КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ознакомительная практика 2 курса
ВВЕДЕНИЕ Волгоград 2009 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по организации и содержанию практик 2-5 курсов для студентов по направлению 52100 «Психология» и специальности 030302.65 «Клиническая Психология»
Методические рекомендации по организации и содержанию практики для студентов по направлению 521000 и специальности 030302.65 «Клиническая Психология»
Материалы рекомендаций предназначены для использования студентами и преподавателями при проведении практики на протяжении всего периода обучения по направлению 521000 «Психология» и специальности 030302.65 «Клиническая Психология». Учебно-профессиональная практика играет важнейшую роль в процессе обучения студентов-психологов. Содержание практики на каждом курсе предполагает освоение соответствующего теоретического материала и выполнение заданий предыдущих курсов. Настоящее руководство развивает целостную концепцию практики, ориентированную на освоение студентами профессиональной деятельности в полном объёме. Результатом квалификационной практики 5 курса является полное освоение профессиональной деятельности. В свою очередь, выполнение задания 5 курса возможно только при условии прохождения всех предыдущих этапов профессионального становления.
Разработано на основе рекомендаций Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию к качеству учебно-методических пособий для факультетов и отделений психологии высших учебных заведений Рассмотрено Учебно-Методической Комиссией ВолГМУ по специальностям Социальная работа, Клиническая психология прот.№ 2 от 4.11.2006 г. Председатель_______________________________
Практика в структуре подготовки специалиста-психолога занимает особое место. В сегодняшних условиях от выпускника вуза требуются не только, а иногда и не столько глубокие теоретические знания, сколько уверенное владение приёмами решения практических проблем. Достижение этой цели обуславливает необходимость придать практике комплексный характер. Её содержание должно отражать ход учебного процесса в целом. Успешное выполнение заданий практики на каждом этапе подводит итог всей предыдущей работы. Процесс обучения завершается квалификационной практикой, в ходе которой студент интегрирует знания, умения и навыки, приобретённые в учебном процессе, и подтверждает готовность к присвоению квалификации. Все предыдущие виды практик выступают в качестве промежуточных, их содержание не только позволяет закрепить уже освоенный материал, но и служит предметом для дальнейшего осмысления.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ Цель подготовки любого специалиста — освоение им профессиональной деятельности в избранной сфере. Профессиональная деятельность психолога принципиально отличается от других видов тем, что основным её инструментом является общение. Решение любых задач, как теоретических, так и практических достигается для психолога только через общение. Однако, как заметил Б.Ф. Ломов, цитируя К.С. Станиславского: «...чтобы общаться, нужно прежде иметь то, чем общаться». Таким образом, формирование механизмов общения занимает центральное место в содержании учебного процесса. В силу этого процесс профессиональной подготовки естественным образом распадается на три этапа. На первом происходит формирование тех механизмов общения, которые могут играть роль профессионального инструментария. Этот этап включает первые три курса. Второй этап — использование сформированных механизмов для освоения исследовательской деятельности (четвёртый курс). Третий этап (пятый курс) — приобретение практической квалификации, умений решать практические задачи с помощью профессионального общения.
Учебный план на каждом курсе строится так, чтобы создать возможность достижения целей образовательной подготовки специалиста. Этим же определяется и содержание практики. На втором курсе практика — ознакомительная. Пока студенты ещё не изучили психодиагностику, в процессе прохождения практики им необходимо освоить базовые методы психологического исследования — наблюдение и беседу. На третьем курсе, после изучения экспериментальной психологии, психодиагностики и социальной психологии, они уже в состоянии провести экспериментально-психологическое исследование структуры группы и особенностей конкретной личности в этой структуре. На четвёртом и пятом курсе, в процессе педагогической практики, они самостоятельно планируют своё взаимодействие с учащимися, анализируют результаты, достигнутые в педагогическом взаимодействии, и корректируют ход воздействия. Тем самым закладывается основа для освоения в ходе практики пятого курса навыков самостоятельного планирования собственной деятельности в целом и контроля её осуществления. На пятом курсе практика — научно-исследовательская. Студенты, выполняя задание, проводят основную экспериментальную работу по теме выпускной квалификационной работы. В процессе прохождения практики они взаимодействуют со своим научным руководителем и специалистами принимающей организации, включаясь в проводимые исследования и собирая материал о различных формах организации исследовательской работы. Квалификационная практика пятого курса проходит, как правило, на будущем рабочем месте выпускника. Помимо выполнения выпускной квалификационной работы, студент знакомится со структурой и функционированием организации, особенностями коллектива, основными проблемами и трудностями, способами их решения, принятыми в организации и т.п. К моменту окончания практики и защиты выпускной квалификационной работы молодой специалист оказывается полностью готовым начать профессиональную деятельность в данном конкретном коллективе без долгого и трудного периода «врастания» и «притирки».
Выполнение задания на каждом курсе предполагает добавление новых аспектов профессиональной деятельности, а не замену старых. Задания предыдущих лет не отменяются, а реконструируются в «свёрнутом» виде, и к этому добавляется новое задание. Таким образом, выполнение программы практики студентом на протяжении пяти курсов создает наилучшие возможности для освоения профессиональной деятельности. Первая ступень обучения на психологическом факультете связана не столько с продолжением школьной учёбы, сколько с освоением принципиально новых, профессиональных механизмов общения. Если ранее общение было одной из форм обыденного взаимодействия с другими людьми, теперь необходимо осваивать его как профессиональный инструмент. Основное содержание процесса общения определено в интра- и интерпсихическом плане, что предполагает раскрытие этого содержания в каждом акте общения. Чтобы определить, какое именно содержание должно раскрываться в каждый момент, необходима рефлексия ситуации общения в целом и характеристик каждого участника общения. Соответственно, первым результатом и, в то же время, условием эффективного профессионального общения является построение психологического портрета каждого участника общения. Лекционные и семинарские занятия по отдельным дисциплинам учебного плана позволяют студенту получить знания об отдельных аспектах и сторонах процесса построения портрета. На практических занятиях происходит освоение необходимых навыков. Их интеграция и формирование соответствующих умений предполагает взаимодействие с другим человеком в реальной («жизненной») социальной ситуации, позволяющее построить целостный образ этого человека. Для работы клинического психолога с клиентом (пациентом) определяющим является именно образ клиента. Используя этот образ, клинический психолог выделяет проблемы клиента (пациента) и выбирает пути работы с ним (независимо от того, кто или что будет клиентом — человек, группа, организация и т.п.). Психологический портрет выступает в качестве внешнего выражения сформированного образа. Конкретный перечень характеристик и степень подробности описания в портрете определяются той задачей, для решения которой он составляется.
Содержание практики В ходе учебно-психологической (пропедевтической) практики на втором курсе студент проводит эмпирическое исследование личности клиента, пациента, психолога-практика, используя методы наблюдения и беседы. Как правило, для исследования выбирается пациент, в той или иной степени социально дезадаптированный. Наблюдение осуществляется систематически. Беседы проводятся с самим клиентом, пациентом, а также с экспертами – клиническими (медицинскими) психологами, специалистами по социальной работе, социальными педагогами, психотерапевтами и психиатрами. По результатам исследования строится психологический портрет исследуемого индивида. Осваивая построение психологического портрета, студент, тем самым, формирует у себя умения строить образа клиента (пациента; или психолога – специалиста-практика). В рамках практики 2-го курса построенный психологический портрет используется для составления рекомендаций по общению с клиентом (пациентом), например, для социальных и медицинских педагогов. Объект практики — пациент или специалист в области практической психологии. Цель — формирование умений построения образа другого человека. Задачи практики: • освоить и закрепить необходимый теоретический материал, выполнив контрольные задания к практике; • наладить взаимодействие с трудовым коллективом специалистов-практиков разного профиля; • освоить методы наблюдения и беседы; • составить комплексную психологическую характеристику – психологический портрет индивида — по результатам наблюдения (сплошного, выборочного и индивидуального) и беседы с клиентом и экспертами; • выполнить работу по заказу психолога определённого учреждения (или лица, его заменяющего); • составить отчёт о психологической практике и защитить его. Предполагаемые результаты практики (для студента-практиканта): • закрепление теоретического материала учебного плана; • формирование навыков профессионального общения с коллективом и отдельными индивидами – клиентами или сотрудниками; • освоение профессиональной позиции психолога-наблюдателя; • приобретение навыков построения психологического портрета, освоение общепсихологических методов исследования (наблюдения и беседы); • приобретение опыта участия в профессиональной деятельности медицинского психолога; • личностный рост, связанный с осознанием новых возможностей своей личности при освоении новой деятельности и преодолением сложностей, возникающих в ходе ее осуществления. Раздел 1. Теоретический обзор.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |