Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выполнение плана перевозок




Основные направления статистического анализа отчетных данных по перевозкам грузов и пассажиров

Статистическое изучение отчетных данных по перевозкам вы­полняется в следующей последовательности:

контроль за выполнением плана (по объему перевозок, объ­ему транспортной работы);

• характеристика ритмичности выполнения плана;

• оценка качества выполненных перевозок (выполнение до­говорных обязательств, соблюдение расписания движения транс­портных средств);

• выявление условий выполнения плана перевозок и оценка влияния факторов;

• изучение динамики перевозок и их сезонной неравномер­ности.

Контроль за выполнением плана по перевозкам осуществляет­ся нарастающим итогом. Процент выполнения годового плана исчисляется в трех вариантах:

1) выполнение плана каждого месяца;

2) выполнение плана по нарастающему итогу с начала года;

3) выполнение годового плана нарастающим итогом.

В табл. 1.1 представлен расчет выполнения плана по обще­му объему перевозки за первый квартал отчетного года.

Проценты выполнения плана в табл. 1.1 для февраля вы­числяются следующим образом

1) за месяц

(770: 780) × 100 = 98,7%;

2) по нарастающему итогу с начала года

(1530: 1530) × 100 = 100,0%;

3) годового нарастающим итогом

(1530: 9240) × 100 = 16,6%.

Аналогично нарастающим итогом контролируется выполне­ние плана по грузообороту, при этом необходимо сопоставлять процент выполнения плана по грузообороту с процентом выпол­нения плана по объему перевозок. Более высокий процент вы­полнения плана по грузообороту объясняется увеличением сред­него расстояния перевозки 1 т груза по сравнению с планом, бо­лее низкий – уменьшением среднего расстояния перевозки.

 

 

Таблица 1.1

      Месяц Объем перевозки, тыс. т Выполнение плана, %
    Месяц план отчет   за месяц     по нараста­ющему итогу с начала года     годо­вого нараста­ющим итогом    
  на месяц с начала года за месяц с начала года
  Январь         101,3 101,3 8,2
  Февраль         98,7 100,0 16,6
  Март           100,6 100,2 34,8
  и т. д. ….          
  Декабрь              

Особое внимание уделяется контролю над выполнением плана по клиентуре и родам грузов. Здесь исчисляется процент выполне­ния плана хозяйственных договоров по каждому грузоотправи­телю, и выявляются причины его недовыполнения. В целом по предприятию определяется показатель выполнения плана по объему перевозок с учетом выполнения договорных обязательств по формуле

, % (17)

где Q пл – плановый объем перевозок по каждому грузоотправителю в соответствии с договором;

Q н –недовыполненный объем перевозок по каждому грузоотпра­вителю.

В табл. 1.2 приведены плановые и отчетные данные по пе­ревозке грузов автотранспортным предприятием.

В целом по предприятию план по перевозке грузов выпол­нен на 100,96% [(814,1: 806,3) × 100].

Выполнение плана по грузоотправителям следующее

СМУ – 1 (278,4: 250,2) × 100 = 111,27%;

Кирпичный завод (169,8: 185,7) × 100 = 91,43%;

ЖБК (365,9: 370,4) × 100 = 98,78%.

Таблица 1.2

Перевозка грузов по договорной клиентуре за апрель

Наименование грузоотправителей Перевозка груза, тыс. т
    план по договору фактически
Строительно-монтажное управление (СМУ-1) 250,2 278,4
Кирпичный завод 185,7 169,8
Завод железобетонных конструкций 370,4 365,9
Итого 806,3 814,1

Выполнение плана перевозки грузов в целом по предприя­тию с учетом договорных обязательств:

%

Сопоставляя полученные показатели выполнения плана, сле­дует отметить, что при общем перевыполнении плана по пере­возкам за апрель на 0,96% предприятие недовыполнило план перевозок по договорным обязательствам на 2,54%.

Важнейшим показателем работы предприятия является рит­мичность выполнения плана по перевозкам. Только при ритмич­ной работе достигается выполнение плана по перевозкам при наименьшей их себестоимости и обеспечивается нормальная, равномерная работа предприятий, обслуживаемых транспортом (строительных организаций, промышленных предприятий и др.).

Ритмичность работы предприятий транспорта означает по­стоянное на всем протяжении месяца выполнение и перевыпол­нение плана-графика по перевозкам. План-график может быть построен по-разному, в зависимости от конкретных условий. Он может быть построен равномерно по дням, пятидневкам, дека­дам или в нарастающем темпе.

Контроль над ритмичностью осуществляется в целом по пред­приятию и поотдельным его подразделениям. Контроль над рит­мичностью может проводиться по отправлению и погрузке, при­бытию и выгрузке грузов, по объему выполненных перевозок и грузообороту. Для этого используются плановые и отчетные дан­ные об объеме перевозок за каждый день; на их основе исчисля­ется фактический процент выполнения месячного плана. Его сравнивают с тем, который должен быть при ритмичной работе. Расчет этих показателей выполнен в табл. 1.3.

Таблица 1.3

 

 

 

 

Дни   Объем перевозок, тыс. т Выполнение месячного плана, %
план отчет по графику факти­чески
за день с начала месяца за день с начала месяца
  32,0 32,0 28,0 28,0 3,95 3,46
  32,0 64,0 34,5 62,5 7,9 7,71
  32,0 96,0 33,0 95,5 11,85 11,70
           
  33,0 810,0     100,0  

 

Сопоставление данных табл. 1.3 позволяет сделать вывод, что работа предприятия за три дня сентября проходила нерит­мично. Фактический процент выполнения месячного плана ни­же предусмотренной графиком ритмичной работы.

Многие предприятия при оперативном контроле за ходом выполнения плана используют графические изображения – ли­нейные диаграммы, на которые наносят плановые и фактичес­кие данные об объеме перевозок за каждый день. Сопоставление линии, отражающей фактический объем перевозок, с линией планового объема позволяет судить о ритмичности работы.

Эти два метода контроля дают правильное представление о характере и размере отклонений от плана. Но по ним нельзя оп­ределить количественную оценку, необходимую для сравнения ритмичности работы предприятия в разные периоды, а также для сравнения предприятий по уровню ритмичности. Для этих целей используют специальные показатели. Чаще всего на прак­тике применяется коэффициент ритмичности, исчисляемый по формуле

%, (18)

где Q 1–фактический объем перевозок за каждый день, но не выше объема планового задания;

Q 0– плановый объем перевозок за каждый день.

Чем ближе значение показателя к 100%, тем ритмичнее работа предприятия.

По данным табл. 1.3

%.

Недостатком этого показателя является то, что он не отража­ет перевыполнения суточных планов.

Более полно уровень неритмичности характеризуют числа аритмичности, рекомендуемые в литературе. Исчисляют отрица­тельное число аритмичности (η), положительное число арит­мичности (η+) и общее число аритмичности (η0). Для расчета чисел аритмичности суммируют раздельно относительные (в до­лях единицы) отклонения фактического объема перевозки от планового за дни выполнения и перевыполнения плана (поло­жительное число аритмичности), и за дни невыполнения плана (отрицательное число аритмичности). Сумма положительных и отрицательных чисел аритмичности дает общее число аритмич­ности. По данным табл. 1.4 исчислены числа аритмичности.

Таблица 1.4

Дни месяца Объем перевозок Выполнение плана (в долях) Числа аритмичности
план отчет отрицательные положительные
  32,0 28,0 0,875 0,125
  32,0 34,5 1,078 0,078
  32,0 33,0 1,031 0,031
Итого за 3 дня 0,125 0,109

η= 0,125; η+= 0,109;

Поскольку не существует нормативных значений чисел арит­мичности, для получения выводов о ритмичности работы пред­приятия их сравнивают со значениями предыдущих периодов. На предприятиях транспорта особое внимание должно быть уде­лено наличию отрицательных чисел аритмичности и выявлению причин отклонений от плана-графика.

При анализе статистических данных по перевозкам особое внимание следует уделять изучению качества перевозки грузов и обслуживания пассажиров. Важнейшими показателями в статис­тике перевозок грузов являются средняя продолжительность и средняя скорость доставки груза.

Качество пассажирских перевозок оценивается регуляр­ностью движения транспортных средств – поездов, автобусов, судов и др.

Регулярность движения автобусов определяется как отноше­ние количества рейсов, выполненных без нарушений расписа­ния, к количеству рейсов, предусмотренных расписанием. Рейс считается выполненным без нарушения расписания, если авто­бус отправился в рейс точно по расписанию, своевременно про­следовал все промежуточные контрольные пункты и прибыл на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклоне­ний. Допускаются следующие отклонения от расписания: на го­родских маршрутах ±2 мин, пригородных ±3 мин, междугород­ных ±5 мин.

Регулярность движения подвижного состава городского элек­тротранспорта определяется аналогично автобусам, однако до­пустимые отклонения от расписания несколько меньше, чем у автобусов. Например, для трамвая (троллейбуса) рейс считается выполненным без отклонения от расписания, если он отправил­ся с конечного пункта, проследовал контрольные пункты и при­был на другой конечный пункт во время, указанное в расписа­нии, или с отклонением от него плюс 2 мин (опоздание) или минус 1 мин (опережение). На маршрутах с интервалом движе­ния менее двух минут отклонение от расписания допускается плюс-минус одна минута.

Для оценки качества действующей сети автобусных, трол­лейбусных и трамвайных маршрутов с точки зрения обеспечения населения перевозками необходимо систематически прово­дить обследования пассажиропотоков на внутригородских и пригородных маршрутах. Они дают возможность установить распределение пассажиропотоков по остановочным пунктам маршрута, дням недели, времени суток. Эти данные необходи­мы для разработки новых расписаний движения транспортных средств для улучшения качества транспортного обслужива­ния населения.

Одной из важнейших задач статистики является выявление внутрипроизводственных резервов для повышения эффективности работы. Для решения этой задачи необходимо определить пока­затели использования транспортных средств и выявить их влия­ние на объем перевозок и транспортной работы.

Анализ динамики объема перевозок грузов и пассажиров слу­жит для обоснования планов на уровне предприятия. Интенсив­ность развития перевозок характеризуется следующими показа­телями динамики: абсолютным приростом, темпом роста, тем­пом прироста, абсолютным значением 1% прироста. Перечис­ленные показатели можно исчислять с переменной или постоянной базами сравнения. В табл. 1.5 дан пример расчета показателей динамики перевозки пасса­жиров автобусами в международном сообщении с переменной базой сравнения.

 

Таблица 1.5

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Перевезено пассажиров, млн. чел.   0,9   1,0   2,5
Абсолютный прирост, млн. чел.   1,0–0,9=0,1   2,5–1,0=1,5
Темп роста, % (1,0:0,9)×100=111,1 (2,5:1,0)×100=250,0
Темп прироста, % 111,1–100=11,1 250,0–100=150,0
Абсолютное значение 1% прироста, тыс. чел.     0,1×1000:11,1=9,01     1,5×1000:150,0=10,00

Средние годовые показатели динамики перевозки пассажи­ров рассчитываются так:

средний годовой объем перевозок (млн. чел.)

;

средний годовой абсолютный прирост (млн. чел.)

;

средний годовой темп роста (%)

;

средний годовой темп прироста (%)

средняя годовая величина 1% прироста (тыс. чел.)

.

Статистическим инструментом изучения экономических свя­зей регионов страны являются транспортные балансы, которые можно строить как по всей совокупности перевозимых грузов, так и по отдельным важнейшим грузам. В табл. 1.6 приведен пример транспортного баланса региона.

 

 

Таблица 1.6

Вид транспорта Отправление груза Прибытие груза Транспортный баланс
всего в том числе всего в том числе
внутри региона вывоз внутри региона ввоз
А              
Железнодорожный             –140
Внутренний водный               –40
Автомобильный             +10
Итого             –170

Транспортный баланс – система показателей, характеризую­щих отправление и прибытие грузов всем транспортом или его видали за определенный период времени (обычно год):

Схема баланса

Отправлено _ Прибыло = Транспортное (19)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.