КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Техника беседыРабота по подготовке и реализации беседы включает несколько этапов. Первый этап — организация беседы. А. Определение темы и целей беседы. Изучение личности клиента методом беседы производится в сочетании с наблюдением, предшествующим беседе с учащимся. Один из возможных вариантов темы беседы может звучать как «Причины школьной дезадаптации учащегося». Цель беседы — выявление причин затруднений клиента в сфере наиболее выраженных симптомокомплексов карты Стотта. Б. Подготовка программы беседы и подробная разработка ее тактики (системы и типов вопросов). В соответствии с целями и задачами беседы производится подбор смысловых тем и последовательность движения между ними. Необходимо обратиться к данным выборочного наблюдения, к анализу результатов наблюдения по карте Стотта, чтобы определить сферу, в которой учащийся испытывает затруднения (сравнивая степень выраженности по представленным симптомокомплексам). Возможные типы беседы — стандартизированная (со строгим, определенным и неизменяемым набором вопросов с фиксированной формой) или частично стандартизированная (набор и форма вопросов могут варьироваться и изменяться в незначительных пределах). Необходимо продумать различные тактические приемы, которые позволят заинтересовать учащегося, привлечь его к сотрудничеству, обогатить содержание беседы. Так, в беседах с детьми хорошо оправдывают себя бумага и карандаш, различные игрушки (для учащихся начальных классов). Необходимо продумать, насколько органично эти приемы могут вписываться в содержание беседы. Важным моментом является установление доверительных отношений с собеседником. Для этого вначале беседы можно поговорить на интересующую исследуемого индивида тему и только потом приступить к составленным вопросам. Особое место отводится составлению вопросов беседы. Введением в беседу может служить следующее высказывание экспериментатора: «Я совсем недавно закончил(а) школу, теперь я учусь в медицинском университете, хочу работать с такими же людьми как Вы. Мне нравилось заниматься психологией ещё со школы и поэтому я пошел(а) в на психологический факультет. А Вам нравится учиться?» Рассмотрим пример: результаты формализованного наблюдения по карте Стотга выявили высокие оценки по симптомокомплексу «Уход в себя». Таким образом, уточненная результатами стандартизированного наблюдения гипотеза, будет звучать так: причинами затруднений в общении у данного индивида являются избегание контактов и защитная установка по отношению к любым контактам слюдьми, самоустранение, уход в себя. Для проверки этой гипотезы необходимо провести беседу, целью которой является выявление причин затруднений в общении у исследуемого. В основу построения беседы могут быть положены следующие вопросы различных типов: «Есть ли у Вас любимое занятие, хобби, увлечение? Почему Вас интересует именно этот вид деятельности? Как давно Вы занимаетесь этим делом? Что особенно привлекает Вас в этом деле? Помните ли Вы, когда впервые стали заниматься этой деятельностью? Кому бы Вы хотели (желали) рассказать о своем увлечении? Если бы все люди занимались тем же, что и Вы, Вам бы понравилось? Как вы думаете, какой стала бы жизнь? Вы смогли бы долго рассказывать о любимом деле? Почему да (или нет)? Я заметил(а), что Вы всегда очень сосредоточены, серьезны. Мне интересно было бы знать, мое наблюдение верно?» «Я думаю, что такие серьезные люди, как Вы, имеют любимое занятие, увлечение. Не так ли? (Я верно подметил(а)?) Интересно, если бы Вы оказались на необитаемом острове, кого бы с собой Вы взяли из членов своей семьи, друзей или кого-то ещё? Чем бы Вы занимались на острове? С кем Вам больше всего интереснее проводить свое свободное время? Почему это так? Как Вы понимаете, что такое дружба? Как Вы думаете, Вас считает кто-то своим другом? Опишите, пожалуйста, кто такой настоящий друг. У меня иногда бывают такие моменты, когда хочется непременно с кем-то поделиться своей радостью, горем. Тогда я иду к своему другу. А как поступаете Вы в таких случаях? Чего не хватает Вам, чтобы приблизиться к Вашему представлению о хорошем друге? Есть ли у Вас брат (сестра)? Вас обижали когда-нибудь? Как Вы думаете, чем больнее всего можно обидеть? Существует ли дружба «на всю жизнь»? В. Разработка способов фиксации данных, рассмотрение возможностей использования технических средств. Наиболее удобной формой регистрации беседы является скрытая или открытая запись беседы на магнитофонную ленту, т.к. она позволяет фиксировать интонационные особенности речи испытуемого, её эмоциональную окрашенность, паузы, оговорки. И при наличии, и при отсутствии диктофонной записи, экспериментатор должен вести протокол и фиксировать в нем особенности поведения испытуемого во время беседы, его жесты, мимику, пантомимику, эмоциональные реакции. Записи в протоколе, выполненные как во время беседы, так и после нее (при переписывании с диктофона для последующей обработки), не должны быть сокращёнными. Именно выполненный по указанной форме подробный протокол является материалом, который становится предметом последующего анализа. Форма протокола выбирается самим исследователем. Можно рекомендовать в качестве базового следующий вариант:
Фамилия, имя__________ Возраст______ Дата Время проведения беседы от__до___
Второй этап — проведение беседы. На этом этапе необходимо учесть все особенности организации беседы, установить удобное время для проведения исследования, согласовав его с испытуемым, психологом. Заранее выбрать комнату для проведения беседы. Недопустимы прерывание хода беседы внешними причинами: телефонными звонками, появлением третьих лиц и т.д. Она должна проводиться в изолированном помещении, без посторонних. Продолжительность исследования не должна превышать 40 — 45 минут. Третий этап — описание и анализ содержания беседы. В первую очередь необходимо описать общее поведение испытуемого в ходе всей беседы, его динамику от начала до конца беседы, изменение жестов и мимики испытуемого, насколько скованно он держался и т.д. Затем следует подробно остановиться на том, как строилось общение в ходе беседы, какие были реакции испытуемого на вопросы экзаменатора, характер ответов, их развернутость и содержательность, какую позицию занимал испытуемый в ходе общения (активную, пассивную, формальную и т.п.) и в чем конкретно она проявлялась. Необходимо дать характеристику речи испытуемого: особенности стилизации его фраз; богатство словаря; наличие эмоционально- экспрессивных выражений в речи, характер интонационной динамики в речи; использование штампов в речи. Необходимо перечислить основные темы, которые возникали в ходе беседы при реализации ее программы (обратимся к примеру, разобранному выше; темы беседы: семья, дружба, любимое увлечение, одиночество, школа). Попытаться установить их смысловые связи и высказать предложение о причине возникновения этих связей, опираясь на высказывания испытуемого и на их содержание. Затем следует проанализировать причины, по которым наблюдаемый испытывает затруднения в общении, деятельности, поведении по анализу наиболее выраженных оценок симптомокомплексов карты Стотта; определить характер найденных причин: особенности воспитания; сложная социальная ситуация развития (неполная семья, низкий материальный статус семьи или др.); проблемы, связанные со здоровьем. При описании и анализе содержания беседы необходимо помнить, что все выделенные выше моменты являются наиболее общими указаниями; неизбежное разнообразие материалов, получаемых в ходе беседы, может требовать в каждом отдельном случае некоторого сужения, или, напротив, расширения круга анализируемых вопросов. В заключение необходимо, используя протокол беседы и данные наблюдения за испытуемым, проанализировать полученные результаты исходя из поставленных целей, задач беседы, гипотезы исследования.
Раздел 3. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА О ПРАКТИКЕ Отчет о прохождении учебно-психологической практики оформляется в соответствии с общей схемой, принятой для оформления отчётов о проведении исследовательских работ. Вместе с тем, имеются определённые особенности. В силу этого настоящий раздел включает в себя четыре части: общие требования к оформлению, специфические для отчёта о практике вообще и конкретно для практики первого курса. Завершается раздел перечислением критериев оценки выполнения задания. В материалах для практик всех последующих курсов будет приводиться только перечень конкретных особенностей.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |