КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смысловые нити, объединяющие творчество Юрия Быкова
«Дурак» стал уже третьим по счёту фильмом Юрия Быкова и, как и предыдущие его картины – «Майор» и «Жить», вызвал широкий общественный резонанс и горячие обсуждения в просторах интернета. Что, в общем-то, естественно, так как все три фильма остросоциальной тематики и поднимают из глубин общественного сознания, пожалуй, самые важные душещипательные вопросы: рассуждения о Боге, о добре и зле, о социальной ответственности, о любви к людям и т.д. и т.п. В первых двух фильмах появилась очень интересная мысль, которая была почти неосязаема, вытянуть её на осмысление было крайне сложно, но в фильме «Дурак» она оформилась и стала настолько выпуклой, что начала мозолить глаза, что, собственно, и отличает этот фильм от двух предыдущих. Эта мысль – безысходность. Юрий Быков как художник, и художник, кстати, неплохой, почему-то не верит в русского человека, да и не только в русского, но и человека вообще. Не верит он и в общество в целом, а как следствие, и в возможность нормального, если угодно, коллективного сосуществования людей в пределах города, государства, не верит в нормальные человеческие отношения, взаимовыручку, жертвенность, бытовой героизм, добро. К примеру, обратите внимание на диалог в фильме «Жить», когда оба героя бредут по лесу: Михаил: Да ты хоть бы спасибо сказал. Далее по фильму выясняется, что сам Андрей не очень-то верит в свою волчью философию «выживает сильнейший», «родился с зубами – живи хищником», и всё-таки решает помочь Михаилу выбраться из сложившейся ситуации живым. Но, в конечном итоге, как мы увидим и в следующих фильмах Быкова, Михаил, оказавшись на грани гибели, ради спасения своей жизни застрелит своего же спасителя Андрея. Для Быкова все люди – одно, и все поступили бы точно также, по этому поводу в фильме «Майор» звучит фраза: «Мы все в обойме. Все». А те, кто пытается проявлять какие-то человеческие качества, обречены на бессмысленную гибель. Так происходит со всеми главными героями его картин. В продолжение темы о том, что мы все одинаковые и не способны на какие-то светлые порывы души, не лишним будет ещё один яркий пример из фильма «Майор»: Женщина, у которой сотрудники правоохранительных органов убили мужа и сбили сына насмерть: Ну, и скоты вы все. Как вас только земля носит? И даже женщина понимает, о чём говорит сотрудник правоохранительных органов в этот момент, многозначительно поворачивая голову в сторону майора, и это несмотря на то, что она только что сама потеряла ребёнка. Тоже самое происходит в фильме Дурак, когда сами же жильцы общежития избивают Диму, который пытается их спасти от гибели. В этой части вердикт режиссёра видится однозначным и беспощадным: российское общество не готово быть цивилизованным, ему не нужны люди, способные проявить хоть какие-нибудь человеческие качества, ему не нужны герои, готовые ценой собственной жизни спасать ближних, ему не нужны люди, движимые зовом сердца, совестью. И самая главная вещь, которая также кочует из фильма в фильм: все старания таких героев оказываются тщетными, их попытки что-то изменить – бесполезными, их гибель во имя справедливости и правды – бессмысленной. После их «самопожертвования» ничего не меняется, а общество даже осуждает таких людей, вообще не понимая того, что людьми может двигать не только идея личной выгоды. Именно поэтому на постере к фильму «Дурак» здание общежития изображено уже рухнувшим, так как, по мнению Юрия Быкова, это здание, по всей видимости, олицетворяющее собой наше российское общество (государство), рухнет при любом раскладе, и никто не в силах этого изменить. «Дурак»: переписывание образа сказочного героя. Все мы знаем традиционного сказочного героя Ивана-дурака. Вопрос: почему Ивана все окружающие считают дураком?! Ответ: потому что с точки зрения «умного»1, он действует нелогично, в ущерб личной выгоде, порой под страхом собственной гибели. «Умный» никогда на это не пойдёт. (умный взято в кавычки, так как не умный, а скорее хитрый, расчётливый, думающий только о себе). Пример №1: Сказка о Царевне-лягушке. Стрела Ивана-дурака оказывается рядом с лягушкой, пусть и сказочной, но ЛЯГУШКОЙ. «Умный» бы на его месте, скорее всего, взял бы стрелу и переложил бы в другое место, где невеста познатней и побогаче, дабы не «ударить в грязь лицом» перед людом, то есть в очередной раз потешить своё самолюбие. Иван-дурак, как бы это ни выглядело глупо, доверяется судьбе и берёт говорящую лягушку с собой, поступает по правде.
Пример №2: Сказка Конёк-горбунок. В сказке прямо говорится: Старший «умный» был детина, Что в итоге происходит, когда братьев по очереди отправляют стеречь пшеницу? Старший брат «закопался под сенник» со страху и всю ночь проспал, а родным соврал, облив себя водой, что всю ночь не спал и весь вымок под дождём, пока стерёг пшеницу. Что сделал средний брат? И всю ночь ходил дозором А на утро он, как и старший брат, соврал, что он мёрз в поле, стерёг пшеницу. И лишь младший дурак добросовестно выполнил свою работу и, не испугавшись, не только выследил кто вор, но и поймал его. Что бы сделали два старших брата, исходя из их логики, далее? Красивых белых лошадей они оставили бы себе, а «уродливого» конька-горбунка, скорее всего, прогнали бы, потому что выгоды от него никакой: такую лошадку дорого не продашь. Младший же оставляет конька-горбунка себе, и тот становиться его верным другом и помощником.
Пример №3: Емеля в сказке «По щучьему велению, по моему хотению» отпускает щуку, которую поймал, по её просьбе. Это и есть «проверка на вшивость», то есть проверка нравственных качеств, и если герой ими обладает, то ему тогда уже даётся кольцо, исполняющее любое желание и прочие сказочные артефакты.
Пример №4: Старик в «Золотой рыбке» (дурачина и простофиля) сначала проходит такое же испытание и отпускает рыбку восвояси, и только потом рыбка исполняет «его» желания.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 70; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |