Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И усовершенствовать можно




РАСПРОСТРАНИТЬ, ОБОГАТИТЬ

И КАКИМИ СРЕДСТВАМИ ОНЫЙ ЕЩЕ БОЛЕЕ

ОБИЛИЕ, КРАСОТА И СИЛА РОССИЙСКОГО ЯЗЫКА

РАССУЖДЕНИЕ О КРАСНОРЕЧИИ СВЯЩЕННОГО

А.С.ШИШКОВ

Духовное (религиозно-нравственное) красноречие

ПИСАНИЯ И О ТОМ, В ЧЕМ СОСТОИТ БОГАТСТВО,

(1810 г.)

Показание красноречия Священнаго Писания сопряжено неразрывно с показанием богатства, изобилия и силы российского языка; а потому есть купно и показание средств, какими, подражая сему красноречию, можем мы распространить, обогатить и усо­вершенствовать язык и словесность нашу. (...)

СТАТЬЯ I

О превосходных свойствах нашего языка,

Поистине язык наш есть некая чудная загадка, поныне еще темная и не разрешенная. В каком состоянии был он до введения в Россию православной христианской веры, мы не имеем ни малейшего о том понятия, точно, как бы его не было. Ни одна книга не показывает нам оного. Но вдруг видим его возникшего с верою. Видим на нем Псалтирь, Евангелие, Иова, премудрость Соломонову, деяния Апостолов, Послания, Ирмосы, Каноны, молитвы и многие другие творения духовныя. Видим его в оных не младенцем, едва двигающим мышцы свои, но мужем, поражающим силою слова, подобно как Геркулес силою руки. Дивимся острым и глубоким мыслям, заключающимся в словах его. Дивимся чистоте, согласию, важности, великолепию. Кажется, как будто ум и ухо истощили все свое тщание на составление оного. Надлежало ли назвать какую-либо невидимую вещь: ум примечал действие и звук ее, или раздробляющийся по воздуху, или вдруг потрясаю­щий оный, или с великим стремлением свистящий; тогда ухо тотчас давало имена: гром, треск, вихрь. Надлежало ли составить наречия далеко, близко, низко, глубоко, широко, высоко и проч., кажется сам рассудок придумывал сии названия, говоря в них: даль око (т.е. простирай зрение далее); близь око (не простирай оного вдаль); низь око (опускай вниз); глубь око (углубляй); ширь око (расширяй); высь око (возвышай). Сличим оныя с наречиями других языков: говорят ли сие французу слова его loin, proche, bas, profond, hauf? или немцу слова его weit, nahe, niedrig, tie], breit, hoch? Надлежало ли дать имена чувствам нашим слух, зрение, обоняние и проч., ум искал в них самих изобразить знаменование оных. В слове слух (I'ouie франц.) поместил и название той части тела, которая служит орудием к возрождению в нас сего чувства: ухо (I'oreil франц.). Слово зрение сблизил с подобными же свет означающими понятиями зрение, заря. Слово обоняние (сокра­щенное из обвоняние) составил из предлога об и имени воня, следовательно, сделал его выражающим чувствование окрестного запаха. Надлежало ли назвать какую-либо видимую вещь: ум разбирал качества ее; ежели примечал в ней круглость, то для составления имени ее выбирал и буквы такой же образ имеющие: око. Потом от каждого названия производил ветви так, чтобы оные, означая разные вещи, сохраняли в себе главное, от корня заимствованное понятие. От грома произвел громко, громогласно, громоздко, огромно, гремушка и проч. От окаоколо, околица, околичность, окно и проч. Потом от сих ветвей пустил еще новыя отрасли: коло, или колесо, коловратно, колесница, кольцо, колыхать, колыбель и так далее. Все сии ветви, подобно ветвям дерева, питаются от своего корня, т. е. сохраняют в себе первоначальное понятие о круглости: потому коловратность, что изображает вращение кола или колеса; потому колыхать, что движение сие совершается не по прямой черте, но по дуге, подобной

колу или колесу и пр.

Таковые семейства слов, из которых иные весьма плодородны, часто примечаются в языке нашем. Они подобны древам, составляющим великий лес.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.