Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинства и недостатки метода беседы




Достоинства метода беседы заключаются в следующем: возможность одновременного исследования сторон личности ис­пытуемого; возможность быстрого сбора информации как об одной личности, так и о группе; возможность повторного проведения с целью изучения динамики изменений. Недостатки метода беседы состоят в следующем: возможно нарушение объективности, т.к. и подбор материала для беседы, и составление вопросов, и установ­ление контакта с испытуемым, и интерпретация содержания бесе­ды находятся в значительной зависимости от личности, умений и профессионального опыта исследователя.

 

Контрольные задания

1. По записи наблюдения определите его цель, вид и фор­му регистрации. (А.А. Леонов, В.И. Лебедев. Восприятие про­странства и времени в космосе. М.: Наука, 1968. С.73) [9].

1-й день. Перед первым прыжком проявил волнение сразу же после надевания парашюта. В это время был несколько встре­вожен и мало разговаривал, что для него совершенно не характер­но. Жестикуляция была бедной, речь приглушенной. После совер­шения прыжка настроение приподнятое, но напряженность наблю­далась еще в течение часа.

2 день. Перед вторым прыжком был уже менее напряжен. Шутил, но напряженность еще давала себя знать.

4 день. Совершил прыжок с задержкой раскрытия пара­шюта на 10 секунд. Отделившись от самолета, прогнулся и обеспе­чил устойчивое положение тела. Открыл парашют через 10,2 с. Во время парашютирования действия были правильными. Перед при­землением развернулся в подвесной системе по ветру. После при­земления настроение приподнятое.

6 день. На старте перед посадкой в самолет был, как обыч­но, спокоен и благодушен. Много шутил и разговаривал с медика­ми. После прыжка настроение было отличным. Как всегда, отли­чался юмором.

14 день. Совершил заключительный прыжок первого этапа парашютной подготовки с 50 — секундной задержкой раскрытия парашюта. На старте перед полетом держался свободно. Очень хорошо владел телом в свободном падении. Открыл парашют через 50,2 с. После прыжка находился в приподнятом настроении.

2. На основе длительных наблюдений за спортсменами профессор А.Ц. Пуни пришел к следующим выводам:

«Сильное предстартовое возбуждение наряду с мышечной скованностью может сопровождаться общим двигательным воз­буждением, чаще всего выражающимся в повышении привычного темпа движений и речи. Спортсмен суетится, беспричинно торо­пится, хотя и делает все заранее, без всяких оснований боится опо­здать к старту. Для овладения самостоятельным контролем за тем­пом движений и речи существуют разнообразные упражнения, об­щие принципы которых состоят в следующем: 1) тренировать плавность и медлительность движений; 2) чередовать в тренировке быстрый и медленный, плавный и резкий темп; 3) так организовать жизнь, чтобы обстоятельства не вынуждали спешить». (Практиче­ские занятия по психологии / Под ред. А.Ц. Пуни. — М. 1977. С. 133) [9].

На основе этого вывода попытайтесь восстановить: а) что было предметом наблюдения? б) какова цель наблюдения? в) в каких ситуациях велось наблюдение?

3. К какому виду относится наблюдение Л.Н. Толстого, описанное в его произведении «Крейцерова соната»?

«И вдруг меня охватила страшная злоба к ней, какой я еще никогда не испытывал. Мне в первый раз захотелось физически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней.

Дав выход своему бешенству, я упивался им, и мне хоте­лось еще что-нибудь сделать необыкновенное, показывающее вы­сокую ступень моего бешенства. Мне страшно хотелось бить, убить ее, но я знал, что этого нельзя, чтобы все-таки дать ход сво­ему бешенству — схватил со стола пресс-папье и швырнул его оземь мимо нее. Я очень хорошо целил мимо» [9].

4. Проанализируйте приведенный выше отрывок из высту­пления Б.В. Зейгарник на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 1986 году о клинической беседе. Сравните на основании имеющихся у вас данных беседу и клиническую беседу. Выделите критерии для сравнения. Сравнение произведите в таблице:

 

 

Критерий для сравнения Беседа Клиническая беседа
1.    
2.    
     

 

Знание теоретического материала, изложенного в п.п. 1.1 и 1.2. и выполнение контрольных заданий являются необходимым условием для допуска к прохождению учебно-психологической практики.

 

 

Литература

1. Айламазьян A.M. Метод беседы в психологии. — М., 1999.

2. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над деть­ми / Избранные психологические произведения. — М., 1975.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — М., 1997.

4. Общие основы психологии. Часть П. Возрастная психология / Под ред. Романенко В.А., Ничипоренко Н.П. — Калуга, 1998.

5. Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии. — С-Пб., 1996.

6. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление чело­века. — М., 1994.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.

 


 

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

В этом разделе описывается исследование, проводимое студентом в ходе практики. Перед проведением исследования сту­дент составляет индивидуальный план прохождения практики. Ин­дивидуальный план утверждается методистом. Срок представления плана — начало второго дня практики. Исследование проводится по этапам. На каждом этапе решается определённая задача (или зада­чи). По результатам исследования составляется отчёт. Общие ука­зания к составлению отчёта даны в разделе 3.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.