Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Туристско-рекреационное районирование




Исследования любого пространственного процесса имеет вполне логическое завершение: выявление соответствующих районов и их типов. Районирование в географии имеет давнюю историю и определенные достижения. Исследователи выявляют объективно существующие районы исходя из: а) задач изучения; б) объекта изучения. В последнее десятилетие большое значение приобретает природно-ресурсное районирование. Для любых научно выявляемых районов существенны два общих признака: а) место в региональной иерархии; б) тип. Существуют районы разного порядка, при этом район более высокого ранга делится на районы более низкого порядка. В этой иерархичности заключено внутренне единство районирования. «При спуске» вниз по иерархической лестнице возрастает степень детализации при характеристике особенностей района.

Наиболее фундаментальной причиной районообразования является процесс освоения территорий в социокультурных образованиях. Это явление носит фундаментальный характер и детерминирует массу частных проявлений в пространстве. Социокультурное освоение территорий - первопричина формирования любых отраслевых и интегральных районов. Из нее вытекают более конкретные следствия, в частности определение именно тех специализаций районов, которые и находят место в реальности. Рекреационное и туристское районообразование - частный случай общего процесса районообразования. Оно также связано с определенным типом освоения территории, которая приобретает рекреационные функции и, следовательно, специализацию в рамках общего разделения труда целостного пространства региона или страны [38]. Процессы районообразования носят достаточно долговременный характер даже в случае определения рекреационной специализации, которая, как правило, не играет особенно значимой роли в хозяйстве и не является доминирующей даже в самих рекреационных районах [44].

Рекреационное районирование - членение территории по однородности признаков и характеру рекреационного использования. В рекреационном районировании район определяется как территория, однородная по характеру рекреационного использования, следовательно, она должна отличаться комплексом признаков. В качестве районообразующих признаков были выбраны:

1 структура рекреационных функций в зависимости от преобладающего использования рекреационных ресурсов (лечебная, туристская, спортивная).

2 степень рекреационной освоенности территории (развитый, средне- и слаборазвитый).

3 степень открытости района.

4 перспективность освоения.

По этим признакам территория делилась на рекреационные зоны и районы. Рекреационная зона определяла общее направление развития туризма. По принципу преобладающих рекреационных функций районы делятся на монофункциональные, с одной доминирующей функцией (Северо - Кавказский район - лечебный отдых), и полифункциональные, отличающиеся множеством функцией (Уральский район - лечебно- оздоровительный, спортивный и экологический туризм).

Впервые рекреационное районирование СССР было осуществлено школой профессора Преображенского в 1973 г., а уточнено 1980 г. Тогда вся территория была разделена (по степени развитости) на 4 зоны и 20 районов. Спустя 5 лет Зорин детализировал рекреационное районирование, увеличил число зон до 5, а районов - до 31 [14,16].

В 1996 г. Российской международной академии туризма была разработана новая схема рекреационного районирования:

1. Центр России - территория, в настоящее время самая перспективная для рекреационного развития.

2. Европейский Север России - характеризуется меньшими и неоднородно распределенными рекреационными потребностями, избыточными рекреационными ресурсами, которые, не всегда доступны для освоения. Эта территория политически стабильна и перспективна для ближайшего освоения.

3.Европейский Юг России - самая противоречивая зона, в которую входят малоперспективный, закрытый Южно-Росийский район с большой рекреационной потребностью и малыми ресурсами и открытые районы Кавказа с избыточными ресурсами, развитие которых затруднено политической нестабильностью.

4. Сибирь и Дальний Восток - закрытая зона, разделенная на 2 подзоны: малоперспективный, практически неосвоенный Азиатский Север и активно осваивающийся, с большими перспективами Юг России [25,26].

Существуют разные подходы в туристском районировании. Например, есть предложение выделять объективный ряд районирования (который связывают с объективным процессом районообразованием: территория – рекреационная местность - курорт или туристский центр) и субъективный ряд (связанный с научно-исследовательским процессом районированием: территориально рекреационная система – рекреационный район - туристская (курортная) зона. Думается, что подобное деление излишне. В объективной реальности не существует «туристских местностей» или «зон». Любая типология - условность, необходимая при научном анализе. В этом ограниченность любой науки. Если говорить об «объективности», то реальность существует как целостность и любое деление это уже научно-исследовательская субъективность. Поэтому, может существовать только «субъективный ряд» районирования.

На развитие туристских районов существенное влияние оказывают многие факторы, например: уровень экономического развития территории; транспортная доступность территории в пределах СКС; наличие достаточного количества трудовых ресурсов; существование системы расселения. Это реальные факторы конкретного процесса развития района. С другой стороны, их отсутствие не играет столь уж существенной роли и не снимает задачи освоения определенного района в качестве рекреационного или туристского.

Туристское районирование является видом частного, отраслевого районирования, отражающим только один аспект (туризм), который может быть адекватно описан на фундаментальной основе. При этом должны соблюдаться общегеографические принципы районирования: объективность, многоаспектность, иерархичность и конструктивность.
Объективность означает, что районообразующие признаки должны отражать конкретные характеристики. Многоаспектность (комплексность оценки) обусловлена разнообразием видов туризма, входящих в туристскую отрасль. Иерархичность позволяет делить территорию на зоны, подзоны, районы и подрайоны, находящиеся в четкой взаимной связи и подчинении. Конструктивность определяется четкостью поставленных при районировании задач.
В отличие от традиционного экономического подхода, в котором рассматривается только одна функция района - обслуживание туристов, в туристском районировании район определяется как территория, однородная по характеру рекреационного и туристского использования, следовательно, она должна отличаться комплексом признаков.В рекреационном и туристском районировании в качестве районообразующих признаков были выбраны следующие: структура рекреационных и туристских функций в зависимости от преобладающего использования туристско-рекреационных ресурсов (лечебная, туристская, спортивная и др.); степень туристско-рекреационной освоенности территории (развитый, средне- и слаборазвитый район); степень открытости района; перспективность освоения.
Наиболее рациональным выглядит вариант районирования (сверху-вниз): туристско-рекреационный регион; туристско-рекреационная зона; туристский макрорайон; туристский мезорайон; туристский микрорайон; туристский объект [17]. В целом под «туристским районом» понимается – территория, обладающая признаками аттрактивности и обеспеченная туристкой инфраструктурой и системой организации туризма. Туристские районы отличаются следующими признаками:

1 время возникновения; 2 предпосылки формирования; 3 уровень развития инфраструктуры; 4 туристская специализация.

Для полной ясности следует рассмотреть соотношение наиболее употребляемых в литературе понятий «туристский центр», «туристский район», «туристко-рекреационная система» и «туристский регион». «Туристский регион» - Всемирной туристкой организацией (ЮНВТО) выделяется 6 туристских регионов: Европа; Ближний Восток, Южная Азия, Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион, Африка и Америка. Вместе с тем, термин очень часто применяется в отношении единиц различной размерности. Видимо, подобную тенденцию изменить сложно (язык живое явление). Поэтому, используя термин «туристский регион» необходимо помнить о типологии ЮНВТО. Нельзя не отметить и то, что для географического страноведения все же более традиционным является выделение туристских регионов по материкам и континентам, а именно: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания [45,35].

«Туристско-рекреационная система» (ТРС). Понятие «система» в определенном смысле безразмерное. Поэтому в качестве ТРС возможно рассматривать и «туристско-рекреационную зону» и «район» и «комплекс». По примеру экологии, где «экосистема» - это и капля воды, и биосфера в целом. Ведь по существу ТРС – это удобная в обращении эколого-экономическая модель, которая раскрывает разнообразные связи территорий различного масштаба. Понятие «туристский центр» в научной литературе обычно связывают с системой расселения (городами поселками, либо со специальными поселениями – центрами обслуживания туристов). Существует более целесообразное предложение - в качестве «туристского центра» рассматривать любую местность, представляющую интерес с точки зрения туризма. На наш взгляд «туристский центр» является предельной единицей в иерархии и типологии туристских территориальных образований, которая далее подразделяется лишь на локальные территориально-рекреационные системы (объекты). Поэтому в предлагаемой системе районирования «туристский центр» территориально совпадает с «туристским микрорайоном» [17]. Для наглядности приведем пример: 1 туристско-рекреационный регион – Северная Америка; 2 туристско-рекреационная зона – Запад США; 3 туристско-рекреационный макрорайон – Внутренние плато; 4 туристско-рекреационный мезорайон – Большой бассейн; 5 туристско-рекреационный микрорайон (турцентр) – Большое Соленое озеро, г.Солт-Лейк-Сити, г.Лас-Вегас. Вместе с тем нельзя не отметить, что наиболее распространен подход, когда турцентры рассматриваются в границах отдельной страны. Это и понятно, поскольку туризм имеет четкие государственные границы, что проявляется, прежде всего, в существующих таможенно - визовых ограничениях. Если говорить о страноведческом подходе, то в настоящий момент уже сложилась технология «комплексных страноведческих характеристик», которая предполагает описание страны по блокам. Их последовательность обусловлена географической логикой: 1) Своеобразие страны; 2) Территория, географическое и геополитическое положение; 3) Историко-географические этапы развития; 4) Природа и природопользование; 5) Население и культура; 6) Хозяйство; 7) Расселение; 8) Общество; 9) Районы; 10) Состояние окружающей природной среды; 11) Перспективы. Понятно, что все эти разделы следует рассматриваться через призму туризма и рекреации.

Под туристским районированием понимается процесс членения территории, при котором районы идентифицируются по наличию у них особых рекреационных признаков и выделяются туристские районы, отличающиеся друг от друга по набору и степени выраженности признаков. Таксономические единицы в районировании могут быть разного ранга [24].

Туристский регион - цель путешествия и туристский продукт. При этом необходимо иметь в виду следующее:
1 Данное определение должно исходить из интересов потребителя: решающим моментом является то, что географическая территория, выбранная туристом, должна приносить пользу. Довольно часто такие территории нарушают исторически сложившиеся политические границы.
2 То, чем туристский регион является для определенного туриста, зависит от его потребностей.
3 Регион как "место с набором аттракционов и приспособленными под них туристскими сооружениями и услугами" представляет для туриста продукт, состоящий из комплекса услуг. В таком же виде туристский регион является единицей конкуренции въездного туризма.
Туристский регион можно рассматривать, учитывая требования самих отдыхающих. При такой модели выделяются четыре параметра, исходя из которых отдыхающий, прибыв однажды в место отдыха, хочет осуществить свои туристские мотивы еще раз. В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.
Туристский регион имеет свой цикл развития, включающий 4 этапа:
1 этап - открытие и первоначальное освоение. Эта стадия характеризуется медленным ростом числа посетителей, слабым контактом с местным населением, отсутствием средств обслуживания и очень слабой нагрузкой на окружающую среду и ресурсы. Здесь эффективно может развиваться так называемый "дикий" (на Западе он только входит в моду) и спортивный туризм, но для этого необходимо наличие красивых ландшафтов, не сильно измененных человеческой деятельностью, и минимальное присутствие социально-экономических туристских ресурсов;
2 этап - развитие. Он отличается быстрым ростом числа посетителей, возникновением специальных организаций и средств обслуживания туризма и отдыха (отели, бары, стоянки и т. д.), усилением контактов с местным населением, для которого обслуживание туристов становится важным источником дохода. Воздействие на окружающую среду резко возрастает и может приобрести отрицательный характер;
3 этап - зрелость или застой. Здесь достигается предел емкости территории, состояние окружающей среды становится неудовлетворительным, местное население начинает относиться к туристам отрицательно, рост числа туристов замедляется, а затем и прекращается;
4 этап - упадок или обновление. Эта стадия возникает в зависимости от того, будут ли обнаружены новые ресурсы для развлечения и рекреации или нет.
ВТО выделяет 6 крупных туристских регионов мира: Европу, Америку, Юго-Восточную Азию и Океанию, Африку, Ближний и Средний Восток, Южную Азию.
Туристское районирование территории является довольно важной задачей, так как решение ее позволяет с наибольшей эффективностью, и при минимальном воздействии на природу использовать определенные территории для отдыха людей и развития их культуры. Разработка научных принципов туристского районирования и дальнейшее их развитие позволяют выявлять новые рекреационные ресурсы и другие предпосылки для развития туризма в еще неосвоенных местах; выделять и создавать новые туристские районы различного порядка; правильно определять их туристскую специализацию, переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями; дифференцированно относиться к многообразным по условиям туристским районам.

Туристское районирование - задача сложная. Сложность ее заключается в следующем:

- рассматривается территория всего мира, т. е. очень разные, не схожие друг с другом области;

- районирование должно охватить такие места, где туризма практически нет или он слабо развит, но для него есть определенные предпосылки.

Туристское районирование за рубежом опирается на следующий системно-структурный подход - за самую крупную территориальную единицу берется регион, т. е. следующие географические зоны развития: Западная Европа, Восточная Европа, Северная Америка, Латинская Америка, Юго-Западная Азия (Ближний Восток), Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия, Африка, Австралия и Океания [16,17]. Единицей туристского районирования является также страна. Рассмотрение каждой страны в отдельности абсолютно необходимо, так как рассматривается вопрос международного туризма, т. е. обмена туристами между отдельными странами. Кроме того, весь статистический учет проводится в международном туризме именно по странам. Следует отметить и то, что влияние туризма на экономику рассматривается также по странам. В силу этих факторов страна выступает как важнейшая таксономическая единица при районировании в международном туризме8.

Довольно часто в развитых в туристском отношении и богатых рекреационными ресурсами странах выделяют туристские зоны. Данный термин используется для тех районов, где хорошо развит туризм, т. е. большая часть территории интенсивно посещается туристами.
По мнению А.Ю. Александровой, наиболее унифицированные требования, предъявляемые к месту отдыха, а также непосредственным образом влияющие на развитие этой отрасли, в любом международном районе туризма следующие:

1) природно-климатическая привлекательность;

2) культурно-исторические ресурсы;

3) качественный стандарт отелей и средств размещения туристов, организация питания и всей сферы услуг, соответствие мировым стандартам имеющейся в районе туристской инфраструктуры, наличие экскурсионных и культурно-развлекательных программ;

4) оперативная транспортная и информационная доступность;

5) политическая стабильность в регионе и гарантия личной безопасности;

6) международная известность и престиж места (имидж территории) [5,6]. В настоящее время сложилась определенная иерархия туристских районов: туристско-рекреационная зона, туристский макрорайон, туристский мезорайон, туристский микрорайон, туристский объект.
В современной географии развивается и концепция формирования туристско-рекреационных систем. Как отмечает Е.Ю. Колбовский, собственно проектирование туристско-рекреационных систем в регионах базируется на выделении различных композиционных, функциональных и планировочных элементов. Среди таких элементов представляется целесообразным выделить композиционные типы:

- Ареалы - регионы сосредоточения туристско-рекреационных и санаторно-курортных ресурсов.

- Ядра - функционально-экономические и градостроительные центры районов и зон.

- Оси - ландшафтно-маршрутные коридоры, связывающие между собой ареалы и ядра в единый территориальный каркас.

- Локусы - точечные элементы функционально-планировочной структуры, связанные с отдельными памятниками, турбазами, домами отдыха, поселениями [44].

Наиболее востребованными в туристской практике являются туристские регионы или районы.

В разных районах земного шара, в разных странах формируются потенциально-туристические районы с разной степенью аттрактивности. При этом аттрактивность может быть обусловлена разными факторами: природными, культурно-историческими, социально-экономическими, этноконфессиональными. Чаще всего аттрактивность обусловливается всем комплексом факторов, и в этом случае такие комплексно-аттрактивные районы особенно привлекательны для туристов и туристического бизнеса.
Таким образом, туристский район - это территория, обладающая определенными признаками аттрактивности и обеспеченная туристской инфраструктурой и системой организации туризма. Туристские районы отличаются следующими основными признаками: временем возникновения, историческими особенностями формирования; природными, историко-культурными, социально-экономическими и населенческими предпосылками формирования; уровнем развития туристской инфраструктуры; туристской специализацей. На основании этих признаков строится и классификация туристских районов.Существует тесная связь туристских районов разного ранга с туристско-рекреационными комплексами, под которыми понимается сложное хозяйство, куда входят лечебные и оздоровительные учреждения, обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли и общественного питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, дорожно-транспортная сеть, сувенирное производство и др.). Следует отметить, что все туристские районы разделяются на районы широкой и узкой специализации.

В туристской отрасли внимание организаторов и посредников туристских мероприятий сконцентрировано в основном на организации отдыха в сезон отпусков. Туристские регионы широкой специализации важны также для делового туризма. К таким туристским местам относятся транспортные, образовательные и промышленно-административные центры. Образовательные центры - это места, приспособленные для проведения конгрессов, а также учреждения исследовательского и образовательного характера.
Туристские регионы узкой специализации отличаются от регионов широкой специализации тем, что основная причина их посещения - желание исследовать данные места. Туристские места узкой специализации подразделяются на места отдыха и места, располагающие туристскими достопримечательностями.
Таким образом, туристские регионы различаются по такому признаку мотивации туристов, как пользование туристскими услугами. Если посещение определенного места является средством достижения цели, тогда говорят о туристском регионе широкой специализации; если же посещение становится самоцелью, то посещаемое место называется туристским регионом узкой специализации [8].

Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма. Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Законы о туристско-рекреационных зонах были приняты 19 мая 2006 года Государственной Думой России. Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

  • могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.
  • на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.
  • в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.
  • земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа: Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.