КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Стандарты аудиторской деятельности
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудитор- ской деятельности» под правилами (стандартами) аудита понимаются единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалифика- ции. Таким образом, стандарты аудита — это общие руководящие нормы и правила, помо- гающие аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок и регламенти- рующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности. Основной целью правил (стандартов) аудиторской деятельности является обеспечение всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирова- ния и выражения независимого аудиторского мнения. Значение правил (стандартов) аудиторской деятельности заключается в том, что они прежде всего способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки, устанав- ливают единые требования при осуществлении аудита, а также дают возможность пользова- телям финансовой информации понять сущность и методы аудиторской проверки. Они по- могают аудиторам вести переговоры с клиентами аудита и обеспечивают связь между от- дельными элементами аудиторского процесса, заставляют аудиторов повышать уровень сво- их знаний и квалификации, а также рационализуют и облегчают аудиторскую работу и т.д. По принадлежности аудиторские стандарты подразделяются на внешние (международ- ные и федеральные стандарты аудита) и внутренние. В свою очередь, российские правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на федеральные правила (стандарты), внутренние правила (стандарты), действующие в профессиональных аудиторских объедине- ниях стандарты, а также внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций (аудито- ров). Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятель- ности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов. Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, опре- деляется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступле- ние от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого. Все стандарты имеют одинаковую структуру построения ” содержат следующие разде- лы: 1. Общие положения; 2. Основные понятия и определения, используемые в стандарте; 3. Сущность стандарта; 4. Практические приложения. В разделе "Общие положения" отражаются: - цель и необходимость разработки данного стандарта; - объект стандартизации; - сфера применения стандарта; - взаимосвязь с другими стандартами. В разделе "Основные понятия и определения используемые в стандарте" содержатся основные термины и их краткая характеристика. В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема требующая описания, про- водится ее анализ и приводятся методы решения. Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие не- пременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие: цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы. В экономической литературе описаны две классификации отечественных правил (стандартов) аудита. Первая классификация включает четыре основные группы: - общие правила (стандарты) аудита, представляют собой свод профессиональных тре- бований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др. - правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, раскрывают положения о не- обходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского уче- та, внутреннего контроля, получения доказательных материалов и др. правила (стандарты) составления отчета, предусматривают указание на то, какие именно отчеты составляет и представляют аудиторы пользователям бухгалтерской отчетно- сти по окончании проверки, отражают состав и содержание отчетов, порядок их представле- ния, а также разграничение ответственности аудиторов и аудируемых лиц. - специфические стандарты. Вторая классификация построена аналогично классификации Международных стандар- тов аудита и содержит одиннадцать групп стандартов деятельности. При отсутствии отечественных стандартов по различным вопросам методологии аудита в своей работе аудиторам целесообразно руководствоваться международными стандартами аудита, а в случае их отсутствия или невозможности их применения — в соответствии со своим профессиональным опытом и интуицией. С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а так- же по мере превращения аудиторских организаций в крупные международные группы поя- вилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Стала очевидной по- требность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом работы аудиторов в разных странах. Это десять основополагающих принципов - Международные аудиторские стандарты. Международные стандарты аудита и Краткая сводка правил, состоящая из 29 правил аудита и 4 правил сопутствующих услуг, способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения. Однако в разных странах их применяют по- разному в силу большого разнообразия национальных учетных систем, экономических и по- литических условий, исторических традиций. Российские стандарты аудиторской деятельности (как и международные) определяют лишь общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды заключений, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако они не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и рациональность которых определя- ется самой аудиторской организацией (аудитором). Этой цели служат внутренние стандарты аудита. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" внутренние стандарты аудиторской организации - это документы, детализирующие и устанавливающие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования ре- альных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между ауди- торской организацией и аудируемым лицом, между аудиторской организацией и организа- циями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами. Понятие "внутренний (внутрифирменный) стандарт аудиторской организации" включа- ет в себя создание документов, детализирующих и регламентирующих единые требования к осуществлению и оформлению аудита. Эти документы утверждаются аудиторской организа- цией и обеспечивают эффективность практической работы и ее адекватность требованиям Правил (Стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторская организация сама должна сформировать собственный пакет внутренних (внутрифирменных) стандартов, отражающий ее понятия и подходы к проводимым проверкам, а также к составляемым аудиторским за- ключениям. В основу этих документов должны быть положены общеустановленные принци- пы организации и проведения аудита. Внутрифирменные стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках дан- ной аудиторской организации, обеспечивают дополнительные основы для урегулирования реальных или потенциальных конфликтов: - между сотрудниками и администрацией аудиторской организации; - между аудиторской организацией и контролирующими органами; - между экономическим субъектом, аудиторской организацией и организациями, за- щищающими общественные интересы; - между самими аудиторами. Применение внутрифирменных стандартов позволяет аудиторским организациям: - полнее соблюдать требования Правил (Стандартов) аудиторской деятельности; - уменьшить трудоемкость аудиторских работ; - использовать в качестве инструментария рабочие таблицы, вопросники, другие вспо- могательные рабочие документы технического характера; - обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов (помощников) аудито- ра; - сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной; - содействовать внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и тех- нологий; - укрепить общественный престиж профессии, в том числе и через детализацию требо- ваний к профессиональному поведению аудитора в соответствии с основными принципами и этическими нормами аудита. Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядительной докумен- тации и системы внутреннего контроля аудиторской организации и должны удовлетворять следующим требованиям: - целесообразности - иметь практическую пользу; - преемственности и непротиворечивости - каждый последующим внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с осталь- ными стандартами; - логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения; - полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандар- та, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения; - единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах. Такие стандарты учитывают специфику работы аудиторской организации и раскрыва- ют содержание конкретных процедур проведения проверки, сбора аудиторских доказа- тельств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего кон- троля и внутренней отчетности аудиторской организации, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др. Во многом внутренние стандар- ты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов и других сотруд- ников аудиторской организации. В тоже время стандарты не должны быть излишне детализированы, сковывать инициа- тиву аудиторов, так как это может превратить аудит в механический сбор сведений, не под- крепленный профессиональными суждениями. Поэтому подготовка внутренних аудиторских стандартов - процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения, как положений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторов.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 55; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |