КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика физического воспитания дошкольников
Дети с интеллектуальным недоразвитием в сочетании с нарушениями зре-ния плохо ориентируется дома, доступно передвижение по привычной задан-ной отработанной траектории. В условиях двора и свободного пространства не ориентируются. Испытывают страх перед передвижением, проявляют безразли-чие и нежелание к исследованию. Техника передвижения грубо нарушена. В ос-новном требуется наличие сопровождающего лица, при отсутствии которого грубо выражены нарушения техники передвижения, проявляются хаотичность и беспорядочность в движениях, усиливаются навязчивые движения. У слепых интерес к освоению пространства недостаточно выражен, слабо используются возможности остаточного зрения, отмечается наличие страха пе-ред свободным пространством. Техника передвижения нарушена. Ребенок с ЗПР в сочетании с нарушениями зрения достаточно хорошо ориентируется дома, но в условиях двора испытывает трудности. В свободном микропространстве необходимо сопровождающее лицо. Оценка своих зритель-ных возможностей слабая. У слепых детей выражен интерес к освоению пространства, они пытаются использовать возможности остаточного зрения. Техника передвижения не сформирована в достаточной степени. При занятиях с ребенком важно соблюдать строгую последовательность в движениях, чтобы ни один участок не оказался необследованным, а предмет пропущенным. Обследующий фиксирует, как двигается ребенок – наклоняется вперед или приседает, держа тело строго вертикально, есть ли напряженность в движениях, проявляет ли навык поиска упавшего предмета. Если ребенок не справляется, то требуется повторить задание с дополнительным нацеливанием на инструкцию: «Слушай, куда упадет предмет, и найди его». Если этот вид помощи оказывается недостаточным, то ребенка подводят к месту падения предмета и предлагают найти его. При неэффективности помощи поиск упавшего предмета проводятся совместно движениями рук педагога и ребенка. Средства физического воспитания детей с нарушениями зрения. В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) задач имеется богатый арсенал физических упражнений: 1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки. 2. Общеразвивающие упражнения: - без предметов; - с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели по 0,5 кг и др.). Коррекционная направленность физического воспитания детей с нарушениями зрения К особенностям коррекционной направленности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения относятся положения, учитывающие следующие сведения о физическом, соматическом и психическом состоянии детей. Следует знать, что при утрате зрения повышается компенсаторная функция вибрационной чувствительности, незрячие способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета. У незрячих в формировании основных двигательных действий на первый план выходит развитие навыка пространственного ориентирования. При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки. Исследования ряда авторов (В.А. Кручинин, Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.) показывают, что в результате комплексной реабилитационной работы с инвалидами по зрению восстанавливается социальный и психологический статус личности, способной утвердить себя в обществе нормально видящих людей. Физическое воспитание детей с нарушениями зрения строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды воспитателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния ребенка, быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия учебного материала. При обучении незрячих двигательным действиям используются альбомы с рельефным изображением различных поз и движений, наглядные пособия, адаптированный спортивный инвентарь. Например, при формировании навыков ориентирования, с целью самоконтроля, на чехле вдоль длины матраса пришита шелковая полоса шириной 4-5 см. К нетрадиционному спортивному инвентарю относятся озвученные мячи, мячи с веревочкой, которая крепится к поясу, и ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с запахом ванилина, который применяется как обонятельный ориентир, использование матов с шелковой полоской с целью самоконтроля, «педальки» для развития равновесия и формирования навыка правильной осанки, конус для развития вестибулярного аппарата и многое другое. Использование звуковых, осязательных, обонятельных и других ориентиров имеет приоритетное значение. Детей необходимо обучить дифференцированию всех вышеуказанных ориентиров, а также их применению в повседневной жизни. Процесс физического воспитания детей с нарушениями зрения должен начинаться со знакомства с предметами, наполняющими окружающее пространство, коррекции зрительного восприятия, а также с освоения навыков пространственного ориентирования. Для стимуляции двигательной активности умышленно создаются ситуации успеха, прямое или косвенное воздействие на коррекцию двигательных нарушений, активизация работы сохранных анализаторов (зрительного), осязательного, слухового, обонятельного): 1) «Педальки» для формирования навыка правильной осанки и равновесия. 2) «Конус» для развития вестибулярного аппарата. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития детей с нарушениями зрения Большинство детей с нарушениями зрения (слабо выраженными), которые корригируются оптическими средствами, обучаются в массовых школах. Как правило, эти дети справляются с программным материалом. Однако наличие зрительной депривации не позволяет им адекватно воспринимать учебный материал по физической культуре. В связи с этим возникает необходимость в овладении инструкторами физической культуры технологией обучения таких детей. Условиями реализации методических рекомендаций являются: а) врачебно-педагогический контроль; б) знание офтальмологического и сопутствующих заболеваний, рекомендаций врачей специалистов (окулиста, педиатра, невропатолога, ортопеда и др.); в) учет индивидуальных особенностей его развития в процессе учебной и игровой деятельности, где лучше всего раскрываются способности и возможности детей; г) увеличение двигательной активности детей, использование и развитие сохранных анализаторов. Учебная деятельность школьников с нарушениями зрения основывается на взаимодействии анализаторов и включении компенсаторных механизмов, которые способствуют осуществлению различных видов деятельности. В зависимости от характера деятельности может произойти замена одного анализатора другим (у слепых) либо взаимодействие остаточного зрения и осязания (у частично зрячих) [Ермаков, Якунин, 1990]. Методы использования и развития сохранных анализаторов на уроках физкультуры зависят от многих факторов. Преподавателю следует учитывать степень и характер нарушения зрения (тотальная слепота, остаточное зрение, слабовидение, состояние поля зрения, нарушение бинокулярного зрения); уровень предыдущего сенсорного опыта и готовности сохранных анализаторов к восприятию учебного материала; двигательную подготовленность учащихся, умение ориентироваться в пространстве. В зависимости от состояния зрительного дефекта учащимися по-разному воспринимается учебный материал. Например, слабовидящие с остротой зрения от 0,1 до 0,4 D воспринимают предметы, явления, действия, зрительно ориентируясь в большом пространстве; незрячие и частично зрячие с остротой зрения от 0 до 0,04 D воспринимают учебный материал в основном тактильно-слуховым способом. При нарушении бинокулярного зрения дети часто бывают не в состоянии оценивать объем предметов и действий, испытывают сложности в прослеживании движущихся объектов. У учащихся с суженным полем зрения нарушается пространственное восприятие, затрудняется выполнение точных двигательных действий. Использование сохранных анализаторов – это общая задача для учащихся всего класса, а содержание и приемы коррекционной работы для ее реализации – разные, с применением дифференцированного подхода к каждому ученику, с учетом его возможностей и способностей. При использовании и развитии остаточного зрения уместно сочетание общеразвивающих и специальных упражнений, способствующих прежде всего охране зрения, формированию зрительных представлений, тренировке зрительных функций глаза. Целесообразно обучать пользованию остаточным зрением в узнавании знакомых предметов, распознаванию зрительных признаков спортивного инвентаря, находящегося в спортивном зале (по цвету, форме, величине); развивать зрительные представления при поворотах на 90°, 180°, анализируя изменение пространственных отношений. Зрительное восприятие развивается при варьировании удаленности предметов в пространстве при метании мячей, прыжках в длину и других упражнениях. Большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одной из главных компенсаторных систем. Воспринимая звуки, ребенок с нарушением зрения ориентируется в окружающей среде, определяет направление и нахождение звука, это дает ему возможность познавать окружающий мир. На уроках в начальных классах используются следующие звуковые сигналы: метроном, бубен, свисток, хлопки, голос учителя, звук впереди идущего, озвученные мячи (разных величин и фактур), игрушки, погремушки и ТСО. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, по которому можно составить представление о предмете. Например, используя озвученный мяч, можно определить его размеры (маленький, большой, средний) и качество покрытия (кожаный, резиновый, пластмассовый и т. д.). Вслушиваясь в звуки, сопровождающие прыгуна, можно проследить весь процесс прыжка: довольно звучный бег вначале, затем замедление и нарастающий звук при отталкивании. По длительности полета от толчка до приземления дети приблизительно могут определить длину прыжка. Регулярное «прослушивание» детьми себя и своих товарищей на уроках физкультуры при выполнении различных упражнений развивает ориентировочный слух. Необходимо учить детей соединять мышечные ощущения со звуковым фоном. Источник звука, например метроном, устанавливается на уровне лица занимающегося, так как на такой высоте звук улавливается легче. Систематический звуковой контроль помогает компенсаторному развитию слухового анализатора: слухового восприятия, дифференцирования различных звуковых сигналов, локализации звуков в пространстве и при перемещении звукового сигнала. Важно обучить детей использованию сформированных навыков не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни. С помощью осязания у детей с нарушением зрения на уроках физкультуры достигается возможность получать представление о шероховатости, твердости, давлении и температуре предметов. Осязание выступает как предметно-познавательное средство. При овладении приемами осязательного восприятия учебного материала выделяют три основных способа обследования: кистевой, ладонный, пальцевой. Известно, что при обследовании целесообразно использовать обе руки, так как это не только ускоряет и облегчает, но и повышает качество работы, уточняет