КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Организация подготовки аудиторской проверки
В настоящее время в Российской Федерации действует большое количество аудитор- ских фирм, и перед экономическими субъектами стоит проблема выбора. Самый простой способ выбрать аудиторскую фирму — довериться рекламе. Однако это и самый ненадеж- ный способ, поскольку нет уверенности в качестве и надежности работы рекламируемой фирмы. Часто экономические субъекты используют рекомендации деловых друзей, партнеров, знакомых или черпают информацию из специальной литературы, посещений семинаров, вы- ставок и пр. Основными критериями отбора аудиторских фирм являются: численность пер- сонала и его опыт; оборот фирмы; наиболее крупные клиенты фирмы; уровень цен на услуги; возможные предоставляемые льготы; степень ответственности за качество аудита; наличие филиалов в регионах; продолжительность работы на рынке; наличие соответствующей ли- цензии; ассортимент предоставляемых услуг. Численность персонала и оборот аудиторской фирмы можно установить, используя ре- гулярно публикуемые в прессе рейтинги аудиторских фирм. Поскольку в условиях рынка цена на услуги различна в разных фирмах, экономические субъекты имеют возможность выбора аудиторских фирм и по этому параметру. Некоторые аудиторские фирмы предоставляют своим постоянным клиентам опреде- ленные льготы относительно цены, времени оказания услуги, предоставления конкретных аудиторов, а в своих рекламных буклетах (или используя другие формы оповещения) пере- числяют наиболее известных своих клиентов для дополнительного подтверждения своего статуса, солидности и значимости на рынке аудиторских услуг. Эти факторы также следует учитывать при выборе аудиторов. Важный критерий выбора аудиторской фирмы — степень ответственности за качество своей работы, которую аудиторская фирма готова нести в соответствии с договором на про- ведение аудита (диапазон ответственности, которую согласна взять на себя аудиторская фирма по договору на аудит, очень широк). Наличие филиалов в регионах может быть лишь вспомогательным критерием в тех случаях, когда это важно для экономического субъекта. Продолжительность работы на рынке аудиторских услуг — критерий, свидетельст- вующий об имеющемся опыте. Конечно, экономическому субъекту следует убедиться в том, что аудиторская фирма имеет непросроченную лицензию на соответствующий вид услуг. Чем шире ассортимент услуг, которые предоставляет аудиторская фирма, тем это удоб- нее экономическому субъекту, так как при необходимости в одной и той же фирме он может получить исчерпывающую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы. Сделав свой выбор, предприятие направляет аудиторской организации официальное именное письмо-предложение о проведении аудита или уведомляет его о готовности сотруд- ничества иным способом. Для того, чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предотвратить финансо- вые и моральные издержки, аудиторы должны в свои очередь иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. На этапе предварительного знакомства с заказчиком целе- сообразно выяснить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты ау- дита. С этой целью важно иметь продуманную систему отбора клиентов, учитывающую по- мимо прочего особенности современного экономического развития России, когда сохраняет- ся высокая нестабильность налогового законодательства, а многие предприятия нарушают действующие правила ведения учета и составления отчетности. Предварительное планирование аудита производится на этапе решения вопроса о вы- боре клиента до принятия на себя аудиторской организацией каких-либо обязательств и до вступления с клиентом в договорные отношения. Аудиторская организация должна достичь достаточного понимания деятельности про- веряемого экономического субъекта как в отношении основной, так и инвестиционной дея- тельности и прочих (внереализационных) операций. Это необходимо для того, чтобы разо- браться в его экономической политике в отчетный период (периоды), его стратегии и такти- ке, вникнуть в специфику проводимой учетной и финансовой политики, идентифицировать хозяйственные операции, оценить правильность применения нормативно-правовых актов, регулирующих эти операции. Понимание деятельности экономического субъекта позволит достичь обоснованности выводов о достоверности его бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо в первую очередь оценить влияние внешних и внутренних факторов. Но на ста- дии предварительного планирования акцент следует делать именно на внешних факторах, поскольку детальное исследование внутренних факторов производится после заключения договора на аудит в ходе самой аудиторской проверки. Изучаемые факторы можно разделить на группы: 1. Общеэкономические факторы (состояние экономики в целом, возможности финанси- рования, уровень инфляции, государственная политика, курсы иностранных валют и валют- ный контроль). 2. Отраслевые факторы (рынок и конкуренция, цикличность, изменения в технологии производства, сезонность деятельности, предпринимательский риск, спад или расширение отрасли, особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций, нормативно-правовая база и т.п.). 3. Индивидуальные факторы (корпоративная структура, деловая репутация и опыт, структура капитала, организационная структура, цели, философия, стратегические планы управления, приобретения, слияния или сокращения деятельности, источники и методы фи- нансирования, деятельность Совета директоров, качество управления, деятельность внутрен- него аудита, отношение к внутренним средствам и методам контроля). 4. Факторы, связанные с особенностями экономической деятельности (характер бизне- са, местонахождение средств производства, складов, офисов, работа по найму работников, основные клиенты и контракты, условия оплаты, бартер, взаимозачеты, выдача векселей и т.д.). 5. Финансовые факторы (системы прогнозирования доходов и финансовых потоков, ли- зинг и прочие финансовые соглашения, валютные операции и процентные ставки, операции с ценными бумагами и т.п.). 6. Нормативно-правовые факторы (учетная политика, требования к бухгалтерскому учету и отчетности, нормативные и законодательные акты, система налогообложения, меры государственного регулирования, обязательность аудита, пользователи бухгалтерской отчет- ности). Аудитор может получить знания о деятельности экономического субъекта на этапе предварительного планирования из следующих источников: - официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях; - статистические данные, официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты; - нормативные и законодательные акты, регламентирующих деятельность проверяемо- го экономического субъекта; - результаты посещения специальных семинаров, конференций, других аналогичных мероприятий; - разъяснения, полученные от персонала проверяемого экономического субъекта (в со- ответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Разъяснения, предостав- ляемые руководством проверяемого экономического субъекта”) ” - учредительные документы, Положение об учетной политике, схема организационной и производственной структур. В целом на этапе предварительного планирования аудиторская организация должна иметь достаточно полную информацию о состоянии имущества и обязательств экономиче- ского субъекта как на момент проведения аудита, так и на перспективу. К числу основных процедур предварительного ознакомления аудиторов с предприяти- ем относятся следующие: - определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее ре- зультатов; - определение отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия- клиента, его организационно-управленческого устройства, наличия дочерних предприятий и филиалов на основе ознакомления с учредительными и другими внутренними документами; - выяснение особенностей поведения руководителей, квалификации учетного персона- ла путем личных бесед; - предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обеспечения со- хранности активов через посещение и осмотр основных, производственных и складских помещений; - знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудито- ров, материалами налоговых проверок; - выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, учредителями (акционерами) и другими пользователями финансовой отчетности клиента; - экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтер- ского учета и системы внутреннего контроля на предприятии; - получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, различных органи- заций, из средств массовой информации и т. д.); - предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска; - оценка собственной способности аудиторской организации к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, - знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регулирования и т. д. Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимается на обслуживание. На- оборот, если проведение аудита признается возможным, то аудиторской организации реко- мендуется направить руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо- обязательство о согласии на проведение аудита. Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа, устанавли- вающего взаимоотношения между аудиторской организацией и предприятием до заключения договора. Параллельно с этим формирует штат для проведения аудита. При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, следует учитывать: - бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного); - предполагаемые сроки работы группы; - количественный состав группы; - должностной уровень членов группы; - преемственность персонала группы; - квалификационный уровень членов группы. Если между клиентом и аудиторской организацией существуем долгосрочный договор, в котором определены цель и масштаб аудита, то письмо-обязательство можно не состав- лять. Договор на проведение аудиторской проверки — это официальный документ, который регламентирует взаимоотношения аудитора с клиентом. При его составлении нужно четко уяснить желание клиента и помочь ему правильно сформулировать заказ. От правильного и четкого составления договора во многом зависит качество и бесконфликтность проведения аудиторской проверки. Между заказчиком и аудитором возникают особые отношения по поводу аудиторской проверки. Раньше договор на аудиторскую проверку заключался как договор подряда. В Гражданском кодексе отражен новый вид договора: договор на возмездное оказание услуг. В качестве одного из их видов указаны аудиторские услуги. Но особенности этого договора приведены пока в общем виде. Это: 1. Понятие возмездного оказания услуг. 2. Порядок исполнения договора. 3. Оплата услуг. 4. Определение последствий невозможности достижения результатов работы. 5. Обязательства сторон при одностороннем отказе от исполнения договора. В остальном договор на возмездное оказание услуг (ДВОУ) может содержать те же по- ложения, что и договор подряда. Так, подрядчик обязуется своевременно и с надлежащим качеством выполнить для заказчика определенные работы. Заказчик же обязуется своевре- менно принять выполненные работы и оплатить их. Термин “объем аудита” относится и к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необ- ходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудитор- ской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудитор при определении объема аудита обязан прини- мать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необ- ходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения. Важным моментом при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Она должна определяться с учетом объема и трудоемкости предстоящих работ, уровня возможного аудиторского риска, предполагаемого эффекта для клиента и других факторов. Все используемые в настоящее время формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг условно можно разделить на следующие группы: - аккордная оплата, при которой сумма оплаты определяется и фиксируется в договоре до начала проверки. Как правило, ее определяют произвольно в зависимости от финансовых возможностей клиента (в размере 0,1 - 1,0% от объема реализации за проверяемый период). Нередко аудиторы предварительно знакомятся с особенностями деятельности клиента, оце- нивают аудиторский риск, примерную трудоемкость работ, после чего они определяют об- щую стоимость работ. Недостатком аккордной оплаты относится невозможность обосновано оценить реальную трудоемкость работы и предусмотреть непредвиденные обстоятельства, которые могут повлиять на нее, а значит отразиться на финансовом положении аудиторской организации; - повременная оплата, которая наиболее распространена на рынке аудиторских услуг во всех странах. Она базируется на оценке стоимости одного часа (дня) работы аудитора, ко- торая зависит от его квалификации. При появлении непредвиденных обстоятельств увеличе- ние трудоемкости прямо пропорционально стоимости работ; - сдельная оплата, которая применяется, как правило, при восстановлении бухгалтер- ского учета. Расчет производится исходя из определения стоимости одной операции, выпол- ненной аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности; - оплата по результатам, которая предусматривает отказ аудиторской организации от заранее определенной суммы за предоставленную услугу и установление оплаты в виде доли от сэкономленных для клиента финансовых ресурсов. Эта экономия возникает в результате выявления ошибок в ведении учета, оформлении документации, уплаты налогов и т. п.; - комбинированная оплата, представляющая различные комбинации из перечисленных выше форм и видов оплаты. Например, в договоре определяется общая стоимость услуги (аккорд) плюс, определенный процент от достигнутой экономии средств клиента при выяв- лении налоговых ошибок или резерв на непредвиденные обстоятельства и т. п. Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый или долгосрочный ха- рактер. Изменения и дополнения к договору должны быть оформлены в письменном виде. Планирование аудиторской проверки производится в три этапа: 1-й этап — предварительное планирование, которое производится на стадии выбора клиента. На этом этапе предварительно знакомится с клиентом, рассчитывает уровень суще- ственности предстоящей проверки, изучает и оценивает СВК и систему бухгалтерского учета клиента, оценивает аудиторские риски, готовит общий план и программу аудита. По резуль- татам этой работы аудиторской проверки вообще может не быть, если обнаружится высокий уровень внешнего риска. 2-й этап — разрабатывается общий план аудита с указанием ожидаемого объема, гра- фиков и сроков проведения аудита. Кроме того, на этом этапе аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудитор- ские процедуры включают в себя тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу. Последние в свою очередь подразделяются на детальную проверку правильно- сти отражения в бухгалтерском учете оборотов по счетам и аналитические процедуры. 3-й этап — аудитор должен завершить подготовку рабочей документации в виде ауди- торского файла, подготовить письменную информацию руководству проверяемого экономи- ческого субъекта по результатам аудита. Сформулировать по результатам аудита свое мне- ние о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта. Подготовить по установленной форме аудиторское заключение. По окончании процесса планирования общий план и программа должны быть докумен- тально оформлены и завизированы. Процесс планирования достаточно трудоемок: его 2 и 3-й этапы могут занимать до 30% времени, затраченного на аудит. Поэтому время на его проведение должно предусматривать- ся бюджетом работ и оплачиваться клиентом. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе работы в план могут быть внесены изменения, но их причины должны до- кументироваться. В общем плане, как уже отмечалось, должны быть указаны ожидаемый объем, графики и сроки проведения аудита, подготовки отчета и аудиторского заключения.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 55; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |