Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строгая, свободная и искусственная хрия.




Умение рассуждать требуется всем и везде. Рассуждение — логическая операция, поэтому риторические требование к ней особенно строги.

В русской риторике речь рассуждение именовалось хрией. «О, проклятые хрии и формы риторические!» (С. Соловьев). «Хрия — есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь» (Ломоносов).

Строгая хрия. Требования к ней определяли структуру речи-рассуждения в классической риторике. Традиционно в строгой хрии выделяли восемь частей.

1. Приступ. Похвала или описание тезиса. Необходимо сослать на авторитет, который в своих действиях следовал данному тезису.

2. Парафразис, или экспозиция, — «изъяснение темы через распространение». Пояснить сравнение Исократа учение с плодовым деревом, корень которого — начало учения, а плоды — приобретенные знания. Тот, кто стремится к знаниям, должен быть готов к трудностям учения.

3. Причина. Доказательство тезиса. В этой части «присовокупляется достаточная для доказательства причина». Используется топ «причина-следствие». Причин может указываться несколько.

А. Начало учения сопряжено с неприятностями: Способности учащегося не развернулись; учащийся имеет дело с элементами науки или искусства; не понимает пользы элементарных знаний.

Б. Последствия учения приятны для тех, кто одолеет эти трудности: Знания сами по себе доставляют удовольствие владеющему ими: расширяют кругозор, изменяют взгляд на мир, отношение к другим; доставляют ему материальные и социальные выгоды.

4. Противное. Используется топ «противопоставление». Показывается негативные последствия, если не следовать тому, что доказывается. Кто не преодолеет трудности, не может рассчитывать на преимущества и выгоды образования.

5. Подобие. Используются идеи, подтверждающие верность сказанного. Топ «сравнение». Труд земледельца и за него награда — урожай.

6. Пример. Приводится подтверждающий пример в истории. Топ «пример». Демосфен, Петр I.

7. Свидетельство. Используется мнение или учение древних авторов. Топ «свидетельство» во всем его многообразии. Гесиод: «Дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно». Пушкин: «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Сократ.

8. Заключение — «краткое увещательное заключение всего слова» (Ломоносов).

Свободная хрия. Схема хрии может быть более свободной и представлена в следующем виде: выдвижение тезиса, гипотезы — развитие тезиса (данные и аргументы разных видов) — выводы, предложения. Однако схемы свободной и строгой хрии всегда требуют того, чтобы формулировка и разъяснение тезиса предшествовали всевозможным следствиям или частным выводам из тезиса. Она предполагает рассуждение от общего к частному, от целого к частям, от рода к виду. Этот способ рассуждения называют дедуктивным и аналитическим.

Существует и другой ход мысли: от частей к целому, от видов к роду, от частного к общему — индуктивный синтетический. В риторике расположение идей по такой схеме называют искусственной, или обратной хрией.

Искусственная хрия. В ней гипотеза не выдвигается, тезис не формулируется. Обычно у говорящего уже есть предположение, не вполне ясное предчувствие своей правоты, но строгая логика удерживает его от поспешных выводов. И выводы делаются на основе строжайшего анализа фактов. Схема искусственной хрии: цель — накопление фактов, их сравнение, анализ, обобщение — выводы.

Решая, какую хрию использовать, следует учитывать особенности восприятия аудиторией оратора. Если аудитория не склонна благожелательно воспринимать оратора и плохо подготовлена к восприятию речи, то следует пользоваться искусственной хрией. Часто ею пользуются на конференциях, симпозиумах. Если наоборот, то вступает в права строгая или свободная хрия (обычно встречается в дискуссиях).

 

28.Эпидейктическая речь и ориентиры ее ведения.

Эпидейктическая речь – это так называемая “речь на случай”, торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.

К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

Общие правила подготовки похвальной речи:

Похвальное слово возможно в адрес организации, учреждения, отмечающего какую-либо дату или событие.

Похвальное слово должно быть:

1) кратким;

2) эмоциональным;

3) содержать мысль о том, что данный человек давно известен с хорошей стороны;

4) называть моральные качества человека, которые мы ценим;

5) содержать краткое перечисление хороших поступков того человека, которому адресована речь;

6) указывать на личное отношение выступающего к данному человеку, на личную благодарность ему от выступающего;

7) включать добрые пожелания на будущее.

Правила похвалы. За что и как рекомендует риторика оратору превозносить, хвалить в эпидейктической речи? За что и как хулить, порицать? Со времен Аристотеля, давшего ответ на эти вопросы, традиции хвалебной речи в основном мало изменились.

Правила похвалы – за что?

1. Хвалить, по Аристотелю, нужно, естественно, добродетель в разных ее проявлениях - способность оказывать благодеяния: величайшие из добродетелей - те, что наиболее полезны для людей. Это: - мужество; благоразумие; справедливость; рассудительность; мудрость; великодушие («благородная широта натуры»); бескорыстие; щедрость; кротость и др.

Все противоположные качества, напротив, составляют основу содержания порицающей речи (хулы). К приведенному у Аристотеля «списку добродетелей» легко подобрать соответствующий «список пороков», взяв антонимы к каждому слову.

В хвалебной речи, как правило, превозносятся исторические «памятные» лица и события, традиционные ценности. Потому хвалят за то, что достойно.

3. Если произносится хвала деяниям, поступкам, то и они тоже рассматриваются в свете тoгo блага, того добра, которое принесли они сообществу: похвальны все поступки, в которых проявляются названные (выше) виды добродетели, - все то, что совершено ради других.

Правила похвалы: как?

1. Оратору нужно учитывать «фактор адресата»: Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится у данной аудитории.

2. В похвальной речи древние старались представить случайно совершенный прекрасный поступок как осуществленный обдуманно, «согласно ранее принятому намерению».

3. Законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения. Если хвалят деяние, то всячески подчеркивают, что человек действовал один или первый, что обстоятельства не благоприятствовали ему, но он мужественно превозмогал трудности, которые тоже преувеличиваются. В этом нет ничего ложного, неискреннего: таковы «законы жанра», такова принятая в речевой традиции условность.

4. Оратор должен использовать сравнение: если это возможно, добродетели или поступки лица, которое превозносится в речи, сравниваются с достоинствами или деяниями знаменитостей, исторических деятелей; если же это трудно, то с поведением обычных или прочих ничем не выдающихся людей, чтобы выделить на этом фоне заслуги того, кого превозносят.

Прямо противоположны указанным правилам принципы порицания. «Хула» традиционно осуществляется по законам, «обратным» законам «хвалы».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.