объемность, направление и соотношение частей воспринимаемого. На уроках используется осязательное изучение адаптированных наглядных пособий (рельефных плакатов, планов спортивного зала, альбома «Азбука движений», спортивного инвентаря). Дети обучаются различению предметов по характеру поверхности (дерево, ткань, кожа, резина, пластик, ребристая доска и т. п.); весу и объему; определению характеристик грунта ногами (деревянное покрытие, ковровое покрытие, линолеум, асфальт, травяной покров, утрамбованный или рыхлый снег и т. д.). На основании подошвенного ощущения (места соединений ковровых покрытий образуют ощутимую полоску) дети строятся в шеренгу, находят и другие ориентиры в спортивном зале. С помощью осязания, касаясь рукой основных осязательных ориентиров на маршруте, дети могут самостоятельно передвигаться по спортивному залу и спортивной площадке. Предварительно дети знакомятся с местом занятий, с осязательными ориентирами, встречающимися на маршруте, у них формируются представления о предметах, спортивном инвентаре, нахождении окон, дверей, тренажеров и других ориентиров. Это способствует преодолению боязни в замкнутом пространстве и чувства неуверенности в своих возможностях. Незрячих школьников необходимо научить различать источники тепла (солнце, нагревательные приборы) и их местонахождение по характеру теплопроводимости. Температурная чувствительность в результате тренировки повышается в 10-15 раз (Коваленко П.С., 2002). На занятиях физической культурой могут быть использованы упражнения на развитие обоняния, которое играет немаловажную роль в процессе пространственной ориентации [Сверлов, 1951]. Обоняние так же, как и слух, может дистантно сигнализировать о наличии того или иного объекта. Физкультурные и коррекционные занятия имеют огромные возможности для развития сенсомоторики, мышечно-двигательной чувствительности, являющейся, по мнению ряда авторов (Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.), одной из ведущих в процессе занятий физкультурой. Для развития мышечно-двигательного чувства сначала предлагается выполнить упражнение с воспитателем, при этом акцентируется внимание детей на ту группу мышц, которая участвует при выполнении данного упражнения, затем упражнение выполняется самостоятельно с акцентом на ту же группу мышц. Особое внимание следует уделять сочетанию работы сохранных анализаторов (зрительного, слухового и тактильного). Они одновременно возбуждают двигательную зону коры головного мозга, что вызывает усиление результативности занятия, а также перенос в реальную действительность сформированных чувств уверенности и удовлетворенности от возможности самостоятельно двигаться. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Ребенок с нарушением зрения любит играть и совершенно так же, как нормально видящий, может играть почти в любую игру, только слабовидящего ребенка надо научить этому, помочь ему овладеть игрой (Л.Б. Самбикин). Игры должны быть адаптированы к особенностям таких детей. Важным условием организации игр с незрячими и слабовидящими является четкое взаимодействие педагогов, воспитателей и врачей. С помощью данных медицинской диагностики следует установить, какие игры противопоказаны, а какие нет. Воспитателям и педагогам надо знать содержание игры и ее воздействие на функциональное состояние организма детей, учет отклонений в физическом развитии ребенка. Порой у дошкольников и младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственного ориентирования и самообслуживания. В связи с этим для организации игровой деятельности необходимо учитывать наличие предыдущего опыта зрительно-слухового восприятия предлагаемого двигательного материала, состояние остроты зрения ребенка, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, наличие навыков ориентирования, место и время проведения игры, интересы детей, а иногда и их настроение. Если есть необходимость «оживить» детей, заинтересовать игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все могут принять активное участие. И наоборот, если дети возбуждены, игра должна быть малоподвижной, спокойной. Общие требования к подвижной игре Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для детей с ослабленным зрением, руководитель игры должен стремиться к тому, чтобы он был ярким и красочным, учитывать контрастность предметов, использовать цвета (зеленый, красный, оранжевый, желтый), наиболее благоприятно действующие на зрительное восприятие и видимые в пространстве. При использовании мяча можно руководствоваться следующими рекомендациями: 1. Мяч для игры необходимо подбирать очень ровный (гладкий), обеспечивающий угол падения, равный углу отражения, т.е. чтобы он отскакивал прямо в руки играющему. 2. Мяч должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается незрячими, и они скорее овладевают игрой с ним, чем с легким. Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно положив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Выбор цвета мяча зависит от освещения. При недостаточной освещенности необходимо пользоваться мячом светлого цвета, при ярком освещении – темного. Желательно использовать озвученный мяч, дающий возможность ребенку с ограничением зрения не только свободно играть с ним, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его. 3. Используемый инвентарь должен быть безопасен. Кроме того, необходимо предусмотреть безопасность игровой площадки, определить ее размеры, соорудить ограничительные ориентиры: канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки; линия из гравия, травяного покрова; асфальтированная дорожка, резиновые коврики и другие рельефные (осязательные) обозначения; шнур, натянутый по периметру площадки. Такая разнохарактерность игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха препятствий. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, препятствий – ее поверхность должна быть однородной. Ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками или полоской цветной ткани. Играющих детей необходимо предварительно ознакомить с размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (зрительными, слуховыми, обонятельными и др.), дать им самостоятельно походить, побегать, посмотреть все предметы и инвентарь, которые будут использованы в игре. Все это позволит детям безбоязненно передвигаться во время игры. Руководитель с помощью сигнала (например, два длинных свистка означают прекращение игры) ориентирует играющих, дает правильное направление и предупреждает об опасности. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные восприятия. Ребенок с нарушением зрения ощущает всю игру преимущественно посредством слухового анализатора, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха, нервной системы, переутомление, поэтому следует регулировать физическую нагрузку при играх. Указанные меры безопасности дают возможность свободного передвижения ребенка в игре, позволяют избавиться от комплекса «неполноценности», обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала, создают положительный эмоциональный фон. При совместном проведении подвижных игр детей с нарушенным зрением и нормально видящих детей необходимо внести в правила игры небольшие изменения, адаптировать ее для конкретной группы. Например, при игре парами их можно составлять следующим образом: зрячий и слабовидящий; воспитатель и незрячий ребенок, слабовидящий и незрячий ребенок и т. д. Вместо простого мяча использовать озвученный. В ряде игр можно ограничивать поле деятельности зрячих игроков, предварительно объявляя об этом всем играющим. В научно-методической литературе описано достаточное количество игр для детей с нарушением зрения (Л.Б. Самбикин, Д.М. Маллаев). В качестве иллюстрации приводятся игры коррекционной направленности. Профилактика травматизма, систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой являются одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса в детском саду для детей с ограниченными зрительными возможностями. Во время игры воспитателю следует постоянно контролировать самочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение координации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба и затылка, у них обнаруживается неосознанное стремление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного года. «Через ручеек». Цель –Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии. Описание игры: играющие встают в шеренгу у «ручейка». По команде ведущего: «Прыжок через ручеек», дети перепрыгивают на двух ногах через ручеек. Можно сказать, что ручеек глубокий, поэтому надо обязательно перепрыгнуть его. Тот, кто оступился в ручеек, отходит в сторону «сушить обувь». Можно повторить игру 4-5 раз. Правила игры: 1) проигравшим считается тот, кто ступил ногой в ручеек. 2) перепрыгивать через ручеек можно только по команде «Прыжок через ручеек». Указания к проведению игры: ширина ручейка 20-25 см, длина зависит от количества детей, ручей определен двумя шнурами. Варианты игры: 1) можно предложить детям перепрыгнуть через ручеек шириной с одной стороны 35-40 см, с другой – 20-25 см. 2) договориться, что прыгают сначала мальчики, а затем девочки. «Пилоты». Цель – Развивать у детей ориентирование в пространстве, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в беге. Описание игры: дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся «к полету». По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – «заводят мотор». «Летите!» – говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и «летят» в разных направлениях по площадке. По сигналу воспитателя «На посадку!» «самолеты» находят свои места и «приземляются»: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой. Продолжительность игры 5-7 минут. Правила игры: 1) играющие должны «вылетать» после сигнала воспитателя: «Летите!»; 2) по сигналу воспитателя «На посадку!» играющие должны возвратиться в свои колонны на те места, где «выложен знак» (положен флажок). Указания к проведению игры: 1) ведущими колонн надо назначать первое время более активных детей. 2) следует обращать внимание на легкость бега детей. «Мыши в норках». Цель – тренировка быстроты реакции, скорости, ловкости движений, умения ориентироваться в пространстве, упражнять в подлезании. Описание игры: дети изображают мышей. Они сидят на стульях по одну сторону площадки (мыши в норках). На противоположной стороне площадки, на высоте 40-50 см натянута веревка, за которой находится «кладовая». Сбоку от детей сидит ведущий, играющий роль кошки. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую, они нагибаются и пролезают под веревку. Затем присаживаются на корточки и грызут сухари: «Хруп, хруп!» Кошка внезапно просыпается и бежит за мышками. Мыши выбегают из кладовой и бегут в норки. Правила игры: 1) мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет; 2) возвращаться мышки могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает. Указания к проведению игры: 1) в тот момент, когда мыши убегают из кладовой, воспитатель поднимает веревку, чтобы она не мешала детям; 2) воспитатель следит, чтобы дети, подлезая под веревку с колокольчиком, не задевали ее. Варианты игры – можно выбрать две кошки. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам Дети с нарушением зрения нуждаются в осторожном подходе к занятиям физическими упражнениями. При регулировании физической нагрузки целесообразно придерживаться следующих рекомендаций: - использовать как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе урока) нагрузки; - варьировать формы и условия выполнения двигательных действий; - изменять объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовленности; - чередовать физическую нагрузку, с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.; - воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, ишемию, особенно у детей с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями; - учитывать сенситивные периоды развития физических качеств; - для улучшения психосоматическое состояния использовать психогимнастику; - наблюдать за самочувствием занимающихся; умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной организации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление; - при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимулирование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интенсивности, все то, что может спровоцировать приступ; учитывать, что нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперактивность уравновешиваются упражнениями на релаксацию, на регуляцию дыхательной системы, на снятие зрительного и эмоционального утомления, упражнением для глаз — «пальмингом». В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации всех учащихся по состоянию здоровья делят на три группы [Ермакова, 1990]: - 1-я – основная, - 2-я – подготовительная, - 3-я – специальная. К 1-й группе относятся дети, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья. Во 2-ю группу включаются учащиеся с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и в физическом развитии, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью, временно освобожденные от уроков физкультуры. К 3-й группе относятся дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера Им противопоказаны занятия по общей программе, они не допускаются к соревнованиям. Для детей с нарушением зрения (при некоторых заболеваниях) предусматриваются следующие ограничения: исключаются резкие наклоны прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), а также соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках (А.Н. Гнеушева, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, Л.Н. Ростомашвили). Ограничения имеют место при следующих заболеваниях: увеит (хориоретинит), свежая травма оболочек глазных яблок, дегенерация или отслойка сетчатки, дистрофия роговицы, опухоли мозга или глаза, глаукома, катаракта, афакия, миопия высокой степени (выше 6,0 D с осложнением на глазном дне), в раннем послеоперационном периоде после замены хрусталика (первые полгода). Чрезмерная физическая нагрузка может привести к отслойке сетчатки, кровоизлияниям на глазном дне и прочим осложнениям. Слабая степень миопии (до 3,0 D) не является препятствием для занятий спортом: плавание (не всем можно нырять и прыгать с бортика), лыжный спорт (лыжные гонки), легкая атлетика (отдельные ее виды), настольный теннис, художественная гимнастика, туризм, шашки, шахматы, голбол, торбол, бадминтон и др. показаны без ограничений. Выбор любого вида спорта для занятий согласовывается с врачом-окулистом. Сопутствующие заболевания детей с нарушенным зрением также диктуют некоторые ограничения. Например, при сколиозах противопоказаны прыжки, продолжительные висы, поднятие тяжестей. При наличии гидроцефалии чрезмерная физическая нагрузка может вызвать повышение внутриглазного давления. При эпилепсии избыточное увлечение физическими упражнениями на дыхание, на повышенной опоре (скамейке, бревне и т. д.), спортивные и подвижные игры высокой интенсивности могут спровоцировать судорожный синдром, а при нарушениях эмоционально-волевой сферы детей вызвать их гиперактивность. При пиелонефрите противопоказано переохлаждение (занятия на улице в осенне-зимний период, плавание в бассейне). Несмотря на некоторые ограничения, следует отметить, что опасен для здоровья не вид движений, а методика их проведения. Сопутствующие заболевания детей с нарушенным зрением также накладывают некоторые ограничения. Контрольные вопросы: 1. Какие психофизические и двигательные особенности характерны для детей дошкольного возраста с нарушением зрения? 2. Раскройте роль речевой функции для детей с нарушением зрения? 3. Какие методические приемы используются для активизации речевой и познавательной деятельности детей с нарушением зрения? 4. Какие компенсаторные механизмы используются в физическом развитии детей с нарушением зрения? 5. Какие условия необходимы для развития скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей детей с нарушением зрения? 6. Какие методы и методические приемы применяются для комплексного развития физических качеств у детей с нарушением зрения? 7. Раскройте методические приемы коррекции и развития произвольного внимания, двигательной памяти средствами физического воспитания у детей с нарушением зрения. 8. Какие физические упражнения противопоказаны детям с нарушением зрения?
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |