Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация исследования




Тема исследования: Психологический портрет (личност­ные особенности) дезадаптированного учащегося.

Объект исследования — учащийся, испытывающий за­труднения в обучении и межличностных отношениях.

Предмет исследования — личностные особенности деза­даптированного ребенка, проявляющиеся в поведении, деятельно­сти и общении.

Цель исследования — выявление личностных особенностей учащегося, связанных с нарушениями адаптации.

Исследовательская гипотеза представляет собой предпо­ложение относительно наличия и (или) степени выраженности тех или иных личностных особенностей дезадаптированного школьни­ка в той или иной сфере. В структуре нашего исследования такое предположение должно основываться на данных выборочного на­блюдения, в ходе которого фиксируются и анализируются различ­ные проявления личностных особенностей дезадаптированного ребенка в поведении, деятельности, общении.

Реализация поставленной цели требует постановки и ре­шения ряда исследовательских задач:

1. Определить сферу, в которой учащийся испытывает затрудне­ния (сфера учебной деятельности, отношений со взрослыми, сверстниками и т.д.).

2. Выявить характерные черты в поведении, деятельности, обще­нии ученика", свидетельствующие о наличии затруднений. 3. Исследовать причины затруднений учащегося в той или иной сфере.

4. Обобщить данные эмпирического исследования в комплексной характеристике (психологическом портрете) дезадаптирован­ного ребенка.

Методы исследования: наблюдение, беседа. Метод на­блюдения используется для решения первой и второй из поставленных задач. Для того, чтобы выбрать объект изучения — ученика, испытывающего определенные затруднения, необходимо на пер­вых этапах исследования использовать сплошное наблюдение (3—4 сеанса). С его помощью определяется сфера затруднений, намеча­ются характерные черты в поведении, деятельности и общении учащегося, свидетельствующие о наличии затруднений. После то­го, как объект выбран, используют многократное выборочное на­блюдение (5-7 сеансов). Главная цель выборочного наблюдения — сбор материала для обоснованного выдвижения гипотезы. Резуль­таты формализованного наблюдения с использованием карты Стотта дают возможность уточнить и конкретизировать выдвину­тую гипотезу. Беседа, построенная с учетом результатов формали­зованного наблюдения, позволяет проникнуть в причины тех или иных затруднений школьника и либо подтвердить (полностью или частично), либо опровергнуть (полностью или частично) выдвину­тую гипотезу. Таким образом, с помощью беседы решается третья из поставленных исследовательских задач.

Общая структура исследования включает следующие этапы:

1. Подготовительный. На этом этапе студент знакомится с классом и классным руководителем, устанавливает первичный контакт, определяет формат своей работы (как будет проходить наблюдение, с кем и как он будет решать возникающие проблемы).

2. Гипотетический, На этом этапе выдвигается гипотеза относительно личностных особенностей дезадаптированного ре­бенка. Решаются первая и частично вторая исследовательские за­дачи. Гипотеза должна быть обоснована данными наблюдений и бесед с учителями. Сбор материалов для выдвижения гипотезы осуществляется путём: 1) анализа данных нескольких (3-4) сеансов сплошного наблюдения, проводимого в первые дни практики в различных условиях (наблюдение объекта в деятельности и обще­нии); 2) бесед с учителями и классным руководителем с целью сбора имеющейся в их распоряжении информации о ребенке (све­дения о родителях, семейной обстановке, особенности межлично­стных отношений в классе и статусные позиции учащегося в их структуре, состояние и динамика школьной успеваемости, сфера интересов, сведения о состоянии здоровья школьника и т.д.); 3) анализа данных нескольких (5-7) сеансов выборочного наблюде­ния за поведением ученика в различных ситуациях (на разных уро­ках, в ситуациях общения со сверстниками, в ситуациях общения со взрослыми, на переменах и т.д.).

3. Эмпирический. На этом этапе решаются вторая и третья из поставленных исследовательских задач. Содержанием работы является уточнение и окончательная проверка выдвинутой гипоте­зы. Уточнение гипотезы производится на основе результатов за­полнения карты наблюдения Стотта. Проверка гипотезы осуществ­ляется на основе анализа данных, полученных в ходе беседы с учащимся. Таким образом, на этом этапе используются методы формализованного наблюдения и беседы.

4. Анализа результатов эмпирического исследования. Со­держанием этого этапа является детальное сопоставление данных, полученных в ходе эмпирического исследования (в выборочном и формализованном наблюдении и в беседе) с выдвинутой гипоте­зой. Как правило, гипотеза подтверждается лишь частично. Прак­тиканту необходимо выявить причины расхождений гипотезы и результатов исследования. От полноты и тщательности проводи­мого на этом этапе анализа эмпирических данных в большой сте­пени зависит качество конечного результата исследования — пси­хологического портрета учащегося. В случае полного расхождения гипотезы и результатов эмпирического исследования следует со­вместно с методистом проанализировать причины несовпадения и изменить гипотезу.

5. Этап обобщения данных эмпирического исследования в комплексной характеристике — психологическом портрете деза­даптированного учащегося. Целью этого этапа является составле­ние как можно более полного, целостного психологического порт­рета исследуемого школьника. Самое главное на этом этапе работы — интегрировать имеющуюся информацию об ученике и на ее ос­нове охарактеризовать личность школьника, не потеряв за неиз­бежными обобщениями индивидуальность. Портрет будет служить основой для психологического анализа причин дезадаптации и участия в составлении рекомендаций по повышению эффективно­сти педагогического общения с этим учащимся.

6. Этап составления и защиты отчёта.

Работа ведётся в парах — два студента изучают личность одного и того же учащегося. Каждый студент начинает выполне­ние заданий каждого этапа самостоятельно (беседу с классным ру­ководителем и учителями студенты проводят совместно). Полу­ченные результаты сравниваются между собой и сопоставляются с данными, имеющимися у методиста. По результатам сравнения и сопоставления проводится корректировка данных и плана даль­нейшей работы.

Примерный план исследовательской работы в период практики приведён в табл. 2. На её основе необходимо составить индивидуальный план практики.

 

Таблица 2. Примерный план исследовательской работы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.