Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника беседы




Работа по подготовке и реализации беседы включает не­сколько этапов.

Первый этап — организация беседы.

А. Определение темы и целей беседы. Изучение личности клиента методом беседы производится в сочетании с наблюде­нием, предшествующим беседе с учащимся. Один из возможных вариантов темы беседы может звучать как «Причины школьной дезадаптации учащегося». Цель беседы — выявление причин за­труднений клиента в сфере наиболее выраженных симптомокомплексов карты Стотта.

Б. Подготовка программы беседы и подробная разработ­ка ее тактики (системы и типов вопросов). В соответствии с це­лями и задачами беседы производится подбор смысловых тем и последовательность движения между ними. Необходимо обратить­ся к данным выборочного наблюдения, к анализу результатов на­блюдения по карте Стотта, чтобы определить сферу, в которой учащийся испытывает затруднения (сравнивая степень выражен­ности по представленным симптомокомплексам). Возможные типы беседы — стандартизированная (со строгим, определенным и неиз­меняемым набором вопросов с фиксированной формой) или час­тично стандартизированная (набор и форма вопросов могут варьи­роваться и изменяться в незначительных пределах). Необходимо продумать различные тактические приемы, которые позволят заин­тересовать учащегося, привлечь его к сотрудничеству, обогатить содержание беседы. Так, в беседах с детьми хорошо оправдывают себя бумага и карандаш, различные игрушки (для учащихся на­чальных классов). Необходимо продумать, насколько органично эти приемы могут вписываться в содержание беседы. Важным мо­ментом является установление доверительных отношений с собе­седником. Для этого вначале беседы можно поговорить на интере­сующую исследуемого индивида тему и только потом приступить к составлен­ным вопросам. Особое место отводится составлению вопросов бе­седы. Введением в беседу может служить следующее высказыва­ние экспериментатора: «Я совсем недавно закончил(а) школу, те­перь я учусь в медицинском университете, хочу работать с такими же людьми как Вы. Мне нравилось заниматься психологией ещё со школы и поэтому я пошел(а) в на психологический факультет. А Вам нравится учиться?»

Рассмотрим пример: результаты формализованного наблюдения по карте Стотга выявили высокие оценки по симптомокомплексу «Уход в себя». Таким образом, уточ­ненная результатами стандартизированного наблюдения гипотеза, будет звучать так: причинами затруднений в общении у данного индивида являются избегание контак­тов и защитная установка по отношению к любым кон­тактам слюдьми, самоустранение, уход в себя. Для про­верки этой гипотезы необходимо провести беседу, целью которой является выявление причин затруднений в обще­нии у исследуемого. В основу построения беседы могут быть положены следующие вопросы различных типов:

«Есть ли у Вас любимое занятие, хобби, увлечение? Почему Вас интересует именно этот вид деятельности? Как давно Вы занимаетесь этим делом? Что особенно при­влекает Вас в этом деле? Помните ли Вы, когда впервые стали заниматься этой деятельностью? Кому бы Вы хотели (желали) рассказать о своем увлечении? Если бы все люди занимались тем же, что и Вы, Вам бы понравилось? Как вы думаете, какой стала бы жизнь? Вы смогли бы долго рассказывать о люби­мом деле? Почему да (или нет)? Я заметил(а), что Вы все­гда очень сосредоточены, серьезны. Мне интересно было бы знать, мое наблюдение верно?» «Я думаю, что такие серьезные люди, как Вы, имеют любимое занятие, увлече­ние. Не так ли? (Я верно подметил(а)?) Интересно, если бы Вы оказались на необитаемом острове, кого бы с собой Вы взяли из членов своей семьи, друзей или кого-то ещё? Чем бы Вы занимались на ост­рове? С кем Вам больше всего интереснее проводить свое свободное время? Почему это так? Как Вы понимаете, что такое дружба? Как Вы думаете, Вас считает кто-то своим другом? Опишите, пожалуйста, кто такой настоящий друг. У меня иногда бывают такие моменты, когда хочется не­пременно с кем-то поделиться своей радостью, горем. То­гда я иду к своему другу. А как поступаете Вы в таких случаях? Чего не хватает Вам, чтобы приблизиться к Вашему представлению о хорошем друге? Есть ли у Вас брат (сестра)? Вас обижали когда-нибудь? Как Вы думаете, чем больнее всего можно обидеть? Существует ли дружба «на всю жизнь»?

В. Разработка способов фиксации данных, рассмотрение возможностей использования технических средств. Наиболее удобной формой регистрации беседы является скрытая или откры­тая запись беседы на магнитофонную ленту, т.к. она позволяет фиксировать интонационные особенности речи испытуемого, её эмоциональную окрашенность, паузы, оговорки. И при наличии, и при отсутствии диктофонной записи, экспериментатор должен вести протокол и фиксировать в нем особенности поведения испы­туемого во время беседы, его жесты, мимику, пантомимику, эмо­циональные реакции.

Записи в протоколе, выполненные как во время беседы, так и после нее (при переписывании с диктофона для по­следующей обработки), не должны быть сокращёнными. Именно выполненный по указанной форме подробный протокол является материалом, который становится предметом последующего анали­за.

Форма протокола выбирается самим исследователем. Можно рекомендовать в качестве базового следующий вариант:

 

Фамилия, имя__________ Возраст______

Дата Время проведения беседы от__до___

 

Этапы беседы, во­просы и замечания экспериментатора Поведение испытуе­мого: жесты, мими­ка, эмоциональные реакции и т.д. Высказывания (отве­ты, пояснения) испы­туемого
     

 

Второй этап — проведение беседы. На этом этапе необхо­димо учесть все особенности организации беседы, установить удобное время для проведения исследования, согласовав его с ис­пытуемым, психологом. Заранее выбрать комнату для проведения беседы. Недопустимы прерывание хода беседы внешними причинами: телефонными звонками, появлением третьих лиц и т.д. Она должна проводиться в изолированном по­мещении, без посторонних. Продолжительность исследования не должна превышать 40 — 45 минут.

Третий этап — описание и анализ содержания беседы. В первую очередь необходимо описать общее поведение испытуемо­го в ходе всей беседы, его динамику от начала до конца беседы, изменение жестов и мимики испытуемого, насколько скованно он держался и т.д. Затем следует подробно остановиться на том, как строилось общение в ходе беседы, какие были реакции испытуемо­го на вопросы экзаменатора, характер ответов, их развернутость и содержательность, какую позицию занимал испытуемый в ходе общения (активную, пассивную, формальную и т.п.) и в чем кон­кретно она проявлялась. Необходимо дать характеристику речи испытуемого: особенности стилизации его фраз; богатство словаря; наличие эмоционально- экспрессивных выражений в речи, характер интонационной динамики в речи; использование штампов в речи. Необходимо перечислить основные темы, которые возника­ли в ходе беседы при реализации ее программы (обратимся к при­меру, разобранному выше; темы беседы: семья, дружба, любимое увлечение, одиночество, школа). Попытаться установить их смы­словые связи и высказать предложение о причине возникновения этих связей, опираясь на высказывания испытуемого и на их со­держание.

Затем следует проанализировать причины, по которым наблюдаемый испытывает затруднения в общении, деятельности, по­ведении по анализу наиболее выраженных оценок симптомокомплексов карты Стотта; определить характер найденных причин: особенности воспитания; сложная социальная ситуация развития (неполная семья, низкий материальный статус семьи или др.); про­блемы, связанные со здоровьем. При описании и анализе содержа­ния беседы необходимо помнить, что все выделенные выше мо­менты являются наиболее общими указаниями; неизбежное разно­образие материалов, получаемых в ходе беседы, может требовать в каждом отдельном случае некоторого сужения, или, напротив, расширения круга анализируемых вопросов.

В заключение необходимо, используя протокол беседы и данные наблюдения за испытуемым, проанализировать получен­ные результаты исходя из поставленных целей, задач беседы, гипо­тезы исследования.

 

 

Раздел 3. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА О ПРАКТИКЕ

Отчет о прохождении учебно-психологической практики оформляется в соответствии с общей схемой, принятой для оформ­ления отчётов о проведении исследовательских работ. Вместе с тем, имеются определённые особенности. В силу этого настоящий раздел включает в себя четыре части: общие требования к оформ­лению, специфические для отчёта о практике вообще и конкретно для практики первого курса. Завершается раздел перечислением критериев оценки выполнения задания. В материалах для практик всех последующих курсов будет приводиться только перечень кон­кретных особенностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.