Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод наблюдения




ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТОДАХ НАБЛЮДЕНИЯ И БЕСЕДЫ

В этом разделе даётся описание инструментария, исполь­зуемого для проведения исследования (методов наблюдения и бе­седы). В конце раздела приведены контрольные задания. Их вы­полнение позволит практиканту определить глубину усвоения им необходимых сведений. На возникающие вопросы поможет отве­тить литература из списка, приведённого в конце раздела. Прора­ботку материала этого раздела необходимо осуществить до начала практики. Выполнение контрольных заданий служит основанием для допуска к прохождению практики.

Из истории метода. Изучение поведения людей с помо­щью метода наблюдения используется в самых разнообразных об­ластях научного исследования. Пионерами использования психо­логического наблюдения считаются М.Я. Басов, П.П. Блонский, Ш. Бюлер, В. Штерн и др. В 1923 г. М. Басов [2] разработал один из базовых вариантов методики психологического наблюдения. В качестве объекта исследования (наблюдения) в методике Басова выступает поведение как специфический феномен (в отличие от интроспекции, где объектом наблюдения является непосредствен­но то или иное «душевное явление»). Единицей поведения, по его мнению, служит не реакция, как у бихевиористов, а «акт» поведе­ния, который представляет собой активное действие. Опираясь на понимание психики как проявления активности личности, М.Я. Басов положил в основу своей методики ряд оригинальных прин­ципов.

Первый из них — это максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений. Она достигается в том случае, если регистрация объективных проявлений четко отграничивается от их психологического истолкования.

Второй принцип требует от исследователя непрерывного наблюдения за процессом, а не за отдельными его моментами. Дос­тигается это путем непрерывной записи поведения на протяжении определенного отрезка времени; такая запись должна отражать все отдельные акты поведения (так называемая фотографическая за­пись).

Третий принцип — избирательность записи. Регистрируют­ся только те проявления, которые существенны для данной кон­кретной задачи исследования. Это достигается при помощи общей и специальной программы наблюдения. Методика психологических наблюдений М.Я. Басова вплоть до настоящего времени оста­ется единственной в мировой литературе научной разработкой это­го метода [6].

Характеристика метода наблюдения. Наблюдение — ме­тод психологического исследования, заключающийся в преднаме­ренном, систематическом и целенаправленном восприятии и реги­страции внешних проявлений психических феноменов. Характер­ным признаком наблюдения, отличающим его от других методов психологического исследования, является невмешательство иссле­дователя в изучаемое явление. В качестве объектов наблюдения могут выступать личность или группа. Если объект наблюдения личность (человек), то, в зависимости от целей исследования, предметом наблюдения могут являться поведение, деятельность, общение.

Термин «поведение» — один из базовых в психологии, по­этому большинство авторов используют его как неопределяемый. Между тем, для студентов важно как минимум в рабочем порядке определять именно базовые термины. В курсе зоопсихоло­гии поведение определяется как «изменение взаимодействия неко­торой системы (в частности, человека) и внешней среды в соответ­ствии с внутренними законами самой системы». У человека пове­дение не только представляет собой проявление «внутренней ак­тивности организма» (Н.А. Бернштейн), но и, по словам М. Басо­ва, «...является самым непосредственным выразителем психиче­ской жизни».

Множество характеристик поведения, доступных наблю­дению, объединяют в три группы:

1) невербальные — тело и его движения (поза, осанка, по­ходка, жесты, действия, выразительные мимические движения ли­ца, и т.д.);

2) вербальные — речь и голос (содержание, темп, ритм, речи, интонации, паузы, экспрессия, характер голосовых реакций и т.д.);

3) моторные — движения и действия с присущими им ха­рактеристиками (темп, скорость, координация, точность, последо­вательность, уверенность и т.д.).

Много информации несёт и внешний облик человека — его одежда, обувь, косметика, прическа, украшения, состояние кожи и т.п. Для наблюдения очень важен не только выбор совокупности признаков, доступных восприятию, но и учет таких свойств этих признаков, как многозначность (один и тот же признак может вы­ражать различные психические состояния и свойства; например, одна и та же поза может выражать и сожаление, и пренебрежение, и доброжелательность), индивидуальность выражения (например, застенчивость может выражаться и как опущенные веки, полуза­крытые глаза, и как поза, отражающая желание казаться меньше, и как напряженность во взгляде). Необходимо учитывать и ситуативность внешних проявлений, поскольку именно ситуация зачас­тую во многом определяет качественные характеристики поведе­ния [9].

Если предметом изучения становится деятельность, то внимание исследователя также может быть обращено на различные ее стороны. Если нас больше интересует операциональный состав деятельности, то предметом наблюдения будут являться цели, мо­тивы деятельности, характеристики действий и операций, входя­щих в ее состав (последовательность, содержание, форма и т.д.). Если нас интересует личностный аспект того или иного вида дея­тельности, то предметом наблюдения в этом случае будут индиви­дуальные особенности выполнения деятельности (скорость, темп, автоматизированность, освоенность действий, способы выполне­ния действий, особенности ориентировки, планирования и контро­ля, различные проявления индивидуального стиля деятельности) и характер взаимодействий, возникающих в процессе деятельности.

Наконец, если предмет наблюдения — общение, то здесь также возможно выделение отдельных сторон этого процесса, на­пример, его коммуникативных, интерактивных или перцептивных компонентов. Изучение каждого из них потребует постановки сво­их целей и задач; различными будут и наблюдаемые поведенческие признаки [5].

Любое наблюдение требует четкой и лаконичной форму­лировки его цели. Наблюдение, как правило, происходит в естест­венных условиях, образующих поток событий и именно цель орга­низует восприятие исследователя, направляя его внимание на оп­ределенную совокупность психических явлений, именно цель оп­ределяет «фокус» видения объекта, помогая избирательно отсле­живать то, что необходимо. Недаром поэтому само определение понятия «наблюдение» в числе своих существенных признаков содержит указание на его целенаправленный и преднамеренный характер. В психологических наблюдениях наиболее типичны сле­дующие цели [9]:

• Изучение содержательных характеристик тех или иных психи­ческих явлений (определение свойств, признаков, присущих явле­нию; например, вычленение признаков проявления того или иного эмоционального состояния — тревоги, агрессии и т.п.);

• Изучение особенностей поведения, деятельности, общения людей, имеющих различные психические характеристики (напри­мер, изучение игровой деятельности детей того или иного возраста;

• изучение половых различий в способах самопрезентации, изучение возрастных особенностей мотивации учения и т.д.);

• Изучение индивидуальных психических особенностей людей (особенностей познавательных процессов, характера, способно­стей, мотивов, интересов и т.д.);

• Исследование причин, лежащих в основе тех или иных про­блем у разных людей, в разных условиях деятельности и общения.

Цель наблюдения конкретизируется в ряде задач. Как известно, «задача — это цель, заданная в определенных условиях» (А.Н. Леонтьев). Поэтому задача всегда формулируется в контексте тех конкретных условий, в которых будет реализовываться постав­ленная цель. Для постановки задач часто бывает необходимо про­думать (представить и спрогнозировать) ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение за объектом. Четко сформулирован­ные задачи позволяют исследователю не упустить из виду отдель­ные существенные стороны изучаемого явления; задачи делают наблюдение ясным и предваряют следующий этап в организации исследования — этап построения программы наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой подробный план проведения наблюдения. Она обязательно должна включать:

1) характеристику объекта и предмета наблюдения;

2) цель и задачи наблюдения;

3) описание ситуаций, в которых будет производиться наблюдение;

4) подробный перечень конкретных поведенческих при­знаков, проявление которых будет фиксироваться в ходе исследования;

5) сведения о формах и способах регистрации данных (вид записи, наличие специальной записывающей ап­паратуры, бланков и т.д.);

6) временные рамки и график наблюдения.

Составление перечня поведенческих признаков, подлежа­щих регистрации в ходе наблюдения, является достаточно сложной исследовательской задачей. Её решение требует знания основных закономерностей и форм проявления внутренней психической жизни человека в актах поведения. Программа наблюдения должна быть построена таким образом, чтобы охватывать весь объем задач исследования; чем полнее и конкретнее будет перечень поведенче­ских фактов, тем точнее и богаче будет материал, собранный в процессе наблюдения. При составлении программы наблюдения нужно позаботиться и о том, чтобы сделать процедуру фиксации данных наиболее удобной и быстрой, С этой целью строится схема наблюдения; в ряде случаев подробной схемы оказывается доста­точно, но часто на ее основе составляются бланки, в которых уже обозначены предназначенные для фиксации позиции-признаки, а исследователь в ходе наблюдения только регистрирует проявление (отсутствие) или степень выраженности того или иного признака, проставляя в бланке условные обозначения.

Виды наблюдения. В зависимости от основания класси­фикации выделяют: по характеру направленности — самонаблюде­ние и объективное наблюдение; по степени полноты — выборочное и сплошное; в зависимости от позиции наблюдателя — включенное и невключенное; в зависимости от формы записи — фотографиче­ское, обобщенное и интерпретационное; в зависимости от ограни­чений, введенных наблюдателем — формализованное и неформали­зованное. Охарактеризуем некоторые из них.

В ходе сплошного наблюдения регистрации подлежит все, что происходит в данный момент с объектом; фиксируются самые разнообразные проявления психической жизни, имевшие место в текущем временном промежутке. Можно сказать, что внимание наблюдателя максимально рассредоточено, его взгляд как бы «расфокусирован», в его поле восприятия попадает все, что так или иначе связано с объектом наблюдения. Этот вид наблюдения тре­бует максимально точной регистрации поведенческих признаков. Если используется письменная форма фиксации результатов, то необходимо следить и за точностью вербальных формулировок; в них, порой очень часто, наряду с фактическими данными вклини­ваются всевозможные обобщения и интерпретации, что значитель­но снижает объективность исследования. Выборочное наблюдение предполагает восприятие и регистрацию определенного спектра признаков поведения или деятельности. Содержание и широта это­го спектра зависят от цели и задач наблюдения; из потока событий исследователь выбирает только то, что им соответствует; осталь­ные факты и явления служат контекстом, фоном (но зачастую тоже фиксируются).

Формализованное наблюдение характеризуется наличием ограничений, заданных извне (самим исследователем или состави­телем методики). Это ограничение может касаться оценки степени выраженности наблюдаемых фактов (указаны баллы или иная мера выраженности); может быть ограничен набор наблюдаемых при­знаков или ситуаций, в которых ведется наблюдение; могут быть формализованы результаты наблюдения (т.е. имеется их уровневая оценка). Типичный вариант формализации метода наблюдения — ограничения, налагаемые на спектр наблюдаемых признаков (все испытуемые наблюдаются по заранее определенному набору при­знаков). Наиболее известными из таких методик являются система анализа интеракций Фландерса и карта наблюдений Стотта. Не­формализованное наблюдение характеризуется тем, что, имея цель, наблюдатель фиксирует в соответствии с ней все, что видит в на­блюдаемой ситуации. Никаких ограничений в отношении самой ситуации и наблюдаемых признаков не вводится. Основной фор­мой записи является сплошная фотографическая запись. Однако при длительном наблюдении форма записи может совершенство­ваться, переходя от фотографической к выборочной по выделен­ным линиям анализа.

Все перечисленные виды наблюдения существуют во взаимосвязи; каждый из них имеет свои достоинства и недостат­ки и выбирается в зависимости от цели и задач конкретного иссле­дования. Так, например, сплошное наблюдение дает возможность изучения личности во всем многообразии ее проявлений, как бы «на расстоянии», не «увеличивая» ту или иную ее сторону; но в то же время при сплошном наблюдении практически невозможно «сфокусировать» взгляд и детально исследовать конкретное пси­хическое явление. В силу этих причин, сплошное наблюдение ока­зывается наиболее эффективным на начальном (при формулировке исследовательских гипотез) и заключительном (в случае необхо­димости интегрирования результатов, полученных при изучении разных характеристик личности) этапе исследования. Выборочное наблюдение позволяет в деталях изучить отдельное явление (свой­ство, процесс, вид деятельности, сторону поведения), но на время «закрывает» от исследователя, делает «непрорисованными» все другие проявления психической жизни человека, отводя им место фона. Формализованное наблюдение позволяет более точно опи­сать наблюдаемое явление и сопоставить между собой данные раз­личных наблюдений. По сравнению с неформализованным, этот вид наблюдения более объективен и дает возможность количест­венного анализа данных. С другой стороны, как любая схема, фор­мализованное наблюдение значительно упрощает исследуемое яв­ление, не позволяет увидеть всех тонкостей, всей «ткани» психиче­ской жизни. Неформализованное наблюдение, в свою очередь, предоставляет возможность наиболее полного изучения объекта, его материал, несомненно, богаче и потенциально более информа­тивен, но, в то же время, его результаты более подвержены субъек­тивным искажениям, сама процедура менее «удобна»; кроме того, неформализованное наблюдение требует от наблюдателя доста­точно высокой исследовательской культуры.

Требования к организации и проведению психологиче­ских наблюдений. Для успешной организации психологического наблюдения необходимо:

1) четко сформулировать цель и задачи наблюдения;

2) продумать ситуации, в которых будет производиться наблюдение;

3) составить программу наблюдения с указанием перечня поведенческих признаков, подлежащих регистрации в ходе наблюдения;

4) продумать способы фиксации данных; в случае необ­ходимости разработать формализованные бланки с го­товым перечнем регистрируемых признаков;

5) построить план исследования с указанием конкретных дат, ситуаций, временных промежутков, на протяже­нии которых будет производиться наблюдение и за­дач, решаемых в ходе каждого сеанса наблюдения.

В целях успешной реализации процедуры наблюдения не­обходимо соблюдать следующие условия:

1) максимально возможная (как можно более точная, полная и объективная) регистрация внешних проявлений;

2) целостность, непрерывность наблюдения (наблюде­ние непрерывного процесса, а не отдельных его моментов);

3) избирательность записи (регистрируются только те проявления, которые существенны для данной конкретной задачи исследования);

4) фактологический характер записи (фиксируются только конкретные поведенческие признаки, акты без всякого их обобщения и интерпретации);

5) последовательность и систематичность наблюдения (включенность каждого сеанса наблюдения в целостную исследо­вательскую программу);

6) учет внешних обстоятельств, сопутствующих наблю­дению (субъективные данные, связанные непосредственно с ребен­ком, его здоровьем, психическим состоянием, предшествующие наблюдению события, значимые для данной конкретной задачи исследования);

7) проведение обработки и анализа данных только после того, как сеанс наблюдения завершен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 84; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.