КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Карта наблюдений Стотта
Карта Наблюдений Стотта предназначена для изучения особенностей клиентов, дезадаптированных в условиях общения, взаимодействия. Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов-образцов поведения индивида, симптомокомплексов (СК). СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы (I—XVI). В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается "+", а отсутствие — "-", Эти данные заносятся в специальную таблицу (см. табл.3). Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак "+" или "-". Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей "+", "-" в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие — 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки (табл. 4). В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности. Пересчёт сырых оценок в процентные показан в таблице 3, которая построена следующим образом: 1. Суммируются все баллы по каждому симптомокомплексу из таблицы 4. 2. Затем каждая из возможных сырых сумм оценок делится на максимально возможную сумму и умножается на 100%. Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют значение, но ориентировочное, поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно. Методика не стандартизирована для практических нужд. С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100%) для каждого СК разбили на 5 интервалов. Интервал от 0 до 20% говорит о настолько слабой выраженности качества, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень слабо выраженный СК V. НВ может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения со взрослым, но сопровождающихся неприятными для взрослого действиями. Интервал от 80 до 100% подобным образом показывает, что здесь качество СК переросло себя и мы имеем дело с другим качеством. Для правильной интерпретации крайних интервалов особенно важно привлечение дополнительных сведений. Интервалы от 20 до 40% от 40 до 60%, от 60 до 80% соответственно говорят о заметной выраженности, сильной выраженности, очень сильной выраженности качества.
Содержание симптомокомплексов Как сказано выше, карта Наблюдений Стотта предназначена для изучения особенностей клиентов, дезадаптированных в условиях общения, взаимодействия. Два типа индивидов: первый — сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружения (медперсонала, соц. или мед. педагогов и др.); второй – которым трудно, но окружающим они не доставляют неприятностей. Приведём перечень симптомокомплексов. I. НД — недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям. СК положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО А.Е.Личко. Любые достижения стоят огромных усилий. II. О — ослабленность (астения). Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода "нейрофизиологической истощаемости". В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. СК говорит о дефиците энергетических ресурсов организма, а следовательно, о его невозможности проявления активности. III. У — уход в себя. Самоустранение. Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви. IV. ТВ — тревога за принятие другими людьми и интерес с их стороны Беспокойство и неуверенность относительно того, проявляют ли интерес окружающие, любят ли его. Этот симптокомплекс выражает тревожные надежду, стремления, попытки индивида к установлению и сохранению хороших отношений с окружающими. V. НВ — неприятие другими людьми. Проявление различных форм неприятия взрослых: от избегания учителя, подозрительности к нему до неконтролируемой привычки враждебности. VI. ТД — тревога за принятие сверстниками. Беспокойство и неуверенность в том, любят ли его сверстники, и представляет ли он для них интерес. СК ТД выражает те же тенденции, что и СК ТВ, но в отношении сверстников. VII. А — асоциалъностъ, Недостаток социальной нормативности. Под этим термином не понимаются проявления антисоциального поведения, хотя при сильной выраженности (82% и более) такое может иметь место. Слабая выраженность симптомокомплекс А (14% и менее) может быть и в случае, если нравственные отношения индивида выше, чем предъявляемые ему школой моральные требования (что, конечно, не обязательно, но встречается). VIII. КД — конфликтность. Надо отметить, что слабая выраженность симптомокомплекса НВ и КД может говорить о попытках к установлению или сохранению хороших отношений, но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом о начавшемся переходе "от любви к ненависти" — когда проявления плохого ещё чередуются с проявлениями хорошего. IX. Н — неусидчивость или неугомонность. Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания, размышления, избегание долговременных усилий. X. ЭН — эмоциональное напряжение или эмоциональная незрелость. Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях учреждения (организации) к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявляется в инфантильности речи, в тревожности, склонности к слезам и т.п. XI. НС — невротические симптомы. Включают признаки невроза: преимущественно невроза навязчивых состояний — частое моргание, обгрызание ногтей, сосание пальцев и т. п.; отчасти невроза страха — "слова из него не вытянешь", говорит беспорядочно. Симптомокомплексы, связанные с конституцией и типом нервной системы — О, Н, ЭН, НС, а также отчасти НД и У — имеют важное значение для понимания личности обследуемого. ХII. С — среда. Содержит несколько внешних признаков — сигналов того, что человек вырос в неблагополучной среде, прежде всего это касается семейного круга. XIII. УР — умственное развитие. Констатирует уровень отставания в умственной деятельности и оценку общего впечатления, производимого уровнем интеллектуального развития индивида. XIV. СР — сексуальное развитие. Фиксирует общую оценку, даваемую экспертом направленности полового развития. XV. Б — болезни. Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание у индивида, но, конечно, не позволяет поставить точный диагноз. XVI. Ф — физические дефекты. Обращает внимание на ненормальность телосложения, слабое зрение и слух. Чтобы интерпретация числовой выраженности была адекватной, необходимо: 1) анализировать не только итоговую выраженность СК, но и отмеченные образцы поведения; 2) привлечь дополнительные данные об обследуемом, которые можно получить от эксперта в беседе или из составленной экспертом характеристики. Таблица 3. Образец заполнения карты наблюдений
Примечание: 1-я итоговая оценка показывает результат суммирования сырых оценок (баллы); 2-я итоговая оценка показывает выраженность СК от максимально возможной (%).
Таблица 4. Ключ для перевода в баллы
Таблица 5. Перевод сырых баллов в проценты
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |