Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ознакомительная практика 2 курса




ВВЕДЕНИЕ

Волгоград 2009

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по организации и содержанию практик

2-5 курсов для студентов по направлению 52100 «Психология»

и специальности 030302.65 «Клиническая Психология»

 

 


 

Методические рекомендации по организации и содержанию практики для студентов по направлению 521000 и специальности 030302.65 «Клиническая Психо­логия»

 

 

Материалы рекомендаций предназначены для использования студентами и преподавателями при проведении практики на протяже­нии всего периода обучения по направлению 521000 «Психология» и специальности 030302.65 «Клиническая Психология». Учебно-профессиональная практика играет важнейшую роль в процессе обучения студентов-психологов. Содержание практики на каждом курсе предполагает освоение соответствующего теоретиче­ского материала и выполнение заданий предыдущих курсов. Настоящее руководство развивает целостную концепцию практики, ориентирован­ную на освоение студентами профессиональной деятельности в полном объёме. Результатом квалификационной практики 5 курса является полное освоение профессиональной деятельности. В свою очередь, вы­полнение задания 5 курса возможно только при условии прохождения всех предыдущих этапов профессионального становления.

 

Разработано на основе рекомендаций Совета по психологии УМО

по классическому университетскому образованию к качеству

учебно-методических пособий для факультетов и отделений психологии высших учебных заведений

Рассмотрено Учебно-Методической Комиссией ВолГМУ по специальностям Социальная работа, Клиническая психология прот.№ 2 от 4.11.2006 г.

Председатель_______________________________

 

 


Практика в структуре подготовки специалиста-психолога занимает особое место. В сегодняшних условиях от выпускника вуза требуются не только, а иногда и не столько глубокие теорети­ческие знания, сколько уверенное владение приёмами решения практических проблем.

Достижение этой цели обуславливает необходимость при­дать практике комплексный характер. Её содержание должно от­ражать ход учебного процесса в целом. Успешное выполнение за­даний практики на каждом этапе подводит итог всей предыдущей работы. Процесс обучения завершается квалификационной практи­кой, в ходе которой студент интегрирует знания, умения и навыки, приобретённые в учебном процессе, и подтверждает готовность к присвоению квалификации. Все предыдущие виды практик высту­пают в качестве промежуточных, их содержание не только позво­ляет закрепить уже освоенный материал, но и служит предметом для дальнейшего осмысления.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ

Цель подготовки любого специалиста — освоение им про­фессиональной деятельности в избранной сфере. Профессиональ­ная деятельность психолога принципиально отличается от других видов тем, что основным её инструментом является общение. Ре­шение любых задач, как теоретических, так и практических дости­гается для психолога только через общение. Однако, как заметил Б.Ф. Ломов, цитируя К.С. Станиславского: «...чтобы общаться, нужно прежде иметь то, чем общаться». Таким образом, формиро­вание механизмов общения занимает центральное место в содер­жании учебного процесса.

В силу этого процесс профессиональной подготовки есте­ственным образом распадается на три этапа. На первом происходит формирование тех механизмов общения, которые могут играть роль профессионального инструментария. Этот этап включает пер­вые три курса. Второй этап — использование сформированных ме­ханизмов для освоения исследовательской деятельности (четвёр­тый курс). Третий этап (пятый курс) — приобретение практической квалификации, умений решать практические задачи с помощью профессио­нального общения.

Учебный план на каждом курсе строится так, чтобы соз­дать возможность достижения целей образовательной подготовки специалиста. Этим же опре­деляется и содержание практики.

На втором курсе практика — ознакомительная. Пока студенты ещё не изучили пси­ходиагностику, в процессе прохождения практики им не­обходимо освоить базовые методы психологического исследования — наблюдение и беседу. На третьем курсе, после изучения эксперимен­тальной психологии, психодиагностики и социальной психологии, они уже в состоянии провести экспериментально-психологическое исследование структуры группы и особенностей конкретной личности в этой структуре. На четвёртом и пятом курсе, в процессе педагогической прак­тики, они самостоятельно планируют своё взаимодействие с уча­щимися, анализируют результаты, достигнутые в педагогическом взаимодействии, и корректируют ход воздействия. Тем самым за­кладывается основа для освоения в ходе практики пятого курса навыков самостоятельного планирования собственной деятельно­сти в целом и контроля её осуществления.

На пятом курсе практика — научно-исследовательская. Студенты, выполняя задание, проводят основную эксперименталь­ную работу по теме выпускной квалификационной работы. В процессе про­хождения практики они взаимодействуют со своим научным руко­водителем и специалистами принимающей организации, включа­ясь в проводимые исследования и собирая материал о различных формах организации исследовательской работы.

Квалификационная практика пятого курса проходит, как правило, на будущем рабочем месте выпускника. Помимо выпол­нения выпускной квалификационной работы, студент знакомится со структурой и функционированием организации, особенностями коллектива, основными проблемами и трудностями, способами их решения, принятыми в организации и т.п. К моменту окончания практики и защиты выпускной квалификационной работы молодой специалист оказы­вается полностью готовым начать профессиональную деятельность в данном конкретном коллективе без долгого и трудного периода «врастания» и «притирки».

Выполнение задания на каждом курсе предполагает добав­ление новых аспектов профессиональной деятельности, а не замену старых. Задания предыдущих лет не отменяются, а реконструируются в «свёрнутом» виде, и к этому добавляется новое задание.

Таким образом, выполнение программы практики студен­том на протяжении пяти курсов создает наилучшие возможности для освоения профессиональной деятельности.


Первая ступень обучения на психологическом факультете свя­зана не столько с продолжением школьной учёбы, сколько с освоением принципиально новых, профессиональных механизмов общения. Если ранее общение бы­ло одной из форм обыденного взаимодействия с другими людьми, теперь необходимо осваивать его как профессиональный инст­румент. Основное содержание процесса общения определено в интра- и интерпсихическом плане, что предполагает раскрытие этого содержания в каждом акте общения. Чтобы определить, ка­кое именно содержание должно раскрываться в каждый момент, необходима рефлексия ситуации общения в целом и характеристик каждого участника общения. Соответственно, первым результатом и, в то же время, условием эффективного профессионального об­щения является построение психологического портрета каждого участника общения.

Лекционные и семинарские занятия по отдельным дисцип­линам учебного плана позволяют студенту получить знания об от­дельных аспектах и сторонах процесса построения портрета. На практических занятиях происходит освоение необходимых навы­ков. Их интеграция и формирование соответствующих умений предполагает взаимодействие с другим человеком в реальной («жизненной») социальной ситуации, позволяющее построить це­лостный образ этого человека. Для работы клинического психолога с клиентом (пациентом) определяющим является именно образ клиента. Используя этот образ, клинический психолог выделя­ет проблемы клиента (пациента) и выбирает пути работы с ним (независимо от того, кто или что будет клиентом — человек, группа, организация и т.п.). Психологический портрет выступает в качестве внешнего выражения сформированного образа. Конкретный перечень харак­теристик и степень подробности описания в портрете определяют­ся той задачей, для решения которой он составляется.

 

Содержание практики

В ходе учебно-психологической (пропедевтической) прак­тики на втором курсе студент проводит эмпирическое исследова­ние личности клиента, пациента, психолога-практика, используя методы на­блюдения и беседы. Как правило, для исследования выбирается пациент, в той или иной степени социально дезадаптированный. Наблюдение осуществляется систематически. Беседы проводятся с самим клиентом, пациентом, а также с экспертами – клиническими (медицинскими) психологами, специалистами по социальной работе, социальными педагогами, психотерапевтами и психиатрами. По ре­зультатам исследования строится психологический портрет исследуемого индивида.

Осваивая построение психологического портрета, студент, тем самым, формирует у себя умения строить образа клиен­та (пациента; или психолога – специалиста-практика). В рамках практики 2-го курса построенный психологический портрет используется для составления рекомендаций по общению с клиентом (пациентом), например, для социальных и медицинских педагогов.

Объект практики — пациент или специалист в области практической психологии.

Цель — формирование умений построения образа другого человека.

Задачи практики:

• освоить и закрепить необходимый теоретический материал, выполнив контрольные задания к практике;

• наладить взаимодействие с трудовым коллективом специалистов-практиков разного профиля;

• освоить методы наблюдения и беседы;

• составить комплексную психологическую характеристику – психологический портрет индивида — по результатам наблю­дения (сплошного, выборочного и индивидуального) и беседы с клиентом и экспертами;

• выполнить работу по заказу психолога определённого уч­реждения (или лица, его заменяющего);

• составить отчёт о психологической практике и защитить его.

Предполагаемые результаты практики (для студента-практиканта):

• закрепление теоретического материала учебного плана;

• формирование навыков профессионального общения с коллек­тивом и отдельными индивидами – клиентами или сотрудниками;

• освоение профессиональной позиции психолога-наблюдателя;

• приобретение навыков построения психологического портрета, освоение общепсихологических методов исследования (на­блюдения и беседы);

• приобретение опыта участия в профессиональной деятельно­сти медицинского психолога;

• личностный рост, связанный с осознанием новых возможно­стей своей личности при освоении новой деятельности и пре­одолением сложностей, возникающих в ходе ее осуществле­ния.

Раздел 1. Теоретический обзор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.