Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности




Основные требования к выполнению третьего раздела ВКР

Введение

Методические рекомендации

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

 

 

для специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров

(по областям применения)»

 

Пермь

ФГБОУ ВПО ПермскаяГСХА

 

УДК 658.62

 

Галеев, М.М. Методические рекомендации по выполнению экономической части выпускной квалификационной работы для специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» / М.М. Галеев, А.С. Балеевских, О.И. Катлишин// ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. Пермь, 2012. 35 с.

 

 

Рецензент: заведующий кафедрой землеустройства, доктор экономических наук, профессор В.Г. Брыжко

 

 

Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к печати методической комиссией факультета ПАЭТ ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА (протокол № 10 от 14 мая 2012 г.).

 

 

Методические рекомендации по выполнению экономической части выпускной квалификационной работы разработаны в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта» высшего профессионального образования, для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» и включают требования и рекомендации по существу содержания третьей главы выпускной квалификационной работы. Предназначены для студентов очной и заочной формы обучения.

 

 

© Пермская государственная сельскохозяйственная академия, 2012

 

Содержание

 

Введение 1. Основные требования к выполнению третьего раздела ВКР 2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности 3. Интегрированный показатель конкурентоспособности 3.1. Соотношение цена-качество 3.2. Методика расчета интегрированного показателя конкурентоспособности Библиографический список Приложения    

 

 

Данные методические рекомендации являются логическим дополнением методических рекомендаций по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)», подготовленных на кафедре товароведения и экспертизы товаров Пермской ГСХА. Предлагаемый методический материал значительно расширяет спектр исследований в разделе, связанном с анализом организационно-управленческих и экономических вопросов деятельности производственных и торговых предприятий.

 

 

В третьем разделе основной части выпускной работы содержатся результаты экономико-организационных исследований деятельности торговых предприятий и их анализ. Если заявленная тема и цель исследования позволяют, то в этом разделе также должны присутствовать проектные мероприятия по повышению экономической эффективности, определенного данной выпускной работой, объекта исследования. Данный раздел, также как и первый и второй, должен иметь название, отражающее существо изложенного в нем материала. Вместе с тем, не допускается название этого раздела в виде «Организационно-технологическая (экономическая) часть».

При составлении третьего раздела следует кратко описать объект исследова­ний, дать его экономическую характеристику, привести данные маркетинговых исследований по выбранной товарной группе, провести экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности, указать состояние мате­риально-технической базы, условия хранения, транспортирования и продажи товаров исследуемой группы, организацию технологического процесса по продаже товаров, организацию рекламной, коммерческой деятельности и другие вопросы в соответствии с заданием научного консультанта раздела. При написании данного раздела могут использоваться статистические и дру­гие материалы, опубликованные в специальной литературе, статистических сборниках и периодической печати. В разделе должны быть представлены таблицы, графики, схемы, диаграммы и другой иллюстративный материал.

Для изучения организации торгово-технологического процесса исследуемого объекта рекомендуется кратко рассмотреть следующие вопросы (2-3 страницы):

А. На торговом предприятии

1.Торговая структура и ее виды.

1.1 тип и формат торгового предприятия, осуществляющего реализа-цию данного товара;

1.2 торговая площадь, форма и методы обслуживания;

1.3 специализация.

2. Торгово-технологическое оборудование (обязательны схемы тех-нологической планировки склада или торгового зала магазина):

2.1 для приемки товара;

2.2 для хранения товара;

2.3 для подготовки к реализации;

2.4 для выкладки и демонстрации;

2.5 для реализации;

2.6 торговый автотранспорт;

2.7 холодильное оборудование;

2.8 оборудование для расчета с покупателями.

3. Технология торговли

3.1. Операции торгово-технологического процесса:

3.1.1 формирование ассортимента;

3.1.2 учет товарных запасов, оформление заказов;

3.1.3 разгрузка товара;

3.1.4 приемка товара по количеству и качеству.

3.1.5 подготовка товара к продаже;

3.1.6 выкладка товара и доступность обзора покупателям;

3.1.7 реализация;

3.1.8 хранение товаров;

3.1.9 отходы и мусор, экологические аспекты;

3.2. Система торгового обслуживания:

3.2.1 услуги, оказываемые при реализации;

3.2.2 безопасность услуг;

3.2.3 последовательность операций по обслуживанию;

3.2.4 условия торгового обслуживания;

3.2.5 торговая информация, полнота информации о товаре;

3.2.6 уровень обслуживания;

3.2.7 культура обслуживания;

3.2.8 соблюдение санитарно-гигиенических правил.

Б. На производственном предприятии:

1. Вид предприятия и его организационная форма, вид собственности, учредители, история образования. Организационная структура предприятия.

2. Функциональные особенности предприятия. Анализ местоположения предприятия с учетом доступности рынков материальных ресурсов и расположения основных покупателей.

3. Устройство, размещение и оборудование основных цехов по производству какого-либо одного вида продукции

3.1 технологическое оборудование для приемки и хранения сырья;

3.2 входной контроль качества сырья;

3.3 подготовка сырья для производства готовой продукции.

4. Технология производства выбранного товара:

4.1 основные этапы производства по технологическим инструкциям и рецептурам;

4.2 соблюдение технологических режимов и параметров произ-водства;

4.3 периодический и приемочный контроль качества готовой про-дукции;

4.4 упаковка и маркировка готовой продукции;

4.5 выявление брака и отходов;

4.6 соблюдение санитарно-гигиенических правил на производстве;

4.7 условия хранения готовой продукции;

4.8 квалификационный уровень работников, обслуживающих производство.

Очень важно понимать, что написание данной главы не является самоцелью. Текстовый материал, расчеты и выводы, содержащиеся в третьем разделе, являются логическим завершением сквозного изложения материала в предыдущих двух главах выпускной квалификационной работы и должно содержать расчет экономической эффективности, так как конечной целью предпринимательской деятельности всегда является получение прибыли.

Существует несколько основных вариантов изложения данного раздела:

1) проведение экономических расчетов по выбранной товарной группе применительно к финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на котором дипломник проходил преддипломную практику (доля в структуре товарооборота торгового предприятия или реализации производственного предприятия, размер торговой надбавки, издержки обращения, прибыльность, рентабельность и т.д.);

2) проведение технико-экономических расчетов по обоснованию предлагаемых в выпускной работе инноваций в области технологии производства, упаковки, логистики и т.д. выбранной товарной группы (например, перевод магазина с традиционной прилавочной формы торговли на самообслуживание или внедрение на торговом предприятии автоматизированной упаковки взамен ручной);

3) анализ конкурентоспособности рассматриваемой в выпускной квалификационной работе товарной группы.

Комплексная оценка конкурентоспособности объекта исследования проводится как дополнение к двум вышеприведенным вариантам изложения раздела, либо как основная часть раздела 3 выпускной квалификационной работы. Вместе с тем, расчет интегрированного показателя конкурентоспособности может быть проведен при отсутствии у выпускника возможности получения необходимых данных для проведения объективных расчетов по первым двум вариантам. Проведение интегрированной оценки осуществляется на базе методик балльной оценки конкурентоспособности с помощью одного из двух предложенных ниже примеров, либо на основе методик, предложенных студентом или его научным руководителем.

При выполнении ВКР по оценке материально-денежных расходов при организации и проведении экспертизы в экспертных организациях, лабораториях и т.д., по согласованию с научным руководителем и консультантом по выполнению экономической части выпускной работы, допускается написание ее третьей части по экономической эффективности проведения экспертизы исследуемого товара (калькуляционная себестоимость, полная себестоимость экспертизы, договорная стоимость экспертизы, выручка, прибыль, рентабельность и т.д.).

Исходя из конкретной специфики выпускной квалификационной работы, можно предложить следующие примерные варианты организационно-экономической части дипломных работ.

Вариант 1. Эффективность коммерческой работы на предприятии.

3.1. Общая характеристика торгового предприятия.

3.2. Экономическая эффективность коммерческой деятельности предприятия.

3.3. Экономическая эффективность реализации по образцам исследуемого товара.

Вариант 2. Совершенствование технологии упаковывания исследуемого товара.

3.1. Общая характеристика торгового предприятия.

3.2. Описание действующей технологии упаковывания.

3.3. Технико-экономическое обоснование внедрения новой высокопроизводительной технологии упаковывания.

Вариант 3. Анализ конкурентоспособности исследуемого товара.

3.1. Общая характеристика торгового предприятия.

3.2. Анализ рынка исследуемого товара.

3.4. Расчет интегрированного показателя конкурентоспособности.

Необходимым условием написания третьего раздела работы является то, что этот раздел выполняется на практическом материале конкретного предприятия, организации («базы исследования»), как правило, полученном при прохождении производственной практики. При этом необходимо больше внимания уделять прикладной деятельности изучаемой организации, критическому подходу к исследуемой проблеме с по­зиций поиска рекомендаций по улучшению ее хозяйственной деятельности. Раздел должен заканчиваться кратким заключением.

Выводы и рекомендации, полученные на основании исследований рассматриваемого раз­дела, входят органичной частью в общие выводы и предложения по всей работе.

Общий объем раздела должен составлять до 30-35% от всего объема выпускной квалификационной работы.

 

 

Если в первом разделе дипломной работы, в основном раскрываются теоретические основы выбранного объекта исследования (как правило, товарной группы), во второй главе проводятся аналитические исследования по данному объекту, то в третьем разделе анализируются экономические показатели деятельности предприятия, на базекоторого проходили исследования. При этом содержание третьей главы должно быть органично увязано с содержанием предыдущих глав.

Основным показателем, характеризующим деятельность торговой организации, является выручка или товарооборот, поэтому в данном разделе выпускной квалификационной работы необходимо представить анализ динамики выручки за 3 отчетных периода (года). Если в работе предприятия существует сезонность, то приводятся цифровые и графические данные иллюстрирующие динамику выручки в течение года. К основным показателям, характеризующим товарооборот, относятся:

• объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;

• структура товарооборота (товарооборот по отдельным товарным группам в рублях и их доля в общем товарообороте, выраженная в процентах);

• однодневный товарооборот;

• товарооборот в расчете на одного работника (в розничной торговле – в расчете на одного работника, занятого обслуживанием покупателей);

• товарооборот на единицу площади (в оптовой торговле при расчете используют показатель общей складской площади, а в розничной торговле – торговой площади).

При анализе товарооборота необходимо выявить закономерности его развития, а также причины изменения этого показателя. Для этого рассчитывают показатели динамики товарооборота (темпы роста и темпы прироста) в действующих и сопоставимых (с учетом индекса цен) ценах.

Обязательно приводится анализ структуры выручки, доли основных товарных групп в общей ее сумме. Обязательно подчеркивается роль объекта исследования в общей выручке (доля товара, выбранного для исследования в рамках выпускной квалификационной работы). Доля реализации товара в общем объеме в процентах рассчитывается как отношение товарооборота по конкретному товару к общему объему товарооборота предприятия.

Динамику товарооборота по некоторым товарным группам (кондитерские изделия, мороженое, ювелирные изделия, канцелярские товары и др.) целесообразно анализировать поквартально или помесячно, поскольку объемы продаж многих товаров зависят от времени года, праздников и других причин. Кроме того, такой анализ позволяет более точно прогнозировать изменение спроса на те или иные товары в будущем.

Следующим после выручки по важности показателем для торговой деятельности является торговая надбавка (синонимы: торговая наценка, коммерческая маржа, валовой доход). Уровень валового дохода во многом зависит от структуры товарооборота и того, насколько обоснована величина торговой надбавки для каждой товарной группы. Кроме того, важным является правильный выбор поставщиков, заключение с ними договоров на выгодных для покупателя условиях, что позволяет снизить стоимость приобретаемых товаров. Торговая надбавка определяется как разница между закупной ценой и ценой реализации. Приводятся данные по торговой надбавке (в абсолютных единицах – рублях и т.д.) и торговой наценке (в %) в целом по торговому предприятию и по изучаемой товарной группе.

Далее определяются издержки производства и (или) продаж конкретного товара, а затем находится доля издержек по конкретному товару в общем объеме издержек производства и (или) продаж. Если практика студента проходит на торговых предприятиях, то издержки обращения по каждому образцу определяются в соответствии с долей реализации каждого товара в общем объеме товарооборота предприятия.

Издержки обращения распределяются пропорционально доле реализации конкретного товара в общем объеме товарооборота, если нет возможности определить их по каждому конкретному товару отдельно.

Пример: общий объем товарооборота в I квартале составил 1600 тыс. рублей, в том числе конкретного товара 120 тыс. рублей, а издержки обращения – 230 тыс. рублей, в этом случае доля реализации конкретного товара будет равна , а сумма издержек обращения по конкретному товару – .

Прибыль от реализации конкретного товара рассчитывается как разница между реализованной торговой надбавкой и издержками обращения по конкретному товару. На величину прибыли, полученную предприятием, оказывают влияние все рассмотренные выше показатели. В том случае, когда валовой доход предприятия меньше суммы издержек обращения, оно получает убыток. По каждому исследуемому образцу проводится аналогичный анализ за период, затем данные сводятся в таблицу.

С помощью относительных экономических показателей необходимо проанализировать показатели рентабельности (уровень рентабельности, рентабельность продаж, рентабельность активов и т.д.).

Уровень рентабельности определяется как отношение прибыли к общим затратам предприятия, выраженное в процентах. Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли к выручке предприятия.

Примеры расчета показателей прибыли и рентабельности приведены в приложении 1 и 2.

При наличии у предприятия бухгалтерской отчетности по форме № 1 (бухгалтерский баланс) и форме № 2 (отчет о прибылях и убытках) необходимо провести анализ основных показателей баланса и формы № 2, а также рассчитать показатели финансовой устойчивости и ликвидности (приложение 3).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.