по изданию: Журнал Министерства народного просвещения.— СПб., 1856.— № 3.— С. 266— 267, 272—273, 281—282, 291—297. (1881 г.) Едва ли какая-нибудь отрасль филологической науки пережила столь странную судьбу, как теория ораторского искусства. Составляя больше чем две тысячи лет один из самых важных предметов изучения, она была в первой половине нашего столетия заброшена, и ученые, посвятившие себя разработке ее, считаются единицами. Причиною столь печального явления послужило, как известно, схоластическое направление, обнаруженное при изложении ее: масса определений, разделений и подразделений, которыми кишат учебники риторики, лишила теорию красноречия всякого интереса и сделала пользу, вытекающую из нее, в высшей степени сомнительною. Однако это полное пренебрежение к теории древних риторов должно считать несправедливым: если мы изучаем произведения ораторского искусства древних, которые или возникли на основании этой теории, или послужили ей образцами и примерами, то мы не можем оставлять без внимания самую теорию. Вопрос только в способе изложения ее. Составители риторических сочинений придерживались до недавнего времени своих источников без надлежащей критики, придавая всему материалу одинаковое значение; между тем в сохранившихся риториках рядом с полезными наставлениями находится масса лишнего балласта, возникшего благодаря усердной, но бесплодной деятельности риторических школ. Отделить зерно от плевел и устранить то, что своим возникновением обязано выдумкам риторов и не находит себе оправдания в действительности,— вот в чем заключается задача возобновителей древней риторики. В таком именно направлении стали в последнее время разрабатывать теорию красноречия, и немецкий ученый Рихард Фолькманн, воспользовавшись работами Шпенгеля, Кайзера, Сидерита и других, издал в 1865 г. капитальный труд под заглавием: «Hermagoras oder Elemente der Rhetorik», переработанный им в 1872 г. в сочинение: «Die Rhetorik der Grie-chen und Romer». Хотя последний труд пролил на теорию красноречия вообще новый свет, все-таки остается в частности еще много работы для того, чтобы поднять риторику на то почетное место, которое ей принадлежит рядом с прочими отраслями филологической науки. Однако эту задачу нельзя решить так скоро и так легко: для этого нужны соединенные усилия многих, и только после тщательной и всесторонней обработки отдельных частей можно будет составить такую риторику, которая отвечала бы всем требованиям науки. (...) Печатается по изданию: Луньяк И. Риторические этюды.— СПб., 1881.— С. 3—4. ЗАПИСКИ ИНСТИТУТА ЖИВОГО СЛОВА (1919 г.) [ Из предисловия к сборнику] К истории возникновения Института Живого Слова Мысль о создании учреждения, в задачи которого входило бы культивирование науки и искусства Живого Слова, с каждым годом подсказывалась всем, ценящим Слово, все настойчивее и настойчивее. Наконец, весною 1918 г. В. Н. Всеволодский-Гернгросс выдвинул в среде Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению вопрос об организации соответствующих курсов. Предложенный им план встретил большое сочувствие в одном из организаторов «Курсов рассказывания» проф. Н. Е. Румянцеве, и в принципе было решено с осени этого года приступить к работе. Между тем, при Театральном отделе Народного комиссариата по просвещению сформировалась Педагогическая секция с весьма широкими задачами, и данный вопрос, несомненно, должен был войти в сферу ее компетенций. В виду этого, автор проекта, в качестве одного из членов Бюро секции, сделал последнему доклад о необходимости учреждения при Театральном отделе «Курсов Художественного Слова». В основание этого доклада были положены следующие мысли. Задачи курсов. Недостатками прежней общеобразовательной школы были: с одной стороны, оторванность ее от искусства и, с другой, наряду с заботами о право-и-чистописании — полное пренебрежение к делу право-и-чистопроизношения. Между тем, излагать свои мысли устно приходится нам гораздо чаще, чем письменно. «Курсы Художественного Слова» должны поставить себе задачей восполнение этого пробела в среде детей дошкольного возраста, учащих и учащихся первоначальной, высшей и средней школы, а также в широких народных кругах. (...) Доклад этот был рассмотрен в заседаниях 24 и 30 сентября и встретил живейшее сочувствие Бюро, которое после обмена мнениями постановило: «Проект Курсов Художественного Слова одобрить и высказать пожелание, чтобы названные курсы были не частным предприятием, а учреждением, являющимся одним из органов Педагогической секции». Получив полномочие Театрального отдела приступить к организации курсов, В. Н. Всеволодский пригласил для совместной работы ряд авторитетных в этой области лиц, составивших Организационный совет. Первое заседание Совета состоялось 18 октября 1918 г. Скромным задачам, которые ставил себе проект Курсов, на первом же заседании было дано новое, значительно более широкое направление, особенно благодаря участию в разработке плана со стороны Народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского. Насколько назрела идея организации подобного учреждения, видно из того, что 14 ноября организационная деятельность в первой стадии была уже закончена, причем задачи нового учреждения расширялись с каждым заседанием и, в конце концов, даже возник вопрос о наименовании учреждения, Совет остановился на ныне присвоенном ему имени: «Институт Живого Слова». Открытие состоялось 15 ноября 1918 г.; 20 ноября в Институте началось чтение лекций.
РЕЧИ, ПРОИЗНЕСЕННЫЕ НА ОТКРЫТИИ ИНСТИТУТА ЖИВОГО СЛОВА
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |