КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры
Документирование аудита является одним из важнейших условий его квалифициро- ванного проведения. Трудно представить бухгалтера, который при отсутствии первичных бухгалтерских документов составляет баланс (отчет) организации. И если даже такое слу- чится, то достоверность составленного им отчета будет вызывать глубокие сомнения. Для аудитора, составляющего отчет о результатах проведенного аудита, рабочие доку- менты (файлы) с подробным описанием планирования проверки, ее хода, анализа системы внутреннего контроля и учета, выводов по результатам проверки отдельных разделов и до- кументов, их подтверждающих, являются такими же первичными документами, при отсутст- вии которых подготовка достоверного отчета (заключения) не возможна. Наличие рабочей документации позволяет анализировать действия аудиторов и следовательно организовать как внутрифирменный так и внешний контроль качества их работы. На основе рабочей документации аудиторская фирма может отстаивать свои интересы в суде в случае претензий клиентов по поводу низкого качества проведенного аудита. Учитывая, что сфабриковать рабочую документацию аудитора с указанием номеров и дат проверенных документов без реального проведения аудита практически невозможно, то ее обязательное наличие в аудиторских фирмах позволит ликвидировать тех "аудиторов" од- нодневок, которые, присосавшись к профессии, выдают за небольшие деньги любые заклю- чения без проведения аудиторских проверок. Это в свою очередь позволит поднять доверие пользователей бухгалтерской отчетности организаций к аудиторским заключениям и аудито- рам как таковым. Рабочие документы должны обеспечивать документальное подтверждение того, что проверка проведена надлежащим образом (глубоко и качественно), раскрывать методы ау- дита, объем проверенных документов и подтверждать полноту и качественность аудитор- ского заключения. Они должны также содержать пояснения о том, что книги и журналы, за- писи и т. п. отражают (не отражают) совершенные операции в соответствии с нормативной и законодательной базой РФ надлежащим образом. Кроме того, должно быть документально подтверждено, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана ауди- торами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования. Рабочие документы должны позволять аудитору, возглавляющему проверку, и ру- ководству фирмы оценить работу как бригады в целом, так и каждого аудитора в отдель- ности и определить, не требуется ли изменить условия проведения проверки в последующих периодах. Порядок систематизации рабочей документации не регламентирован стандартами, он регулируется аудиторскими фирмами самостоятельно. Федеральные правила (стандарты) ау- диторской деятельности "Планирование аудита", “Документирование аудита” дают пример- ный перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации. В аудиторской организации целесообразно рабочие документы подразделять на типы. К четырем основным типам документов можно отнести: 1. Комплект документов сверки, который содержит: - Входящее сальдо по счетам от предшествующего периода; - Сальдо и обороты по счетам за текущий период; - Соответствие сальдо и оборотов по каждому счету главной книги; - Корректировочные исправления, внесенные в ходе аудита; - Корректировочные исправления, внесение которых требуется по результатам аудита; - Окончательное сальдо по счетам за текущий период в тех случаях, когда его оп- ределение возможно. 2. Комплект документов проверки - изучение расхождений в остатке на счете, оп- ределявшемся по разным источникам, т. е. соответствие данных первичных документов дан- ным главной книги. В этот комплект входят все документы (таблицы и т.п.) составляемые в ходе аудита правильности, правомерности и достоверности совершенных операций и их со- ответствия законодательным и нормативным документам РФ. 3. Анализ сальдо на конец периода - в этом комплекте документов подытоживаются компоненты сальдо на конец периода, и проверяется его достоверность, например, в анали- тическом учете отдельные покупатели или поставщики, применительно к дебиторским и кредиторским задолженностям. Приводятся данные по сверкам, запросам, результатам ин- вентаризаций и т.п. с выводами о достоверности аналитических компонентов, формирующих сальдо в синтетическом учете. 4. Комплект документов по анализу финансового состояния организации - в этом ком- плекте документов должны быть собраны в виде таблиц и расчетов все аналитические пока- затели необходимые и связанные с проведением экспресс-анализа и детального анализа фи- нансового состояния и баланса организации. Правило (стандарт) определяет, что конкретный состав и содержание рабочих до- кументов определяется аудиторской организацией (аудитором) исходя из: - характера проводимой работы; - характера и сложности деятельности экономического субъекта; - состояния бухгалтерского учета экономического субъекта; - надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта; - необходимого уровня руководства и контроля за работой персонала аудиторской ор- ганизации при выполнении отдельных процедур. Каждый рабочий документ должен "отвечать за себя", поэтому в нем должна содер- жаться вся информация, необходимая для того, чтобы определить объем выполненной рабо- ты и сделанные выводы, ссылка на соответствующий раздел программы, принцип выборки, если он используется, адекватные ссылки на соответствующие документы. Учитывая, что вся информация, содержащаяся в рабочих документах, является конфи- денциальной и не подлежит разглашению, а рабочая документация находится в собственно- сти аудиторской фирмы, хранить ее необходимо в специально оборудованном архиве не ме- нее 5 лет. Порядок работы архива и ответственное лицо, отвечающее за сохранность документов, могут быть определены приказом руководителя аудиторской фирмы в соответствии с требо- ваниями правила (стандарта). Однако, для удобства в последующей работе архивные документы целесообразно раз- делять на 2 типа: - документы постоянного архива; - документы текущего архива. В постоянный архив могут включаться следующие материалы (по разделам): 1. Данные об организации. 2. Протоколы и материалы общих собраний и заседаний Совета директоров, правления. 3. Юридические документы постоянного характера. 4. Заключения по аудиту. 5. Материалы по организации учета и внутреннему контролю. 6. Отчеты по ценным бумагам. 7. Анализы. 8. Разное (например, переписка, имеющая длительный или перспективный характер). Материалы, хранящиеся в папке постоянного архива, используются руководителем группы при подготовке к аудиту. При разработке рабочих документов для постоянного ар- хива следует указывать фамилии лиц, готовивших такие документы, и даты их подготовки. Постоянные архивы должны все время обновляться и не иметь бесполезных и устарев- ших материалов. Поэтому руководитель группы после каждого случая выполнения работ в организации вносит в документы изменения, убирает не нужные, подшивает новые. После каждого внесения изменений в архивные документы на первом листе в папке де- лается запись с указанием фамилии лица, рассматривавшего архив, дата такого рассмотрения и внесения изменений. Ниже перечислены специфические позиции, которые целесообразно включать в по- стоянный архив, однако точное содержание архива может варьироваться в зависимости от масштаба проверяемой организации и характера ее деятельности. В рамках типичного аудита ряд из этих позиций не понадобится, и в то же время придется включить ряд других позиций, которых нет в приведенном выше перечне. В текущих архивах хранятся все рабочие документы, разрабатываемые, составляемые или копируемые в ходе аудита. В текущий архив включаются по разделам: 1. План проведения аудита. 2. Проверяемая бухгалтерская (налоговая и иная) отчетность. 3. Все рабочие документы, подшиваемые по счетам, в соответствии с планом счетов. Документы, которые включают подтверждения выполненных процедур или являются основой для этих процедур, целесообразно копировать для включения в рабочие документы текущего года, если существует вероятность их изменения в последующем. Все документы должны быть надежно закреплены в папках текущего и постоянного архива, на папках указано название аудируемой организации. Аудиторская процедура - это определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке ау- дита Классификацию аудиторских процедур по видам можно представить следующем об- разом: 1. Тесты средств контроля – аудиторские процедуры по проверке функционирования и надежности конкретного средства контроля. 2. Аудиторские процедуры по существу, которые в свою очередь подразделяются на: а) детальные тесты оборотов и сальдо по счетам – аудиторские процедуры, представ- ляющие собой детальную проверку оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета. б) аналитические процедуры – аудиторские процедуры, представляющие собой анализ и оценку полученной информации исследование важнейших финансовых и экономических показателей в целях выявления необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин этих искажений. Виды аудиторских процедур характеризуют цели и направленность сбора аудиторских доказательств. Порядок получения доказательств в аудите регламентируется федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Аудиторские доказательства”. Аудиторские доказательства бывают внутренними, внешними и смешанными. Наи- большую ценность и достоверность для аудиторской организации имеют внешние доказа- тельства, затем — смешанные доказательства и в последнюю очередь — внутренние доказа- тельства. Такой подход связан с тем, что лица, ответственные за подготовку бухгалтерской отчетности, по каким-либо причинам могут быть заинтересованы в искажениях отчетности, например, в целях оптимизации налогообложения. Предполагается, что по ряду вопросов информация, полученная от сторонних организаций, более объективна и беспристрастна. Эти закономерности имеют исключения, и аудитор должен применять некоторые изданных принципов с известной долей осмотрительности. Информация, полученная в документарной и письменной форме, признается более дос- товерной. Источниками получения доказательств являются различные документы, созданные как самим экономическим субъектом, так и третьими лицами. К ним относятся: первичные учет- ные документы; регистры бухгалтерского учета; инвентаризационные описи: бухгалтерская и статистическая отчетность, хозяйственные договоры; распорядительная документация; любые другие документы, содержащие информацию, влияющую на формирование бухгал- терской отчетности. Важный, хотя и менее достоверный, источник информации — устный опрос персонала экономического субъекта и третьих лиц. Значительную роль в понимании сути происходящего играет информация, содержащаяся в специальных, в том числе в перио- дических изданиях. Безусловно, устную и печатную информацию аудитор должен подвер- гать строгому критическому анализу. В процессе получения доказательств аудитор всегда должен четко представлять, какие документы и в каких целях он проверяет. Он должен оценивать вероятные ошибки, которые могут содержаться в проверяемых источниках, и проводить аудиторские процедуры таким образом, чтобы выявить ошибки. Бессистемное изучение документов, перелистывание папок, перекладывание стопок бумаг, хаотичные подсчеты с целью обнаружить что-нибудь неэф- фективны, повышают затраты труда и времени и снижают качество результатов аудита. В международной аудиторской практике для систематизации сбора аудиторских дока- зательств применяют систему определенных критериев. В российской практике пока нет ус- тоявшегося определения этого понятия. Мы уже говорили, что аудитор должен изучать документы, принимая во внимание опи- санные выше критерии, т.е. он должен ясно представлять себе, какие аудиторские доказа- тельства хочет получить, проверяя тот или иной документ. Например, аудитор выясняет, со- ответствует ли данный документ требованиям действующего законодательства, правильно ли оформлен, точны ли приведенные числовые значения (верны ли арифметические подсче- ты). Однако правило (стандарт) аудиторской деятельности “Аудиторские доказательства” описывает также наиболее распространенные непосредственные способы получения ауди- торских доказательств [44, п. 4.2.3]. К ним, в частности, относятся: - проверка арифметических расчетов клиента (пересчет); - инвентаризация; - проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций: - подтверждение; - устный опрос персонала, руководства экономического субъекта, и независимых (третьих) сторон; - проверка документов; - прослеживание; - аналитические процедуры; - подготовка альтернативного баланса. Данный перечень не является исчерпывающим. При необходимости аудитор может применять дополнительные процедуры, комбинируя их в зависимости от целей аудита кон- кретного объекта. Выбор правильного подхода очень важен, ибо для получения аудиторских доказательств по разным критериям необходимы различные аудиторские процедуры. На- пример, доказательства существования товарно-материальных ценностей на отчетную дату можно получить, воспользовавшись результатами инвентаризации. Если необходимо полу- чить доказательства по критерию полноты, то простая проверка данных, содержащихся в ре- гистрах бухгалтерского учета, может не дать желаемого результата, поскольку следует вы- явить недостающие записи. В этом случае логично проверять первичные документы и пол- ноту переноса содержащихся в них данных в регистра бухгалтерского учета. Рассмотрим наиболее распространеные: 1. Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет). Пересчет заключается в про- верке ранее сделанных клиентом арифметических расчетов и в выполнении независимых подсчетов. Эта процедура дает математически точную информацию. При обнаружении оши- бок в подсчете аудитору следует проследить дальнейший путь этой искаженной информации и оценить ее влияние на степень достоверности отчетности. Пересчет обычно осуществляется выборочно в соответствии со стандартом “Аудитор- ская выборка”. 2. Инвентаризация. Этот прием подтверждает физическое наличие имущества и финан- совых обязательств, дает точную информацию об их существовании и приблизительную о состоянии и оценке основных средств, МБП, материалов, готовой продукции и т.п. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за проведением инвентаризации, в резуль- тате чего правильно оценить надежность системы БУ и действенность СВК. До начала проведения инвентаризации аудиторская организация обязана выяснить, как часто проводилась инвентаризация, проверить документы о прежних инвентаризациях, озна- комиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей, выявить из них дорогостоящие, проанализировать систему их учета и контроля, выявить ее слабые и силь- ные стороны. В случае наблюдения за проведением инвентаризации аудитору надо принять участие в выполнении контрольных измерений, изучить, имеются ли устаревшие, неиспользуемые или малоиспользуемые ценности, проверить, как хранятся запасы, принадлежащие третьим ли- цам, учитываются ли они отдельно в складском учете и в бухгалтерии на забалансовых сче- тах, проверить реальность дебиторской и кредиторской задолженности. Проверка может проводиться в двух направлениях: сверки учетных данных с фактиче- ским наличием ценностей, и наоборот. 3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Достоверна только информация, полученная в момент исследования учетных работ, выполняемых бух- галтерией. 4. Подтверждение. В значительной части деловых операций участвуют третьи стороны. От них могут быть получены в письменном виде подтверждения информации, которая вызы- вает сомнение у аудитора. Например, при обнаружении подчисток и исправлений в банков- ских выписках запрашиваются их копии из банка. Стандартом рекомендуется готовить запрос в виде документа от имени руководства экономического субъекта в адрес третьей стороны. В нем должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации. При необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить непо- средственный контакт с третьей стороной, которой был направлен запрос. Если от третьей стороны получена информация, расходящаяся с учетными данными клиента, то надо применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения. 5. Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и третьей стороны. Его проводят на всех стадиях аудита—и в ходе ознакомительного посещения фирмы- клиента, и для выяснения отдельных вопросов, возникающих при проверке. Результаты должны записываться в виде протокола или краткого конспекта с указани- ем фамилии, имени и отчества аудитора, проводившего опрос, и лица, которое было опро- шено. Для проведения опросов могут быть использованы готовые бланки с перечнями вопро- сов и местом для ответов. Протоколы, конспекты и заполненные бланки приобщаются к другим рабочим доку- ментам аудитора. Полученная информация должна быть подкреплена независимыми сведениями, полу- ченными в ходе других аудиторских процедур. Исключение составляет добровольное при- знание в хищениях, нарушениях, неверном использовании учетной политики и т.п. (об этом в стандарте не говорится). 6. Проверка документов. Документы могут быть внутренними (подготовленными и об- работанными внутри проверяемой фирмы), внешними (подготовлены вне фирмы), а также внутренними и внешними одновременно. Среди документов также выделяют официальные и обычные. Наиболее достоверными с точки зрения уменьшения вероятности подделки явля- ются официальные документы (например, уставные документы, выписки банка, корешки де- нежных чеков). Менее достоверными с этих же позиций являются обычные документы (на- пример, счета-фактуры поставщиков, договора с покупателями на поставку продукции). Сте- пень доверия к внутренним документам зависит от качества внутреннего контроля за их под- готовкой и обработкой. Цель проверки документов - подтверждение учетных записей. 7. Прослеживание (сканирование). С помощью этой процедуры выявляются и изучают- ся нетипичные статьи и события, отраженные в учете. При выполнении этой процедуры ау- дитор выборочно проверяет первичные документы и их запись в регистры синтетического и аналитического учета с использованием стандарта “Аудиторская выборка”. 8. Подготовка альтернативного баланса сырья, материалов (на основании норм) и вы- хода продукции (выполнения работ, оказания услуг) для получения доказательств о реально- сти и полноте отражения в учете готовой продукции.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 82; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |